История Карпогорского аэропорта

Галина Долгобородова
Дату  2 ноября 1929 года принято считать началом истории  гражданской авиации Архангельской области. Именно в этот день в соответствии с  приказом Всесоюзного общества «Добролёт»  было создано Управление воздушной линии Архангельск – Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). Достойные страницы в авиацию русского севера внесли и авиаторы Пинежского района.
История авиации на Пинежье, а, соответственно, и история Карпогорского аэропорта, берёт своё начало в 1938 году с посадочной площадки для самолетов ПО-2, начальником которой был Владимир Постков. Про этого человека ничего не удалось узнать, кроме того, у меня закралось сомнение – может быть фамилия была не Постков, а Постников? Но, так или иначе, другой информации нет. Площадка располагалась западнее Карпогор, на большом лугу, часто называемом шотовогорским, недалеко от реки Пинеги, прямо под горой   у так называемого  «Белого» дома.  В те давние времена он действительно был белым,  выкрашенным белой краской. Интересным является тот факт, что еще до появления посадочной площадки в районе была создана первичная организация ОСОАВИАХИМа  – предшественника ДОСААФа . Среди прочих направлений деятельности, связанных с обороной страны, она занималась подготовкой летчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства, а кроме этого, организовывала добровольный сбор средств от населения на постройку новых самолетов, даже были специальные уполномоченные по сбору таких средств. Судя по заметкам в районной газете «Лесной фронт», пинежане откликались на призыв по сбору средств «для доблестной авиации», а коллективы лесопунктов  соревновались друг с другом – кто подпишется на большую сумму. Как правило, это мероприятие приурочивалось ко Дню авиации, который ранее отмечался ежегодно 18 августа. Кроме того, в этот день намечалось проведение спортивных мероприятий, к примеру, велопробегов, походов, а также митингов, концертов, которые обязательно начинались с доклада о советской  авиации.
 Одной из главных задач авиаторов в то время  было  патрулирование лесов в период  летнего пожароопасного сезона. В случае обнаружения лесного пожара пилоты сбрасывали с самолета вымпел-донесение над ближайшей деревней, а каждому гражданину предписывалось при обнаружении вымпела передать его сотруднику лесной охраны, леспромхоза или сельсовета.
 За пару лет до  этой даты, летом 1935 (1936) года в Карпогоры прилетали два самолета с лекарствами и врачами – в Верколе была зарегистрирована вспышка инфекционной болезни у скота. Они приземлялись прямо на реку Пинегу недалеко от пристани райцентра. В июне 1939 года в Карпогорах проходил слёт  «сталинских ударников» и в качестве поощрения их прокатили над Карпогорами на самолете. Об этом необычном в ту пору событии  рассказала районная газета «Лесной фронт» в заметке «Митинг на аэродроме» .
В газете «Лесной фронт» от 5 июля 1940 года имеется небольшое сообщение о том, что «с 5 июля открыта регулярная воздушная линия Карпогоры-Пинега-Архангельск». Рейсы выполнялись на самолёте ПО-2.
 В 1941 году в штате аэропорта Карпогоры  числятся: начальник аэропорта, моторист, 2 сторожа. В 1944 году самолеты стали летать значительно чаще. Время от времени самолет ПО-2, одномоторный двухместный биплан мощностью 125 л.с., появлялся в небе над Карпогорами, доставляя почту, срочные грузы, иногда перевозили и пассажиров.  Из-за  ограниченности пассажирских мест в самолете о перевозке большого количества пассажиров  не могло быть и речи.
В 1945 году  аэропорт заработал регулярно, в связи с чем «белый» дом на горе на краю села был передан в ведение аэропорта. В здании разместились служебные помещения: кабинет начальника, им был в то время Иван Никифорович Протесеня, пилотская, радиостанция для связи с самолётами, а также и квартира для семьи начальника. Позднее здесь же расположилась метеостанция. Что касается начальника аэропорта И.Н.Протесеня, то я нашла его имя на сайте «Память народа». Этот человек родом из Белоруссии, 1920 г.р., офицер, служил в Северном управлении гражданского флота, участник Великой Отечественной войны. Учитывая редкость такой фамилии у нас на Севере и несколько совпадений других данных, думаю, это и есть тот Протесеня, что был начальником аэропорта в Карпогорах.
В 1947 году решением Карпогорского райисполкома были отведены земли площадью 40 га на правом берегу реки Пинеги на лугу в поймах с.Карпогоры – д.Шотова под аэродром.  В его решении от 2 мая 1947 года объясняется необходимость установления в районе постоянной авиалинии - « Карпогорский район расположен в верховьях реки Пинеги и ее притоках на расстоянии 365 км от областного центра (г.Архангельск); в районе отсутствуют железнодорожные пути сообщения, шоссейные дороги пригодны только для гужевого транспорта в зимнее время, водный транспорт, в связи с обмелением р. Пинеги, обеспечивает перевозку грузов только во время весеннего и осеннего половодий» . 6 сентября 1947 года очередным решением Карпогорского исполкома под строительство Карпогорского аэродрома  СТУ ГВФ   были отведены земли под аэродром.
Здесь было построено небольшое деревянное здание с диспетчерской вышкой, комнатой для пассажиров и помещением кассы. Перевозки пассажиров на самолете По-2  стали выполняться регулярно. В аэропорту базировались самолеты аэрофотосъемки и патрулирования леса. С 1951 года стали летать самолеты Як-12 и  Ли-2, а с 1953 года и  Ан-2. Во время весеннего половодья аэропорт закрывался на 3-4 недели, иногда этот период доходил до двух месяцев, площадку заливало водой, что создавало определенные неудобства.  В 1952 году паводком унесло все служебные и складские помещения аэропорта.  К тому же и сам  аэропорт становится мал для новой авиатехники. По состоянию на 5 сентября 1952 года численность административно-управленческого и производственного персонала аэропорта 4 класса «Карпогоры» составляет 19 штатных единиц, из них 7 человек административно-управленческого: начальник аэропорта, бухгалтер, 2 диспетчера, заведующий грузовым и багажным складом, кладовщик; уборщица, 2 сторожа, и производственный персонал: авиатехник, авиамоторист, стартер, заправщик-водомаслогрейщик, шофер, тракторист, аэродромные рабочие.

