Куда девать свою старость

Владимир Смирнов 25
     Среди бесчисленных западных туристов, разъезжающих по всему миру, явно преобладают субъекты глубоко пожилого, а то и старческого возраста. Это бросается в глаза и вызывает завистливый комментарий наших сограждан. Вот, мол, настоящая жизнь. Вот, мол, достойная пенсия и достойная старость.
     Пенсия у нас, конечно, позорная. На ней не только по другим странам, а и по родине далеко не уедешь. Но, завидуя западным пенсиям, я все-таки почти не завидую туристическому времяпровождению этих старичков. Честно говоря, мне неловко видеть гогочущих бабушек и дедушек в вестибюлях гостиниц. Неловко видеть не только подагрические суставы и варикозные вены на беспардонно обнаженных нижних конечностях, но и вообще все эти географические метания, стремление освоить как можно больше земной поверхности непосредственно перед тем как упокоиться в крошечном объеме захоронения. Зачем? Добро бы путешествия продлевали и украшали жизнь, так нет же: дороги утомляют, а туристические красоты проваливаются в нас, как в прорву.
     Наверное, во мне еще крепко сидят привычки советского шестидесятника, но, согласитесь: нормальная человеческая природа требует, чтобы мы осваивали пространство в молодости, а не в старости. Лазать по горам и пещерам, сплавляться на плотах и байдарках, продираться в чащах, уезжать на далекие стройки (хотя бы и по комсомольским путевкам) – всё это законные прерогативы молодости. А для старости естественны другие прерогативы: возиться с внуками, умиленно узнавая себя в их возрасте; выращивать цветы, а то и овощи на даче, заниматься рукоделием, читать хорошие книги, которые не стареют; ворчать на то, что показывают по телевизору.
     Всему свое время. Молодость стремится вдаль, зрелость – вширь, старость – вглубь. Это естественный порядок вещей, нарушать который не только бессмысленно, но и опасно.
     Разумеется, я не ратую за прикованность пожилых людей к домашней работе. Знаю, что повидать мир хочется не только в молодости и не только по телевизору. Но обилие стариков обоего пола, посвятивших остаток жизни поверхностному туристическому скольжению – это признак слома природного порядка. Цивилизация довела людей до того, что им скучно в собственном дому, они не знают, куда девать свою старость.
     Впрочем, не стану зря лукавить, иногда и мне хочется поехать из Мурманска куда-нибудь на другой край света, побродить среди чужих обычаев, среди чужих людей. После этого свои еще роднее кажутся.
     Увы, денег нет.