Памятка пассажирам Яндекс-Такси

Евгений Соснин
Памятка
пассажиру Яндекс такси (Uber, Везёт)
самая краткая из возможных.
Сокращения в тексте:
ЯТ – яндекс такси.
ЯН - навигатор

Пассажиры такси, используя приложение ЯТ, часто сталкиваются с некоторыми необъяснимыми проблемами, но поддержка ЯТ на вопросы о них отвечает почти всегда одинаково: «мы сожалеем, что у вас возникли проблемы, держите сто рубликов на следующую поездку». При этом проблема остаётся нерешённой, а Вы уже договорились на следующую поездку! Это краткое «пособие» написано для понимания типичных проблем с ЯТ и ни в коем случае не пытается учить жить! Внимание! Если вам это не нужно и неинтересно, пожалуйста, не утруждайте себя комментариями.

Итак, стандартные проблемные ситуации в тарифе «комфорт» от ЯТ:
 
Я хочу покурить «вейп», попить пива (сок, энергетик), таксист бухтит и не разрешает, в чем проблема?

-  проблема в следующих пассажирах, которым может не понравиться запах в машине, они обязательно поставят водителю плохую оценку, тем самым снизят ему рейтинг.
-  Вейп имеет запах, то есть, это однозначно пахнет! В салоне автомобиля класса «С» объёмом примерно 2,8 м3 любой запах становится чувствительным – табак, алкоголь, химия, ароматизаторы, парфюм, перегар и даже, извините, запах изо рта. Да, и от таксиста, конечно.
-  при всём уважении, Вы можете быть самым трезвым, адекватным и аккуратным человеком, но на дороге всё непредсказуемо: резкие торможения, уход от столкновения, внезапная яма или ухаб, рука может не удержать открытую банку, а её содержимое будет «благоухать» в машине до самой химчистки, напоминая всем о Вас и водителю о собственной доброте.
-  в самом водителе, который не курит и пытается сохранить салон машины
в приличном состоянии, без дополнительных моек и внеочередных химчисток. Это его рабочее место, жизненное пространство, в котором он проводит по 12 часов в день. А может, это - его личный автомобиль.
-  совет: если Вы не можете выдержать таких лишений из-за долгой поездки, можете попросить остановиться на перекур, это ничего не будет Вам стоить.
-  такси, это, конечно, услуга. Но, уточним, она в чистом виде подразумевает доставку пассажира из точки «А» в точку «Б». Приехать вовремя, на исправном автомобиле, аккуратно и безопасно довезти, что ещё? О, да, конечно! Точность подачи такси!

 Поиск машины! Таксист отметился «на месте», но я его не вижу! В чем проблема?

-  в точке, которую Вы отметили, как своё местоположение! Доверили эту задачу ЯТ, но не проверили, где именно точка стоит и куда переползла независимо от Вашей уверенности. Таксист - не волшебник, он приехал именно туда, куда вела его программа, он вовсе не желает играть в прятки: «а давай-ка я встану за домом, пусть меня поищут!». Приложения ЯТ и ЯН связаны между собой, они знают, где находятся шлагбаумы, проезды, тупики и т.д., и обычно имеют хороший процент точности. Но частенько они приводят водителя к Вашему окну в комнате на другой стороне дома… Заказов много, поэтому времени для анализа у таксиста практически нет, и он едет по указателю до самой точки. Поэтому, когда Вы хотите, чтобы такси подъехало именно к Вашему подъезду, а не к остановке общественного транспорта на улице со стороны окна спальни, укажите точный адрес, например, Калачева, 15, подъезд 4. Это займёт намного меньше времени и нервов, чем последующий поиск машины такси.
-  в приложении ЯТ водитель далеко не всегда видит конечную точку Вашего заказа, когда едет к Вам. Он увидит её, когда нажмёт кнопку «на месте». А Вы можете поехать куда угодно: в пригород, в сады с грунтовыми узкими дорогами, в район, откуда таксисту придётся долго возвращаться без шанса взять другой заказ и т.д., и т.п. Поэтому, обнаружив такой сюрприз, таксист может включить режим «невидимки» (самолётик в телефоне), и тихо уехать от Вас подальше, не отвечая на звонки или неся какую-нибудь ахинею. Почему так? А чтобы не терять баллы активности (16 шт) за самостоятельную отмену заказа, а это значимая для водителя цифра.
-  соответственно, можно посоветовать: если Ваша поездка, например, за город, обязательно напишите комментарий «поедем в сад «Левый берег»». Кому это будет неинтересно, тот просто не возьмет такую заявку, потеряв не так много баллов (4-6 шт), а Вы избавите себя от риска вдруг не найти машину, или застрахуетесь от нескольких отказов.   
-  Ваш дом имеет свою огороженную территорию с воротами или шлагбаумами в разных количествах и направлениях, а у Вас в заказе указан только номер подъезда, к которому нельзя подъехать. Навигатор может привести водителя к любым воротам, в зависимости откуда тот ехал на Ваш заказ. Для сохранения нервной системы таксисты, как правило, не пытаются заехать на территорию, если пассажир об этом не просил. 
-  точка стоит ровно посередине дома, у которого с одной стороны кафе, парикмахерские и магазины, с другой стороны подъезды, а с торца какой-то офис. Вот тут навигатор предоставляет водителю возможность угадать место подачи самостоятельно, а таксист, как уже сказано, совсем не экстрасенс. Во всех случаях страдают рейтинги у всех сторон таких конфликтов.

