Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими...

Виктория Юрьевна Тимофеева
Девизом к сегодняшнему размышлению я решила взять слова из послания к Римлянам (12:15) – «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».

Если обстоятельно подумать, и то и другое может оказаться довольно нелегко. Попробую пояснить…

Начну с первой части стиха – с радости.
Радоваться, конечно же, проще. Но тоже есть нюансы. Наверняка хотя бы раз в жизни все мы оказывались в ловушке, когда у кого-то случалось какое-то радостное событие, а мы оказывались не в силах разделить с человеком это состояние. Или потому, что у самих что-то происходило, что нам было не до того… Или, например, мы сами в свое время не получили или не достигли чего-то, поэтому испытываем чувство зависти или даже обиды на другого человека. И поэтому не радуемся.
Тем не менее, такие эпизоды, скорее, исключение. Поэтому мы все-таки можем разделить радость с кем-то, кто с нами ею поделился. 

А вот плакать с плачущими, т.е. проявлять сопереживание, эмпатию и участие в чьем-то горе – это может оказаться довольно энергозатратным. И если человек сам недостаточно эмоционально закален, или здесь-и-сейчас находится в не очень ресурсном состоянии, то поддержать ближнего и самому при этом не развалиться, будет несколько затруднительно.

Тем не менее, взаимовыручка и обоюдная поддержка в каждом из вариантов – в радости или в горе – ключевой момент для церковной общины.

Если взять любую книгу по душепопечению, то там можно встретить выражение «церковь – это терапевтическое сообщество». Т.е. – это такая среда, в которой должна происходить духовная терапия, причем, последняя исходит не только от пасторов, но и от других прихожан, которые поддерживают, укрепляют и ободряют друг друга.

Именно такая идеальная модель церкви, как терапевтического сообщества, и является наиболее эффективной и благотворно-целительной. Где каждый способен порадоваться с другими братьями и сестрами или же разделить с ними какое-то горевание.

Почему я говорю, что так должно быть в идеале… потому что, к сожалению, так происходит не везде и не всегда.

Пожалуй, это даже страшно, когда человек, например, не может поделиться своей радостью, потому что ответная реакция может быть совершенно мирской: «Ну и чему тут радоваться?!».

Или если случилась какая-то беда или сложная ситуация, а человек просто не понимает, к кому вообще можно пойти за помощью или хотя бы просто выговориться. Причин тому может быть масса – от боязни, что могут осудить или не так понять, до того, что просто стесняешься, во-первых, довериться, а во-вторых, так сказать, «нагрузить» кого-то своей проблемой.

И вот это, на мой взгляд, не только неправильно, но даже опасно, в т.ч. в духовном плане. Один из рисков - человек может просто уйти из церкви. И хорошо, если просто из конкретной церкви, а не совсем от Бога…

Такой пример есть и у меня самой… когда в ситуации взаимного недопонимания и обиды у меня просто не нашлось, к кому можно прийти посоветоваться. Решив, что так обо мне думает не только один человек, но и вся церковь, я просто ушла. Совсем. И заняло несколько лет прежде, чем Бог меня вернул назад.

Слава Богу, что сейчас все иначе. И в моем корпусе (церкви) есть те, кому я могу безоговорочно доверять, к кому можно обратиться и при необходимости выговориться, пробушевать, поплакать и просто получить поддержку моральную и молитвенную.
 
Очень важно, чтобы это было в порядке вещей, чтобы в церквях прихожане и служители знали, что могут рассчитывать на такую поддержку и на то, что другие братья и сестры разделят с ними и радости и печали.