12 декабря 1952 года в аэропорту «Карпогоры» оборудован радиоцентр 3 класса (в народе его называли «привод»), и в связи с этим введены дополнительные сотрудники – начальник радиоцентра, 2 радиотехника, 6 радиооператоров, 3 моториста-аккумуляторщика, через год для охраны этого объекта, расположенного в лесном массиве в отдалении от аэропорта, введена штатная единица сторожа.
13 апреля 1955г. Карпогорским райисполкомом принимается решение «Об отводе земли под строительство Карпогорского аэродрома 68 авиаотряду СТУ ГВФ из землепользования колхоза «Комсомолец Севера» Карпогорского района Архангельской области», в котором говорится о перебазировании Карпогорского аэродрома в урочище «Новины» площадью 60 га.
Строительство аэродрома, работы по планировке летного поля, сдачу его в эксплуатацию решено возложить на Лавельский машинодорожный отряд № 1. (решение Карпогорского РИК от 16 июля 1958г.). Кроме того, было решено построить посадочные площадки в Сульце, Пачихе, Сылоге за счет средств леспромхозов.

В 1957 году  в районе лесного массива, на вновь отведенной территории было начато строительство нового аэропорта Карпогоры с  гораздо большей по размеру взлетно-посадочной полосой. Чуть позднее построено служебное здание, склады. Много работ, включая расчистку территории и строительство, велось работниками аэропорта, руководил этим начальник аэропорта Александр Гаврилович Зайцев, сам участвуя во всех работах.

  К концу 1958 года новый аэропорт был введен в строй, и   открыты регулярные рейсы в Пинегу и Суру. В 1959 году открылись площадки в населенных пунктах  Пачиха и Сылога. К 1960 году аэроузел заработал в полную нагрузку, увеличился пассажиропоток, объем перевозимых грузов, а воздушная связь была установлена между районным центром и уже шестью площадками - Нюхчей, Сурой, Пачихой, Сылогой, Труфановой, Пинегой, чуть позднее – с поселком Широкое. В Карпогорском аэропорту базировались  два самолета – Ан-2 и Як-12. За день производилось больше 20 самолетовылетов. По инициативе начальника радиостанции А.В.Архипова все радиосредства переведены на переменный ток от дизельных установок. Также аэродром был оборудован «ночным стартом» - установкой дополнительного освещения, что позволило принимать самолеты в ночное время. Построено новое здание аэровокзала  под руководством бригадира М.Н.Шубина, но, рассчитанное всего на 25 пассажиров, оно быстро перестало отвечать требованиям дня, так как в отдельные дни  в зале ожидали вылета до 80 пассажиров. В дальнейшем, через несколько лет, оно было увеличено за счет прирубки к зданию дополнительного помещения. В это время  заканчивалось строительство 4-квартирного жилого дома на улице Банковской (ныне Октябрьской). После 1965 года взлетно-посадочная полоса аэродрома была увеличена почти на 20 га. Об этих достижениях написано в заметке «На воздушных линиях района» В.Земцовского .
В 1959 году был открыт аэропорт Пинега, расположенный на противоположном от деревни Кулой берегу одноименного канала. Ранее площадка аэропорта находилась около деревни Вонга. С 1952 года ее начальником был назначен Лев Петрович Щербаков. Лев Щербаков – участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной Звезды и двух - Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени. В фотоархиве его племянника Александра Клобукова (Александр с 1983 года работал диспетчером службы движения а/п Пинега, а с 1995 по 2001 год – руководителем отделения РТО и связи) хранится интересная фотография его дяди на фоне самолета.

