Эссе Апостол Пётр. Он научился прощению...

Михаил Моисеев
АПОСТОЛ ПЁТР. ОН НАУЧИЛСЯ ПРОЩЕНИЮ У СВОЕГО УЧИТЕЛЯ.

ПЁТР встретился взглядом с Иисусом. Трудно сказать, что он прочёл в его глазах: разочарование? укор? В Писании лишь говорится, что «Господь обернулся и посмотрел на Петра» (Луки 22:61). Вряд ли Пётр смог забыть этот взгляд. Он осознал, что предал своего Учителя. Произошло именно то, о чём предупреждал Иисус: Пётр отрёкся от своего Господа, которого так любил. А ведь совсем недавно он самоуверенно хвастался, что никогда так не поступит. Всё это повергло его в отчаяние, сделав и без того мрачный день настоящим кошмаром.

Конечно, для Петра не всё было потеряно. У него была крепкая вера, и он ещё мог исправиться. Петру предстояло усвоить важный урок, который чуть позже преподал ему Иисус,— урок прощения. Этот урок важен и для нас. Поэтому давайте узнаем, как его усвоил Пётр.

ЕМУ ПРЕДСТОЯЛО МНОГОМУ НАУЧИТЬСЯ.

Приблизительно за полгода до этих событий Пётр, находясь в своём родном городе Капернауме, спросил Иисуса: «Господи, сколько раз я должен прощать своего брата, если он грешит против меня? До семи ли раз?» Петр, вероятно, считал себя великодушным, ведь религиозные руководители того времени учили, что прощать нужно только три раза. Но Иисус ответил: «Не до семи, а до семидесяти семи раз» (Матф. 18:21, 22).

Имел ли Иисус в виду, что Петру нужно вести строгий учёт проступков обидчика? Конечно нет. Сказав, что нужно прощать не 7, а 77 раз, Иисус дал понять, что любовь не ставит каких-либо ограничений в отношении прощения (1 Кор. 13:4, 5). Тем самым Иисус показал, что на мышление Петра повлияли взгляды чёрствых, лишённых сострадания людей, которые, образно говоря, заносили обиды в долговую книгу. В отличие от таких людей Бог прощает великодушно. (Прочитайте 1 Иоанна 1:7—9.)

Пётр не стал спорить с Иисусом. Но достиг ли урок его сердца? Обычно люди начинают понимать, что; такое прощение, только когда сами отчаянно в нём нуждаются. Поэтому давайте уделим особое внимание событиям, которые предшествовали смерти Иисуса. Ведь в те трудные часы Пётр неоднократно огорчал своего Господа.

ПЁТР НУЖДАЛСЯ В ПРОЩЕНИИ.

День клонился к вечеру. Иисус знал, что это последний день его земной жизни. Он ещё многому хотел научить своих апостолов, в частности смирению. Вечером, когда ученики возлегли за столом, он встал и начал мыть им ноги. Эту работу обычно выполняли слуги. Вначале Пётр вообще не понял, почему Иисус это делает. Затем он возразил: «Никогда ты не будешь мыть мне ноги!» А потом стал настаивать, чтобы Иисус вымыл ему не только ноги, но и руки, и голову! Не теряя самообладания, Иисус спокойно объяснил апостолам значение того, что сделал (Иоан. 13:1—17).

Спустя совсем немного времени Иисусу опять пришлось проявить терпение к Петру. Ученики вновь затеяли спор о том, кто из них больший, и Пётр не остался в стороне. Можно представить, каково было Иисусу наблюдать за этим постыдным проявлением человеческой гордости. Он постарался по-доброму их исправить и даже похвалил за верность и преданность. Тем не менее он сказал, что вскоре все они покинут его. Пётр же стал убеждать своего Учителя, что даже под угрозой смерти он не оставит его. На это Иисус ответил: «Сегодня, этой же ночью, даже ты, прежде чем дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от меня». Пётр не только не согласился с Иисусом, но и стал хвастаться, что окажется более верным из апостолов (Матф. 26:31—35; Мар. 14:27—31; Луки 22:24—28; Иоан. 13:36—38).

Как Иисусу удавалось сохранять самообладание? В это непростое время Иисус искал в своих несовершенных апостолах доброе. Он знал, что Пётр оставит его, но всё же сказал: «Я горячо молился о тебе, о том, чтобы твоя вера не иссякла. И ты, вернувшись, укрепи своих братьев» (Луки 22:32). Этими словами Иисус выразил уверенность в том, что Пётр вновь обретёт духовные силы. Какой замечательный пример великодушия и готовности прощать!

Позже в Гефсиманском саду Петра понадобилось исправить несколько раз. Иисус просил его, а также Иакова и Иоанна бодрствовать, пока он молится. Он испытывал сильнейшее эмоциональное напряжение и очень нуждался в поддержке, но Пётр и другие апостолы не раз засыпали. Иисус не стал ругать их за это, а с пониманием сказал: «Дух бодр, а плоть слаба» (Мар. 14:32—41).

