Знал завод, как свои пять пальцев

Галина Александровна Романова
Из книги "Наш завод. Время. События. Люди"

Филиппов Александр Иванович
(17.10.1924 - 11.02.2008)
 
Из личного дела

Родился А.И. Филиппов в деревне Карманово Зарайского района Московской области. Работать начал в 1941 на Зарайской обувной фабрике.
Участник Великой Отечественной войны. Учебный полк НКВД – Народного комиссариата внутренних дел (август 1942 – январь 1943). 115 полк НКВД (январь 1943 – январь 1944). Школа МК (январь 1944 – апрель 1944). 103 погранотряд 31 дивизии (апрель 1944 – июнь 1946). Служба в Советской Армии (июнь 1946 – ноябрь 1954).

На БЛМЗ работал с 20.12.1954 по 29.07.1988 и с 23.03.1992 по 29.12.2001. Трудовой стаж – 43 года. Окончил без отрыва от производства Всесоюзный заочный машиностроительный институт (1961) по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Токарь (1954–1959), сменный мастер (1959), старший мастер (1959–1961), начальник участка № 8 (1961–1964), начальник цеха № 12 (1964–1965), начальник механического производства завода (1965–1971), заместитель главного инженера по механическому производству (1971–1973), главный инженер завода (1973–1986), заместитель главного инженера (1986–1988), мастер (1992–1995), начальник бюро (1995–1999), начальник отдела (1999–2003).

Награды

Имеет правительственные награды. 4 ордена: Знак Почёта (1971), Трудового Красного Знамени (1976 – за заслуги в создании, испытании и освоении производства новой техники; 1981 – за разработку и изготовление агрегатов для новой техники), Отечественной войны II степени (1985). Награждён 6 медалями СССР: «За победу над Германией» (1945), «ХХХ лет Советской Армии и флота» (1949), ХХ лет победы в ВОВ 1941-1945г. (1965), «Ветеран труда» (1984) и др. Награждён другими наградами: нагрудные значки «Почётный авиастроитель» (1982), «Отличник качества» (МАП и Президиум ЦК профсоюзов), «Отличник рационализации и изобретательства» (1983); Почётный знак гражданской обороны СССР, Бронзовая медаль ВДНХ (1978). Являлся пенсионером Республиканского значения.

Как складывалась карьера

На первую руководящую должность Александр Иванович Филиппов был назначен приказом директора завода П.Н. Лысова от 9.05.1959 №97/к: «В связи с организацией в механическом производстве поточных линий по обработке секторов и головки поперечной рулевой тяги …, что вызвало резкое увеличение объёма работ участка № 4, приказываю … участок обработки обечаек, рубашек, колпачков, шестерен … и биметаллических секторов выделить в самостоятельный участок и присвоить ему № 7. Сменными мастерами участка № 7 назначить т.т. Филиппова А.И. и Фёдорова А.П.».

Назначение на ключевые руководящие должности предприятия в те годы производилось 7-ым Главным управлением Министерства авиационной промышленности (МАП), к которому относился завод. В 1965 году просьба назначить Филиппова Александра Ивановича на должность начальника механического производства завода была подписана директором завода В.И. Дёминым, секретарём парткома А.А. Русановым, председателем завкома А. Протасовым, согласована с секретарём Балашихинского ГК КПСС А. Баланиным и направлена начальнику 7 ГУ МАП Л.П. Биткову. В ней говорилось:

«Данное назначение вызвано тем, что механическое производство выделяется в самостоятельный производственный комплекс в целях дальнейшего развития, повышения качества, технического уровня и культуры производства завода. … Тов. Филиппов А.И. – технически грамотный инженер, хороший руководитель и организатор, хорошо знает механическое производство. Цех, руководимый тов. Филипповым А.И., ежемесячно перевыполняет производственную программу. Тов. Филиппов А.И. является активным рационализатором и изобретателем». К тому времени Александром Ивановичем было подан большой ряд рационализаторских предложения и заявок на изобретения, из которых 8 предложений были внедрены в производстве.

Как раз в этот период, когда решалось назначение Филиппова А.И. на должность начальника механического производства, произошёл несчастный случай в его цехе: при обрубке диска на прессе только что принятой на работу штамповщице травмировало кисть правой руки. Этот случай был досконально проанализирован. В приказе, который последовал тут же за объявленным А.И. Филиппову выговором, было намечено 13 серьёзных технических и организационных мероприятий. С тех пор Александр Иванович был особенно строг и придирчив ко всему, что касалось техники безопасности в производстве.
На должность начальника механического производства БЛМЗ А.И. Филиппов был назначен приказом начальника 7-го ГУ МАП А.А. Рюминым от 17.11.1965 № 92. На должности начальника цеха №12 А.И. Филиппова сменил А.Ф. Иконописцев.

На имя того же А.А. Рюмина всего через пять с половиной лет ушло предложение снова повысить А.И. Филиппова в должности, и с 5.04.1971 Александр Иванович стал заместителем главного инженера по механическому производству. Приказ подписал директор БЛМЗ А.М. Берёзко. Главным инженером Балашихинского литейно-механического завода А.И. Филиппов был назначен 26.06.1973 приказом № 419/к Министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева.