11 января 1966 года аэропорт Карпогоры стал самостоятельным предприятием и вошел в состав Архангельской авиагруппы, которая подчинялась Северному территориальному управлению гражданской авиации (г.Ленинград).

В 1967 году появилась площадка в деревне Сульца, ее перенесли из поселка Сосновка, так как Сульца была расположена в более выгодном и удобном месте. К этому времени  самолеты Ан-2 уже летали в Пиринемь. Аэропорт Карпогоры принимал самолеты Ан-2, Ли-2,  вертолеты Ми-1, Ми-4. В начале 70-х годов рейсы из Архангельска, наряду с Ли-2,  стали выполняться более комфортабельным и большим по вместимости пассажиров (32 посадочных места) самолетом Ил-14. Несмотря на то, что в эти годы происходила частая сменяемость начальников порта (за период времени с 1959 по 1970 годы сменилось шесть руководителей), местные авиалинии весьма положительным образом повлияли и на благосостояние пинежан,  и на развитие района, а само авиационное предприятие постоянно было в числе ведущих среди других в области. Об этом можно прочитать в районной газете «Пинежская правда» того времени. Приведу примеры. В 1966 году коллектив аэропорта, справившись с поставленной задачей, занял I место в социалистическом соревновании и получил переходящее Красное Знамя – был такой вид поощрения отличившихся ударным трудом коллективов. Красное Знамя стояло обычно в кабинете руководителя. В последующие годы (1970, 1973, 1977) коллектив неоднократно выходил лидером среди аэропортов области. Несколько сотрудников аэропорта награждены государственными наградами. Среди них - Михаил Ионович Верещагин, Мартемьян Александрович Тыркасов, Леонид Александрович Фефилов, они удостоены ордена «Знак Почета» .
Производство полетов осуществлялось экипажами, приписанными к архангельскому аэропорту «Кегостров». Как правило, члены экипажа были командированными из Архангельска в Карпогоры и проживали здесь определенное время, один экипаж сменялся другим. Удалось выяснить имена пилотов, которые бороздили просторы пинежского неба в 50-е и 60-е годы:  Николай Сергеевич Антрушин, в дальнейшем занимал командные должности в Северном и Архангельском управлении гражданской авиации; Геннадий Федоров (г.Архангельск) – летал на Як-12. Кстати, Евгений Нехорошков случайно встретился с ним в Архангельске, и Федоров, признав по летной куртке в Евгении авиатора, был чрезвычайно рад, что он из Карпогор, работает в аэропорту, и рассказал о себе, что летал здесь в пору становления авиации на Пинежье, передавал приветы супругам Колбасиным. На самолете Ан-2 совершали полеты:  уроженец д.Покшеньга Николай Иванович Телицын, братья-пилоты Ивановы, один из них впоследствии работал в а/п Талаги, второй, Евгений, в г.Котласе.

 В 1967 году из Архангельского аэропорта «Кегостров» в аэропорт Карпогоры командиром самолета Ан-2 переводится Николай Афанасьевич Пономарев, он родом из деревни Шотова, пинежанин.  С этого времени большинство экипажей, хоть и числились в Кегострове и были направлены в Карпогоры в командировку, постоянно проживали с семьями в Карпогорах. Н.А.Пономарев после школы закончил Сасовское летное училище гражданской авиации, после окончания училища  с 1962 года работал в Архангельском аэропорту «Кегостров», в 68 Авиаотряде СТУ ГВФ, в январе 1967 года становится командиром самолета Ан-2, а с 29 июля того же года «переведен в аэропорт Карпогоры для дальнейшей работы» - такая запись сделана в его трудовой книжке. Эти сведения  предоставлены  Н.С.Пономаревой, вдовой Николая Афанасьевича. Вторыми пилотами у него летали Владимир Макаров, Николай Владимирович Кобелев (родом из Курги), Анатолий Алексеевич Цыб, которые впоследствии  также стали командирами  и некоторое время продолжали работать в Пинежском районе. А.А.Цыб был командиром звена с 1974 по 1976 годы. Николай Пономарев работал в Карпогорах 5 лет, по 1972 год, и был направлен переобучаться на Ил-18 в Ульяновск. После окончания летных училищ в Карпогоры прибывала молодая смена: Сергей Ювенальевич Никитин, Олег Алексеевич Кобылин, Василий Васильевич Хромцов. Все они до 1974 года также относились к 68 Авиаотряду, что базировался в Кегострове, и были командированы в Карпогоры для работы.