Через некоторое время к ним приблизилась толпа, вооруженная мечами и дубинками. В такой ситуации вести себя следовало крайне осторожно и благоразумно. Вместо этого Петр выхватил из ножен меч, замахнулся на Малха, раба первосвященника, и отсёк ему ухо. Сохраняя спокойствие, Иисус исправил Петра, а затем исцелил раба. Иисус объяснил Петру, что его последователи не должны быть воинственными. Этого принципа все истинные христиане придерживаются по сей день (Матф. 26:47—55; Луки 22:47—51; Иоан. 18:10, 11). Иисус уже не раз прощал Петра, и это напоминает нам, что все мы часто согрешаем. (Прочитайте Иакова 3:2.) Да и кто из нас не нуждается в Божьем прощении каждый день? В нём нуждался и Пётр, особенно в ту ночь. Что же тогда произошло?

САМАЯ СЕРЬЁЗНАЯ ОШИБКА ПЕТРА.

Иисус знал, что толпа пришла за ним, поэтому сказал, чтобы его учеников отпустили. Пётр беспомощно наблюдал, как связывают Иисуса. Затем, как и другие апостолы, он убежал.

Пётр и Иоанн решили пойти к дому бывшего первосвященника Анны, куда Иисуса привели на допрос. Когда стражники уводили Иисуса, Пётр и Иоанн следовали за ними, но «на некотором расстоянии» (Матф. 26:58; Иоан. 18:12, 13). Петра нельзя назвать трусом. Безусловно, чтобы пойти за вооружённой толпой, требовалась смелость. К тому же он ранил раба первосвященника. Однако в действиях Петра не было видно той преданной любви, о которой он так гордо заявлял, говоря, что готов умереть за своего Учителя (Мар. 14:31).

Как и Пётр, многие люди сегодня следуют за Христом на «некотором расстоянии»: так, чтобы это было не заметно для других. Однако, как позднее написал сам Пётр, быть истинным последователем Христа можно, только если во всём ему подражать, чего бы это ни стоило. (Прочитайте 1 Петра 2:21.)

Очень осторожно Пётр подошёл к одному из самых роскошных домов Иерусалима. Этот дом принадлежал богатому и влиятельному первосвященнику Каиафе. Обычно в таких домах двор был обнесён стеной. Когда Пётр подошёл к воротам, его не впустили. Но Иоанн, который к тому времени уже был во дворе, уговорил привратницу впустить Петра. По всей видимости, Пётр не остался рядом с Иоанном, но и войти в дом, чтобы поддержать своего Учителя, он тоже не решился. Здесь, во дворе, среди прислуги и рабов, которые той холодной ночью грелись у яркого костра, он наблюдал, как приходили и уходили люди, которые лжесвидетельствовали против Иисуса (Мар. 14:54—57; Иоан. 18:15, 16, 18).

У костра служанка, впустившая Петра во двор, смогла лучше разглядеть его лицо. Она узнала его. «Ты тоже был с Иисусом-галилеянином!» — воскликнула она. Застигнутый врасплох, Пётр стал отрицать, что знает Иисуса, делая вид, что вообще не понимает, о чём идёт речь. Стараясь оставаться незамеченным, Пётр отошёл к воротам, но там другая служанка сказала: «Этот человек был с Иисусом-назаретянином». — «Я не знаю этого человека!» — поклялся Петр (Матф. 26:69—72; Мар. 14:66—68). Возможно, именно тогда первый раз пропел петух. Но Пётр был в таком замешательстве, что не вспомнил пророчество, которое всего несколько часов назад изрёк Иисус.

Пётр по-прежнему старался не привлекать внимания, но безуспешно. К нему подошла группа людей. Среди них был родственник Малха — раба, которого ранил Петр. Он сказал Петру: «Не тебя ли я видел с ним в саду?» Пётр вновь стал говорить, что не знает этого человека, и даже клясться и призывать на себя проклятия, если он обманывает. Едва он произнёс эти слова, как пропел петух, второй раз за ту ночь (Иоан. 18:26, 27; Мар. 14:71, 72).

Как раз в это время на балконе, выходящем во двор, появился Иисус. И, как упоминалось в начале, он повернулся и посмотрел на Петра. Тот вдруг понял, что предал своего Учителя. Глубоко опечаленный, Пётр покинул дом первосвященника и побрёл по улицам, залитым холодным лунным светом. Унылый пейзаж стал расплываться: его глаза заволокло слезами. Не выдержав, он зарыдал (Мар. 14:72; Луки 22:61, 62).

Оказавшись в подобных обстоятельствах, кто-то может прийти к выводу, что не заслуживает прощения. Наверное, так думал и Пётр. Но правильно ли так думать?

ЗАСЛУЖИВАЛ ЛИ ПЁТР ПРОЩЕНИЯ?

Трудно представить ту душевную боль, которую Пётр испытал на следующий день, узнав, что после долгих часов мучений Иисус умер. Наверняка, его терзала мысль о том, что он отказался от своего Учителя в последний день его жизни на земле. Но, как бы тяжело ему ни было, Пётр не стал впадать в уныние. Ведь вскоре после этих событий он вновь был вместе со своими братьями (Луки 24:33). Несомненно, все апостолы сожалели о том, как они поступили в ту ночь, и теперь у них была возможность утешить друг друга.

