Сандро Боттичелли

Юрий Сенин 2
Имена Боттичелли и Савонаролы я узнал одновременно, еще в школе на уроке физики. Физичка наша благополучно ушла в декрет, а заменять ее стал Мыльников Михаил Викторович по просьбе нашего директора, Ф.А.Корниенко. Преподаватель наш много чего знал, и не только по физике, и делился с этим ворохом знаний с нами щедро и непринужденно. Так он в двух словах рассказал о Золотом веке Флоренции, о Лоренцо Великолепном и неистовом Савонароле (о последнем я здесь уже писал см. «Джироламо Савонарола. О неистовости» - http://stihi.ru/2021/01/28/935). Тогда меня поразило только то, что пылкими речами можно так на человека повлиять, что он свои гениальные бесценные картины сам понесет к костру и начнет их жечь. Правда, то, что Сандро Боттичелли сжигал свои картины установлено только по воспоминаниям его друзей и знакомых, нет ни одного названия картины, которую он сжёг тогда. Ну и о художнике:
     Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипеепи), 1445 - 1510, итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи раннего итальянского Возрождения, представитель флорентийской школы живописи периода кватроченто.
     Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.
Учился живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет.  На его манеру писать также повлияли работы братьев Поллайоло - Антонио и Пьеро.
С 1470 года Боттичелли уже имел собственную мастерскую неподалёку от Церкви Всех Святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470—1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
      В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии.
      Какое именно влияние произвел на Боттичелли Савонарола – это точно мы не узнаем, есть различные свидетельства, как я уже и писал, но судьба города, искусства, да и всей Италии зависела тогда от неистового Савонаролы. Поражает конечно, как один человек мог просто словом действовать на толпу, на мастеров и на олигархов (в обычном смысле).  Сандро Боттичелли не стал исключением, он стал свидетелем пламенных речей, раздававшихся в тогдашней Флоренции, резко контрастировавшими с утонченной атмосферой двора Лоренцо Великолепного. Савонарола: «Вы - порода свиней! Вы погрязли в языческом блуде. Вы извращены во всем: в речи и в молчании, в действии и в бездействии, в вере и в неверии. Церковь, смрад от которой поднимается до самого неба, умножила свои блудодеяния во вселенной, превратилась в дом терпимости». Так вещал в храмах и на площадях низенький человек с неприятным профилем, в дырявом плаще и нахлобученном капюшоне, монах по имени Савонарола из монастыря Сан Марко. Он обличал пороки и преступления власть имущих, но и отвергал всю культуру начинающегося Ренессанса, он был врагом Медичи и врагом папы, и за ним шли толпы приверженцев. Папа терпел всё, даже предлагал Савонароле шапку кардинала, но тот продолжал обличать и критиковать папский престол. В конце концов папа отлучил Савонаролу от церкви, в ответ тот сам отлучил папу. На короткое время он стал истинным хозяином Флоренции. По его приказу сжигали на кострах книги и произведения искусства. Но в конце концов сожгли его самого. Тут важны два момента: во многом сам Савонарола был предшественником Ренессанса, а по своим разоблачениям папы и церкви он был предтечей протестантизма, Лютер и Кальвин уже были не за горами. Вот такое здесь противоречие.
    Утонченная патрицианская культура двора Медичи и исступленные проклятия культуре и живописи, все изображения языческих богов и богинь, в частности, Венеры, так любимой Боттичелли, всё это привело к неминуемому столкновению Савонаролы с Лоренцо Великолепным. И ведь Савонарола многого добился: Флоренция под его властью всерьез занималась решением проблемы бедного населения, он строил такой христианский социализм, и всё было хорошо, пока все пророчества Савонаролы сбывались, и всё у него получалось. Читайте, конец его был ужасен. После ареста его пытали несколько раз в сутки (есть сведения, что 14 раз), всё это продолжалось почти два месяца, затем ему вынесли приговор и повесили при огромном стечении народа, а затем тело его было сожжено.
    А Боттичелли принадлежал и той, и другой Флоренции, он был близок и ко двору Медичи, который несомненно на него повлиял, равно как и к приверженцам и почитателям Савонаролы.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1486. Галерея Уффици, Флоренция.
3.1.2023