Из воспоминаний Олега Кобылина: «Начало моей работы в Карпогорах -1971год, но тогда еще не было звена. Мы работали в Кегострове, а в Карпогоры нас посылали в командировку. Работало 2 самолета. Командирами были Пономарев Николай Афанасьевич, уроженец Шотовой, и Кобелев Николай Владимирович из Курги. Вскоре они переучились на ИЛ-18 и перевелись в Архангельск. Потом работали Цыб Анатолий и Никитин Сергей. В1974году создали Отдельную Лешуконскую авиаэскадрилью и появилось карпогорское звено. Мы перевелись из Кегострова в ЛОАЭ в карпогорское звено. Сначала было 2 экипажа: командиры Цыб, Никитин и вторые пилоты Кобылин, Хромцов. Ну, а дальше объемы работы стали расти, и звено стало пополняться молодыми ребятами. А нам, по мере налета стали предлагать переучивание на другую технику. Сначала ушел Цыб, затем Никитин. Я переучился на Ту-134 в 1979году и уехал в Архангельск». Олег Алексеевич занимал должность командира звена  с июля 1977г. по май 1978г. после Сергея Никитина, который был на должности командира звена  с 1976 по 1977 год.
Диспетчера службы движения обеспечивали безопасное и упорядоченное движение воздушных судов. Их рабочее место – КДП (командно-диспетчерский пункт)  располагался на так называемой «вышке» - самом высоком помещении аэровокзала. Продолжительное время  в этой службе работали Подшивалов Тимофей Денисович, военный летчик, участник битвы под Москвой, Абрамов Иван Григорьевич, Шестаков Всеволод Александрович, все трое участники Великой Отечественной войны. Т. Подшивалов и В.Шестаков в разное время  были начальниками аэропорта.  Дочь Абрамова И.Г. Ольга Струщенко (Ленский район) рассказала, что Иван Григорьевич родился в Верколе в 1926 году, ушел на войну добровольцем в 17 лет, радист. Воевал под Сталинградом и Ленинградом, учился в летной школе, дослужился от рядового до лейтенанта. Работал в Карпогорском аэропорту  сначала в отделе перевозок, затем – диспетчером службы движения.

Много лет отработал диспетчером КДП Колбасин Альберт Христофорович, потом перешел в аэродромную службу. Также долгое время здесь работал Николай Павлович Козырев, был старшим диспетчером, иногда исполнял обязанности начальника аэропорта. После окончания летно-технического училища трудился Михаил Васильевич Воронин, после специальных курсов - Владимир Михайлович Ступин, Василий Николаевич Кордумов (сначала работал в Суре), Николай Евгеньевич Козьмин, с 1984 по 2003 год работал Вячеслав Владимирович Кокорин,  выпускник Кировоградского летно-штурманского училища.

С 1 апреля 1974 года  аэропорт Карпогоры  вошел в структурное подразделение Архангельского управления гражданской авиации – «Лешуконская объединенная авиаэскадрилия» (ЛОАЭ), которое было создано для обеспечения авиаперевозок в трех северных районах Архангельской области: Лешуконском, Мезенском, Пинежском. Начальником аэропорта Карпогоры в это время (с 21.06.1972г.) был  Анатолий Анатольевич Смирнов.
В Карпогорах было создано авиазвено и выделено 3 самолета Ан-2.
В это время  в аэропорты Сура и Сульца начал совершать полеты из Архангельска самолет Ил-14, до этого времени он летал только в Карпогоры и Пинегу. В 70-е годы  велось масштабное строительство: построен  гараж, кирпичная заправка для воздушных судов, сделана водопроводная скважина. Взлетно-посадочные полосы Карпогор и Пинеги стали готовить для  круглогодичного приема самолетов Ан-24, Як-40, более мощных и более комфортабельных. Впоследствии  Ан-24 несколько раз выполнял авиарейсы из  областного аэропорта Талаги в Карпогоры, в Пинегу, но это было непродолжительное время и в зимний период.
За период с 1971 по 1975 годы  воздушным транспортом в районе воспользовались более полумиллиона пассажиров,  что  почти на 40% выше предыдущего пятилетия, было перевезено более 9 тыс. тонн почты и груза. В 1976 году открылись гостиницы аэропорта в Карпогорах и Пинеге, введены в строй новые аэровокзалы в Пинеге, Суре, Сульце, Сылоге и Пачихе.