Мы можем многому научиться из того, как повёл себя Пётр. Когда служитель Бога оступается, важнее не то, насколько серьёзен его проступок, а то, насколько сильно его желание исправиться. (Прочитайте Притчи 24:16.) Пётр, придя на эту встречу несмотря на подавленность, показал, что у него крепкая вера. Когда человека гнетет печаль или чувство вины, ему хочется замкнуться в себе, но это делать опасно (Прит. 18:1). Было бы мудро не отделяться от соверующих, а вместе с ними укрепляться духовно (Евр. 10:24, 25).

На той встрече Пётр узнал ошеломляющую новость: из памятного склепа исчезло тело Иисуса. Пётр и Иоанн сразу же побежали к склепу, вход в который после похорон Иисуса закрыли. Иоанн прибежал первым, вероятно, потому, что был моложе. Вход в склеп был открыт, но Иоанн не решался войти. Зато Пётр, хоть и запыхался от бега, вошёл туда не задумываясь. Склеп был пуст! (Иоан. 20:3—9).

Поверил ли Пётр, что Иисус воскрес? Не сразу. Он продолжал сомневаться даже тогда, когда женщины, которые следовали за Христом, рассказали, что ангелы сообщили им о воскресении Иисуса (Луки 23:55—24:11). Но к концу дня его сомнения и печаль развеялись. Иисус и вправду был жив и стал могущественной духовной личностью! Он явился всем своим ученикам, но прежде сделал нечто особенное. В тот день апостолы сказали: «Поистине Господь воскрес и явился Симону!» (Луки 24:34). Как позднее написал Павел, Иисус «явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор. 15:5). У Петра было несколько имен, в том числе Кифа и Симон. По всей видимости, Иисус явился Петру, когда тот был один.

Подробности этой встречи не записаны в Библии. Они известны лишь им двоим. Представьте, что; почувствовал Пётр, когда ему явился Иисус. Наверняка, он выразил своё глубокое раскаяние и сожаление. Он желал только одного — прощения. Без сомнений, Иисус его полностью простил. Если сегодня кто-то из христиан совершит грех, ему стоит помнить случай, произошедший с Петром. Не следует думать, что Бог никогда нас не простит. Иисус в совершенстве отражал качества своего Отца, который великодушно прощает (Ис. 55:7).

ПЁТР ЕЩЁ РАЗ УБЕДИЛСЯ, ЧТО ПРОЩЁН

Иисус повелел своим апостолам идти в Галилею, где они вновь должны были с ним встретиться. Там Пётр и некоторые другие ученики пошли ловить рыбу в Галилейском море.
 
Пётр опять оказался в привычной для себя обстановке. Поскрипывание рыбацкой лодки, плеск волн, грубые сети в руках — всё это было так близко Петру. Той ночью они ничего не поймали (Матф. 26:32; Иоан. 21:1—3).

На рассвете их кто-то окликнул с берега и предложил закинуть сети с другой стороны лодки. Они так и сделали и вытащили огромный улов — 153 рыбы! Пётр узнал того, кто их звал. Он выпрыгнул из лодки и поплыл к берегу. Иисус приготовил на углях завтрак для своих верных друзей. Затем он обратился к Петру (Иоан. 21:4—14).
 
«Любишь ли ты меня больше их?» — спросил Иисус Петра, очевидно, указывая на рыб, которых апостолы только что поймали. Окажется ли любовь Петра к рыбной ловле сильнее его любви к Иисусу? Ранее Пётр трижды отрёкся от своего Господа, и сейчас Иисус позволил апостолу трижды выразить свою любовь к нему в присутствии других учеников. Затем он объяснил Петру, как следует проявлять эту любовь: ценить священное служение превыше всего остального, а также питать, укреплять и пасти стадо Христа, то есть его верных последователей (Луки 22:32; Иоан. 21:15—17).

Иисус заверил Петра, что тот может сделать ещё много полезного. Он также дал понять, что Петру предстоит сыграть важную роль в христианском собрании. Можно было не сомневаться в том, что Иисус его полностью простил! Пётр был глубоко тронут таким проявлением любви.

Ещё много лет после тех событий Пётр верно служил Богу. Он укреплял братьев, как и велел ему Иисус в ночь накануне своей смерти. Он нежно заботился о последователях Христа и питал их духовно. Симон, в соответствии со значением имени, которое дал ему Иисус, стал Петром, или «скалой»,— прочной, надёжной опорой для христианского собрания. В этом можно убедиться, прочитав два тёплых письма Петра, которые стали частью Библии. Из них также видно, что Пётр навсегда запомнил урок прощения, который преподал ему Иисус. (Прочитайте 1 Петра 3:8, 9; 4:8.)

Как же важно, чтобы и мы усвоили этот урок. Просим ли мы у Бога прощения за многочисленные грехи, которые совершаем каждый день? Верим ли, что он прощает нас? Прощаем ли мы других? Поступая так, мы будем подражать вере Петра и милосердию его Учителя, Иисуса Христа.