Фрагмент подписи в экспозиции заводского музея:
"Он был уверен, что без технического перевооружения цехов нельзя повысить производительность труда, увеличить объём производства, обеспечить ритмичную работу. Он проявил инциативу и настойчивость в обеспечении завода современным новейшим оборудованием и увеличении производственных площадей, пуска оборудования в эксплуатацию. выполнение этой задачи позволило резко увеличить выпуск готовых изделий, работать ритмично, выполнять план реализации".

Кто не работает, тот…

В жизни всегда надо уметь отвечать, а если ты руководитель – тем более. Вот и Александру Ивановичу наряду с поощрениями приходилось получать и порицания. Об этом свидетельствует, например, такой список, сделанный на основании его личного дела:

– Благодарность Министра авиационной промышленности (приказ от 16.09.1974 № 819/к) за многолетнюю плодотворную работу в авиационной промышленности и в связи с 50-летием со дня рождения;
– Выговор председателя Балашихинского городского комитета народного контроля за непринятия мер по снижению загазованности воздушного бассейна (протокол от 30.05.1978 № 5);
– Благодарность начальника гражданской обороны – председателя Балашихинского горисполкома за добросовестное отношение к проводимым мероприятиям по ГО (приказ от 22.01.1982 № 1);
– Благодарность Министра авиационной промышленности СССР (приказ от 11.10.1984 № 902/к) за многолетнюю плодотворную работу в авиационной промышленности и в связи с 60-летием со дня рождения;
– Строгий выговор комитета народного контроля БЛМЗ (протокол от 10.04.1987 № 4) за нарушение приказа Министра авиационной промышленности и сроков по запуску в эксплуатацию нового оборудования.
 
Годы берут своё?

Уже будучи пенсионером, 2 года (1986-1988) Александр Иванович отработал заместителем главного инженера по строительству и вводу в эксплуатацию нового, площадью 10000 кв.м, корпуса № 105, предназначенного для реализации самых передовых литейных технологий. Уйдя на отдых, не выдержал без завода и в 1992 г. вновь пришёл работать на БЛМЗ, теперь мастером цеха № 6. Здесь, на заводе, он встретил своё 70-летие. В 1995 в связи с необходимостью упорядочения взаимоотношений с арендаторами было создано договорное бюро, начальником которого генеральный директор БЛМЗ В.М. Шитов назначил А.И. Филиппова. В 1998 Филиппова перевели начальником расчётно-экономического бюро, а затем в 1999 – начальником абонентного отдела № 23. В 75 лет в связи с инвалидностью Александр Иванович Филиппов вышел на пенсию.

В характеристике, подписанной начальником отдела кадров А.И. Чермошенцевым в 2001, отмечалось: « А.И. Филиппов … прошёл большой трудовой путь от токаря до главного инженера завода. Зарекомендовал себя энергичным, технически грамотным специалистом, хорошим организатором производства. При его непосредственном участии и под его руководством проводилось техническое перевооружение завода, освоение новой техники, улучшение условий труда работающих. Им подано 4 изобретения и более 20 рационализаторских предложений, направленных на улучшение качества изделий и повышение производительности труда».

Александр Иванович принимал активное участие в общественной жизни завода и города: был членом профсоюзного комитета, пропагандистом, членом Совета ветеранов Балашихинского района. Он был и членом заводского общества «Знание», и председателем координационного совета по ускорению научно-технического прогресса при Балашихинском ГК КПСС. Умение работать с людьми должно быть неотъемлемой чертой руководителя, а общественная работа помогает в этом, так считал он.

Семейственность по-Филипповски

На БЛМЗ работали жена и сын А.И. Филиппова.
Валентина Лаврентьевна Филиппова начинала в 1945 г. делопроизводителем в охране, потом проработала до пенсии (1983) в столе учёта личного состава отдела кадров. Она с огромным теплом и уважением отзывается о муже. Валентина Лаврентьевна вспоминает: «Суровый на вид, он по душе был очень добрым. Отличался мужской семейной заботливостью и ответственностью. Любил помочь родственникам. Очень хозяйственный и трудолюбивый. Когда он учился в вечернем институте, не брал учебных отпусков. Даже диплом подготовил к защите за один месяц вместо трёх». Оказывается, где-то в году 1999 Министерство авиационной промышленности хотело его направить директором на Каменск-Уральский литейный завод, но потом не сложилось (сменилось руководство МАП).

На вопрос «Не мешало отношениям в семье то, что вы работали на одном заводе?» Валентина Лаврентьевна ответила так: «У нас было принято не разговаривать дома о заводе, хотя и наш сын Владимир 23 года в общей сложности трудился здесь же: был мастером, заместителем и начальником цеха. Александр Иванович знал БЛМЗ, как свои пять пальцев. Завод для него был всем. В последнее время, когда он уже ушёл на пенсию, стал Александр Иванович грустным и каким-то задумчивым. Не мог без БЛМЗ, несмотря на свой очень почтенный возраст».