 В Карпогорах в летний период базировались до 10 самолетов, а численность летного состава авиазвена составляла 18 человек. В 1978 году командиром звена был уже Василий Васильевич Хромцов, он исполнял эти обязанности до 1980 года.
В августе 1974 года после окончания летного училища в Карпогоры приехал для работы Юрий Васильевич Архипов. В 1975 прибыли молодые пилоты Сергей Кулаков и Василий Лоскутов.
В 1978 году командирами самолетов  были Кобылин Олег Алексеевич, Багачук Василий Иванович, Архипов Юрий Васильевич, Мисан Владимир Дмитриевич, Кулаков Сергей Александрович, Лоскутов Василий Павлович, вторыми пилотами - Кидрук Николай Владимирович, Пленков Сергей, Кабеев Михаил Анатольевич, Соловьев Валерий Алексеевич. После окончания летного училища в сентябре 1978 года прибыли в Карпогоры Коровин Егор Васильевич, Губин Юрий Андреевич, Постников Михаил Петрович. С 1980 года командиром летного звена  утвержден В.И.Багачук. В этом же году после окончания летного училища снова приступил к работе в аэропорту Мерзлый Артем Алексеевич, теперь уже пилотом самолета Ан-2, начали трудовую деятельность Алексей Васильевич Рудаков, Юрий Васильевич Козьмин, перевелся из Лешуконского Степан Иванович Конев. В 1981 году  в Карпогоры был направлен Владимир Горбуля, перевелся из Котласа - Александр Григорьевич Долгобородов,  Пилоты с семьями проживали в гостинице аэропорта по адресу: ул.Комарова, д.3а, в 1980 году был сдан 12-квартирный дом для сотрудников аэропорта, жилье там получили работники наземных служб.
Фото 10
Сеть воздушных линий аэроузла получила дальнейшее развитие.
В феврале 1985 года в Карпогорском аэропорту впервые совершил посадку самолёт Л-410, эти самолеты впоследствии выполняли рейсы в п. Пинега, с.Сура, д.Сульца, вплоть до 1995 года. В Карпогоры на замену ушедшим на «большую технику» пилотам Ан-2 постоянно прибывали новые специалисты: Александр Александрович Чемакин, Сергей Михайлович Чуркин, Сергей Петрович Пиганов, Алексей Павлович Востриков.  В 1987 году командиром звена назначается  М.П.Постников.
В последующие годы много молодых выпускников летных училищ прошли «боевое крещение» в пинежском небе: Алексей Алиев, Евгений Гусаров, Андрей Буимов, Юрий Герасев, Юрий Булатов, Михаил Подъемов.
В 1989 году  в районе аэропорта был сдан жилой 12-квартирный дом улучшенной планировки с центральным отоплением, в котором  получили жилье многие пилоты. Улица, ведущая в аэропорт, где и расположен дом, названа улицей Авиаторов. Параллельно с этим домом для работников Карпогорского аэропорта хозспособом строилось еще 3 четырехквартирных дома по улице Комарова, немного позже 12-квартирного дома в них тоже вселились новоселы-авиаторы.
Слаженно работали все службы аэропорта: авиазвено, отдел организации перевозок,  служба  движения, служба ЭРТОС – эксплуатация радиотехнического оборудования и  связи, инженерно-авиационная служба (ИАС), бухгалтерия, метеостанция (она не входила в состав аэропорта, относилась к Архангельской АГМС), постоянно работал медик. Численность работников составляла 153 человека. В год  через Карпогорский аэроузел перевозилось 111тысяч пассажиров, 415 тонн почты и 2118 тонн груза. 80-е годы – расцвет авиации на Пинежье.

Одним из технических подразделений аэропорта была инженерно-авиационная служба – ИАС, сюда входили авиатехники, авиамеханики, мотористы. О своей работе в этой службе поделился Анатолий Подьяков, закончивший Троицкое авиационное техническое училище ГА: «В Карпогоры я перевелся из Лешуконской ОАЭ в 1977г. техником-бригадиром. До меня работал Жданов Валерий.  В нашей службе (ИАС) работали в то время Верещагин Михаил Ионович, Кушков Николай Васильевич, Кошутин Николай Андрианович - авиатехники. Патракеев Борис Сергеевич, Завернин Николай Михайлович – авиамеханики и мотористы  - Мерзлый Артем (потом он переучился на пилота, летал у нас), Кушков Сергей Васильевич. Позже к нам в службу пришли работать Зорин Юрий, Громов Александр, Гнусарев Александр, Скворцов Александр, Щеголихин Анатолий, Немиров Николай, Карлин Николай, Патракеев Сергей, Кушков Михаил. Продолжали трудиться ветераны Патракеев Михаил Васильевич, Лисин Петр Яковлевич. Постникова Маргарита Ивановна и Патракеева Валентина Ивановна были мойщиками самолетов».  К рассказу Анатолия добавлю несколько слов о Борисе Сергеевиче Патракееве, который отработал в аэропорту 39 лет, большинство из них – авиамехаником. Но в начале его трудовой деятельности в авиации Пинежья была у него интересная должность под  названием «стартер». В обязанности стартера входило следить за состоянием взлетной полосы, выкладывать полотняные полосы-старты, в сумерки устраивать на взлетной полосе костры-жаровни для обозначения взлетно-посадочной полосы.
Стабильным и сплоченным был дружный коллектив отдела организации перевозок, в котором, в основном, трудились женщины. Перечислю их имена и фамилии: Баранова Зинаида Николаевна, в гражданской авиации с 1965 года, Верещагина Наталья Васильевна, работала с 1958 по 1990 годы, Колбасина Анна Семеновна – была старшим диспетчером и начальником отдела, начальником ОП был и  Попов Федор Тихонович (участник ВОВ). Кассиром начала работу в отделе перевозок Васько (Чубакова)  Тамара Федотовна, потом продолжила трудиться на должности диспетчера. Начальниками отдела перевозок были  Юркин Михаил Аркадьевич, Архипова Наталья Петровна и Боровикова (Каракина) Татьяна Геннадьевна. Дежурными по посадке работала Козьмина Галина Григорьевна, Беляев Федот Гаврилович (участник ВОВ), Симонова Антонина Федотовна, Ершова Зинаида Николаевна, Алёшина Галина, некоторые потом занимали должность диспетчера ОП.  Два года работал сначала диспетчером, затем начальником отдела перевозок Владимир Павлович Иванов. Кроме дежурных по посадке, которые достаточно часто менялись,  коллектив отдела перевозок был постоянным, многие отработали здесь не одно десятилетие.