Какой-то рейтинг, почему у меня не пятерка? В чём проблема?

-  не поверите, в платном ожидании. Эй, спросите Вы, за него же платят, что за дела?! Тут, как говорится, есть нюансы: три минуты бесплатного ожидания входят в норматив количества заказов на смену таксиста. Если в цифрах, то из 20-30 условно обязательного для таксопарков количества заказов набегает до полутора часов из этих трех минут на заказ (!), в течение этого времени можно было бы выполнить ещё, как минимум, две-три заявки. Или сделать какие-то свои дела. Увы, таково условие сервиса ЯТ и это таксисты терпят. Но! Если за бесплатным ожиданием начинает тянуться время неопределённости: одна, две, пять минут… а ведь таксист привязан к месту, к машине, мешает проезду во дворе дома, час-пик в самом разгаре, а он знать не знает, когда выйдет пассажир, это реально начинает бесить. Было бы неплохо выходить вовремя, но если уж нет, то напишите водителю о своей задержке, он это оценит.
-  пассажир заказывает такси в тесный двор, где нет возможности с кем-то разъехаться, но не выходит заранее, водителю приходится быть в постоянном движении: кого-то пропустить, и обязательно вернуться в зону видимости, чтобы пассажир (не дай бог!) не потерял такси. 
-  пассажир не вышел в течение трёх бесплатных минут, а то и платное время ожидания добавилось, зато начинает торопить – я опаздываю! Вы серьёзно? Да ладно?!
-  пассажир молча включает музыку/интернет/видео на смартфоне, не убавляя громкость, либо громче, чем играет радио в машине. Начинает громко разговаривать по телефону, особенно, если сел на переднее сиденье.
-  не поздоровался, молча вышел на конечном адресе, не отряхнул ноги от налипшего снега/грязи, обстучал ноги о порог машины…
-  пассажиры с маленькими детьми, без заказа детского тарифа, но со своими автокреслами, без предупреждения в комментарии к заказу. Не все водители любят возить детей, не у всех есть накидки на спинки сидений, не все родители… хм, справляются со своими чадами. Детей, бывает, тошнит, они не умеют сказать об этом, они пинают спинки сидений, что-то едят или пьют… в общем, не все таксисты к этому готовы.
-  школьники младших классов, у которых заказ за наличный расчёт. Родители, вы в своём уме? И что делать таксисту, если у ребёнка не окажется денег? В наше-то непростое время.
-  четверо пассажиров, заказывающие такси в тарифе «комфорт». Вчетвером условно комфортно только если это семья, в остальных случаях это выглядит «супер экономом», увы.
- пассажиры с домашними животными, как отдельная каста, их абсолютно не волнует шерсть на переносках, на себе, на всём вокруг. Что животные могут вести себя, как дети - и стошнить их может, и поорать могут, и даже нагадить, хозяевам в голову не приходит. Но они не стремятся указывать, что поездка будет с животным. Один человек с переноской так и признался: -«если пишешь, что с животным, такси не дождёшься». А и не удивительно.
-  и ещё: как было рассказано выше, когда пассажир не уточнил место подачи, безуспешно ищет машину, звонит и задаёт Самый Бесячий вопрос для таксиста: «А вы где?!»

Влияет ли рейтинг на Ваши последующие поездки?

Сегодня уже, отчасти, да. А ведь ещё год назад этот рейтинг не влиял вообще ни на что и был придуман явно для «спуска пара» таксистов, которым что-либо не понравилось в поездке - адрес, стоимость, расстояние, время, маршрут или поведение пассажира, таким образом ЯТ снял часть нагрузки со своей службы поддержки, спас её от звонков нервных водителей. А теперь от заказов с рейтингом пассажира меньше 4,8 опытный таксист старается отказаться, потому что там явно возможны какие-то проблемы - заметьте, что один водитель не может снизить рейтинг пассажира глобально. В таких случаях поиск машины в программе для пассажира может затягиваться, потому что ЯТ ищет машины в увеличенном радиусе. И только-то.
Но ЯТ, как видим, работает над этой проблемой, может быть, повысят процент, будут делать наценку к цене в зависимости от рейтинга, кто их знает?
Будьте взаимно вежливы в наше непростое время, это избавит нас всех от лишних проблем, уверяю вас! Добра в Новом году!