Немало сотрудников осуществляли деятельность по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи – служба ЭРТОС. В 1962 году начальником связи начал трудовую деятельность в аэропорту Карпогоры Лисин Петр Яковлевич, участник Великой Отечественной войны. Трудился радиотехникам, затем старшим инженером Ропотов Рудольф Иванович – он также стоял у истоков создания  службы, радиооператором – Губин Валентин Александрович.  Ветераны ЭРТОС – радиотехники Тыркасов Мартемьян Александрович и Санников Виталий Александрович, который был и старшим инженером (руководителем) службы, а  с 1986 по 1990  - начальником аэропорта. Нехорошков Виктор Северьянович – старший электромеханик связи, Мерзлый Владимир Алексеевич – радиотехник,  старший инженер. Он заочно, совмещая работу с учебой, закончил Московский институт инженеров  гражданской авиации, был с 1990 по 1994 год  начальником аэропорта. Шумилов Евгений Дмитриевич, радиотехник (период работы с 1978 по 2011год), Нехорошков Евгений Северьянович – радиотехник, старший инженер, в Карпогорском аэропорту с 1981 года, Завернин Алексей Петрович – радиотехник, работал в аэропорту Карпогоры с 1982 по 1996 год, являлся председателем профсоюзного комитета а/п, Мерзлый Виктор Алексеевич – радиотехник.
Тюлева Лидия Михайловна, одна из первых сотрудников, ветеран службы, окончила в Архангельске Школу радистов, работала в радиобюро с 1954 по 1974 год. Чемакина Лидия Петровна также после школы радистов всю трудовую жизнь проработала здесь  и ушла на пенсию с  должности радиооператора службы ЭРТОС. С 1979 по 1995 год трудился сначала радиооператором, затем радиотехником Григорьев Александр Валентинович.
 На телетайпе работали Злосчастьева Римма Игоревна, Нехорошкова (Щербакова) Нина Михайловна – телеграфист, радиооператор, Носкова Тамара Георгиевна, Подрезов Владимир Андреевич. Дизелистами были Дунаев Владимир Артемьевич и Житов Михаил Афанасьевич, водителем и дизелистом -  Кузнецов Геннадий Андреевич. Его брат, Кузнецов Николай Андреевич, также работал водителем аэропорта.

Информацией о своём отце, Петре Яковлевиче Лисине (1914-1988), поделилась его дочь Валерия Шевченко (г.Санкт-Петербург): «Мой отец в июне 1938 года закончил Архангельский техникум связи и в октябре был призван в Советскую Армию. Началась Великая Отечественная война. В действующей армии с декабря 1941 года. Присвоено звание младшего лейтенанта. Связистом прошел всю войну, победу встретил в Праге начальником радиостанции. Там же остался выполнять специальное задание Наркомата электропромышленности по февраль 1946г. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией»,  получил в 1985 году Орден Отечественной войны IIстепени» . После возвращения из армии была работа в аэропорту г.Нарьян-Мара, позже – в селе Лешуконское. В Карпогоры наша семья приехала в 1962 году. Папа устроился в Карпогорский аэропорт начальником связи. Поселили нас в ведомственном  4-квартирном доме на улице Банковская . На пенсию ушел в 1973 году, но работал до 1983 года подсобным рабочим, мойщиком самолетов, кочегаром в котельной гостиницы аэропорта. Участвовал в шахматных турнирах за честь аэропорта».
В метеослужбе Карпогорского аэропорта работали Верещагина Мария Борисовна - первый сотрудник службы, Рубцов Михаил Алексеевич, Федина Ида Александровна, Шишалова Манефа Александровна, Самыловская Зинаида, Чугаева Дея Андреевна, Мягконосова Мария Андреевна, Ивахнова Вера Борисовна, Уляшева Александра Григорьевна, Мельникова Галина Александровна, Сафонова (Цветкова) Маргарита, Барановский Игорь Викентьевич,  Дунаева (Жовна) Надежда Васильевна, Лоскутова Валентина Михайловна, Колбасина (Пальцева) Зинаида Альбертовна, Дашковская Любовь Федоровна, Чуркина Любовь Ивановна, Зорина Таисья Семеновна, Постникова Татьяна Николаевна, Карлина Светлана. Пять сотрудников продолжают работать в настоящее время: Кордумова Надежда Сергеевна, Галашева Марина Владимировна, Макарова Галина Николаевна, Фефилова Лариса Александровна, Елисеев Михаил Вячеславович (самый молодой сотрудник, работает с 2017 года).
 
Долгое время работали и вели бухгалтерский учет специалисты-финансисты: Ермолина Елена Ильинична, Ермолина Александра Атьевна, Фефилова Марина Никитична, Елисеева Антонина, Соболева Наталья, Нарцева Лидия Германовна, Нифантьева Галина Владимировна, Патракеева Галина Михайловна. Секретарями руководителя были Дунаева Нина Филипповна,  Носкова Тамара Георгиевна, Антонюк Людмила Михайловна, Абрамова Галина Павловна.
Осуществляли предполетный медицинский контроль медики Клевакина Анна Васильевна, Смирнова (жена начальника а/п), Шубная Ольга, Суворова Ирина Владимировна, Кулебакина Елена Абрамовна.
Хочется отметить тот факт, что на протяжении всего периода деятельности аэропорта здесь работало много семейных пар: Верещагины Наталья Васильевна и Михаил Ионович, Колбасины Анна Семеновна и Альберт Христофорович, Барановы Зинаида Николаевна и Вениамин Павлович (водитель, начальник гаража), Патракеевы Борис Сергеевич и Валентина Ивановна, Ермолины Елена Ильинична и Николай Михайлович (был кладовщиком), Ермолины Александра Атьевна и Александр Павлович, Лоскутовы Василий и Валентина, Архиповы Наталья  и Юрий, Нехорошковы Нина и  Евгений и др. 
Вот что рассказал о своих родителях Евгений Михайлович Верещагин (Карпогоры), его отец - один из старейших работников  Карпогорского аэропорта: «Верещагин Михаил Ионович, родился в с.Карпогоры 26 мая 1923 года. С марта 1942 года по август 1948 года проходил военную службу. Последние 2 года служил в авиационных частях. С августа 1945 г. по январь 1946 г. – моторист авиационный в 17 гвардейском бомбардировочном авиационном полку в Польше. С января 1946 г. по август 1948 г.- механик авиационный в 169 гвардейском бомбардировочном авиационном полку в Корее. Очевидно, это и сказалось на дальнейшем выборе мирной профессии. С 25 октября 1948 года был принят на работу на должность авиамоториста в Карпогорский аэропорт. С января 1952 года работал авиатехником в Нижней Пеше в Ненецком автономном округе. В октябре 1954 года переведен на должность авиатехника 3 класса в аэропорт Карпогоры. В ноябре 1960 года присвоен 3 класс 4 разряд авиатехника, затем через некоторое время присвоена квалификация авиатехника 2 класса 5 разряда. Проработал в этой должности до 27 мая 1978 года. За многолетний труд имел в трудовой книжке 21 благодарность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1971 года награжден орденом «Знак Почета».
Верещагина Наталья Васильевна, родилась в д.Шотова 6 ноября 1929 года. Замужем за Михаилом Ионовичем с 23 мая 1951 года. До 1958 года трудилась в различных организациях райцентра. В 1958 году поступила на работу в аэропорт Карпогоры билетным кассиром, затем переучилась на диспетчера отдела перевозок. Проработала на данной должности до выхода на пенсию в 1980 году. В 1970 году награждена Государственной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И.Ленина».
О супругах Колбасиных – Анне Семеновне и Альберте Христофоровича рассказали их  дочери: Зинаида Альбертовна Пальцева (с.Карпогоры) и Татьяна Альбертовна Петухова ( г.Архангельск): «Папа и мама родом из села Лешуконского, там и познакомились. Когда папа служил  на границе в Узбекистане, был военным летчиком,  мама переехала к нему, и  мы жили там несколько лет. В 1962 году вернулись на родину, родители устроились на работу в Карпогорский аэропорт и работали там до выхода на пенсию - маме было 55 лет, когда она закончила трудовую деятельность, папа работал до 60 лет. Мама все это время трудилась в отделе перевозок, сначала диспетчером, затем начальником, папа – авиадиспетчером, потом работал в аэродромной службе».
Много сотрудников Карпогорского аэропорта вспомнила Тамара Федотовна Васько, сама отдавшая этой службе 26 лет. Назову фамилии тех, кто еще не упомянут в этой информации, и кого назвала Тамара Федотовна: Пупко Николай – заправщик ГСМ, Мерзлая Кира Вячеславовна – лаборант по топливу, работники гостиницы аэропорта Макарова Галина Ивановна, Постникова Маргарита Ивановна, Попова Мария Васильевна, Пестова Нина Петровна, кладовщики Попова Нина Васильевна, Фефилова Лидия Александровна и Кузнецов Николай И., грузчики Труфанов Леонид, Попов Александр и Барышников Виктор, водители Вьюнов Василий Иванович, Попов В.А., Попов В.Н., Нифантьев Юрий Васильевич, Завернин Сергей, Сивков Виктор Степанович, электрики Дерябин Владимир и Щеголихин Владимир Альбертович, мастер-строитель Лукин Валерий, Афанасов Дмитрий - рабочий, Николай Тараканов, Владимир Житов и Николай Никифоров - водители, Юрий Григорьевич Фофанов, Николай Федосеев, Алексей Земцовский - трактористы.

В связи с известными событиями трудных 90-х годов Лешуконский объединённый авиаотряд, который появился в результате реорганизации ЛОАЭ в 80-х годах, преобразовался в 1992 году  в Лешуконское авиапредприятие, службы стали существовать и работать отдельными структурами – так пытались выжить в условиях рыночных реформ. С 1 апреля 1992 года аэропорт «Карпогоры» стал существовать как самостоятельное предприятие. Значительно уменьшились и пассажирские, и грузовые авиаперевозки.  Стоимость авиабилета изменялась в сторону увеличения, причём, весьма существенного, чуть ли не ежедневно. Началось сокращение штата и увольнение работников. Одна за другой закрывались авиаплощадки: в 1993 – в Пачихе, Сылоге, Труфановой, в 1994 году – в Нюхче, Широком, Пиринеми, в 1996 году – в Сульце и Суре. В 1998 году численность работников составляла всего 8 человек, было перевезено 173 пассажира и 9 тонн груза, а аэропорт «Карпогоры»  стал государственным унитарным предприятием.
В 1999 году на базе аэропорта было создано государственное унитарное предприятие (ГУП) Карпогоры. С этого же года  в селе Карпогоры базируется самолёт авиакомпании «Трансавиа-Гарантия», директором её был А.Б.Горшков, экипаж – Ю.В.Архипов и Е.В.Коровин. Надо отметить, что Ю.В. Архипов, отработавший в авиации Пинежья более четверти века, награжден знаком «Отличник Аэрофлота».
В 2001 году Государственное унитарное предприятие «Аэропорт «Карпогоры» признан  банкротом, назначен внешний управляющий. 28 января 2003 года государственное предприятие «Аэропорт Карпогоры» ликвидировано по решению Арбитражного суда.
Сегодня Аэропорт Карпогоры  является просто посадочной площадкой «Карпогоры», владельцем ее является Государственное автономное  учреждение Архангельской области «Единый лесопожарный центр» (ГАУ Архангельской области «ЕЛЦ»), здесь приземляются и, соответственно, взлетают вертолеты санитарной авиации Ми-8,  в летний пожароопасный период – самолеты Ан-2 пожарного патрулирования, а также самолеты и вертолеты малой авиации, в том числе частных лиц.
На территории бывшего аэропорта продолжает функционировать  «Метеостанция Карпогоры» Северного управления Гидрометслужбы в составе 5 человек,  а также располагается объект Архангельского центра ОрВД, через который осуществляется радиосвязь с воздушными судами, руководит объектом Евгений Нехорошков. В отремонтированном и реконструированном здании самого аэропорта, где ранее располагались зал ожидания, отдел перевозок и другие службы, находится частная гостиница - Миниотель «Форум».

Литература:
1.С.А.Кочуров и др. Гражданская авиация на Русском Севере. Архангельск -2018
2. Газета «Лесной фронт» за 1939 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, лист 77
3. Газета «Лесной фронт» за 1937 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, дело 8, листы102, 109
4.  Газета «Пинежская правда» за 1961 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, лист 266
5. Газета «Пинежская правда» за 1970 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, дело 30, лист 196
6. Газета «Пинежская правда» за 1972 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, дело 41, лист 31, 193
7. Газета «Пинежская правда» за 1975 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, лист 194
8.  Газета «Пинежская правда» за 1976 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, лист 189
9.  Газета «Пинежская правда» за 1977 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, лист 197
10. Газета «Пинежская правда» за 1981 год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1, лист 33
11.Газета «Пинежская правда»  № 19 за 1984, № 18 за 1985, № 17 за 1986, № 100 за 1988, год, Архивный отдел  Администрации МО «Пинежский район», фонд 197, опись 1
12. Журнал замечаний проверяющих по аэроузлу Карпогоры ( 1957 – 1977) – из  архива  Карпогорского аэропорта.