2 января. Игнатьев день. Предпразднство

Александр Суворый
02.01.2023. Предпразднство. Игнатьев день.

Игнатьев день – предпразднство Рождества.
И яблоньки от инея хранятся.
Зима пошла на убыль – верю я.

(Да, будет так… Не сомневайся!)


Калуга. Понедельник, 02 января 2023. Восход Солнца 08:57, Астрономический полдень: 12:38, Заход Солнца: 16:20, Длина дня: 07:23, Длина ночи: 16:37.

2 января в народе отмечают как Игнатьев день или Предпразднство Рождества. Предпразднство – это действия, обряды и ритуалы, в том числе заговоры и молитвы, посвящённые предстоящему празднику (один или несколько дней).

2 января в православных храмах вспоминают Игнатия Богоносца или Игнатия Антиохийского –священномученика Древней Церкви, одного из Мужей апостольских и первого крупного христианского писателя нееврейского происхождения. Игнатий Антиохийский был сирийцем, непосредственным учеником апостола Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом, епископом Смирнским, был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях, был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. Игнатий Антиохийский считается автором посланий, адресованным православным, живущим в Эфесе, Магнезии, Траллии, Филадельфии, Смирне и Риме. Жил, писал и проповедовал Игнатий Антиохийский на стыке двух столетий, – I и II вв.

Игнатия Антиохийского прозвали «Игнатием Богоносцем», потому что, согласно преданию, однажды Всевышний (Бог) «взял его на руки, чтобы благословить». Однако, вернее всего, другая причина такого прозвища - Игнатий Антиохийский признавался и считался образцовым носителем «божественного духа», нёс в себе образ и дух Бога, веру в него. Главное деяние Игнатия Богоносца – это его письма и обращения, в которых засвидетельствована эпоха апостолов.

Дело в том, что Игнатий Антиохийский (Богоносец) родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя (Иисуса Христа). Игнатий был тем самым отроком, которого Иисус, призвав дитя и взяв его на руки, поставил его посреди своих учеников (будущих апостолов), которые «приступили к Иисусу и спросили его: «Кто (из нас) больше в Царстве Небесном?», на что Иисус им ответил: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). В тот день Иисус много чего сказал своим ученика ию истинной вере в Бога…

Игнатий был прилежным учеником апостола Иоанна Богослова и апостола Петра и незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году н.э., когда скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, стал епископом, его преемником на Антиохийской кафедре в столице Сирии. Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (с 67 по 107 год). Считается,Ю что Игнатий Богоносец «в особом видении удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение», поэтому он «по образцу Ангельского мира ввёл на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются друг с другом; такое богослужебное пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви по всему православному миру».

«В 107 году н.э. во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий Антиохийский исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император Траян вызвал святителя Игнатия Антиохийского и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее».

«По пути в Рим Игнатий Антиохийский написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий Антиохийский просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым».

По преданию, якобы, «услышав о мужестве святителя Игнатия Антиохийского, император Траян прекратил гонения на христиан». Мощи Игнатия Антиохийского, принявшего жуткую мученическую смерть съеденного живьём зверями на глазах римской публики в Колизее, были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий Антиохийский (Богоносец) пиал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Всё прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший (веру и любовь) не ненавидит».

(Здесь цитатные данные из писаний «Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца» и «Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца» в изложении свт. Димитрия Ростовского).

Кондак священномученику Игнатию Богоносцу, глас 3:

Светлых подвиг твоих светоносный день
предпроповедует всем в вертепе рожденаго
сего бо жаждая от любве насладитися,
потщался еси от зверей снеден быти
сего ради и Богоносец нареклся еси, Игнатие всемудре.

Перевод:
Светлых подвигов твоих светоносный день предвозвещает всем в пещере Рожденного, ибо желая насладиться Его любви, ты решился (на мученичество) быть съеденным зверями, потому и назвался Богоносцем, Игнатий премудрый.

Естественно, такая потрясающая воображение, ощущения, чувства и ум-разум история и житие священномученика Игнатия Богоносца не могла не остаться в памяти народов, взращённых на основе языческих верований в духов предков, в духов окружающего мира (природы), в образцово-показательных героев-демиургов, богов и божеств. Вот почему 2 января в народном календаре – Игнатьев день.

В этот же день 2 января (20 декабря по с.с.) Русская Православная Церковь чествует: Предпразднство Рождества Христова. сщмч. Игнатия Богоносца, епископа (107); свт. Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского (1846); св. прав. Иоанна Кронштадтского (1908): прп. Игнатия, архимандрита Печерского, в Дальних пещерах (1435); свт. Филогония Антиохийского, епископа (ок. 323); свт. Даниила II, архиепископа Сербского (1337–1338); свщмч. Николая Чернышева, пресвитера и мц. Варвары Чернышевой (1919) и Икону Божией Матери: Новодворская; «Спасительница утопающих» (Леньковская, Новгород-Северская).

Как и во все предрождественские дни в старину в этот день «опасались покупать обувь, петь после заката солнца и рукодельничать». В Сербии в этот день отмечали «Куриное Рождество». Рано утром в сербских семьях хозяйка собирала вокруг себя кур и другую домашнюю живность и давала им остатки еды, приготовленные в День святой Варвары.

Первый гость, приходящий в дом, объявлялся «куриным помазанником». Его сажали на мягкую подушку, чтобы тот «нёс яйца». Затем ему давали тыкву, которую гость должен был разбивать так, чтобы её семена разлетелись во все стороны; чтобы «и цыплята рождались в большом количестве». Затем гостя поили горячей ракией (балканским крепким алкогольным напитком типа фруктового коньяка, бренди, русской самогонки), угощали постной закуской (шёл Рождественский пост), а гость всё это время должен был сидеть смирно, чтобы и куры сидели также смирно и несли яйца». Сербы считали: «если в течение года куры будут хорошо нестись, того же гостя позовут и на следующий год», и будет ему тоже «счастье»...

В этот день Предпразднства Рождества «все члены семьи (по очереди) бросают в огонь по полену или ветке на счастье и удачу в жизни». Иногда делают иначе: «засовывают ветки плодовых деревьев под крышу дома и держат их там до Рождества, а иногда до тех пор, пока курицы не начнут нестись». Считается, что дом, украшенный ветками плодовых деревьев ожидает хороший обильный урожай фруктов. А если на день святого Игнатия идёт снег или дождь, то год будет урожайным.

Вообще Игнатьев день у всех славянских народов посвящён дому (избе, домашнему хозяйству, семейному укладу, семье, роду), особенно, дому, в котором человек родился, вырос и получил благословение родителей на самостоятельную жизнь. В этот день люди «служили молебны Игнатию Богоносцу, чтобы уберечь своё жилище от всякой напасти», для этого «обязательно нужно было поклониться дому и обойти вокруг села крестным ходом с иконой» (наиболее ценимой и чтимой в этот селении).

Этот день природного календаря издревле считался «яблочным днём», когда надо было осмотреть фруктовые деревья, собрать упавшие ветки, сбить с веток налипший снег или иней, оказать внимание и заботу яблоням, чтобы урожай яблок был богатым. Считалось, что в этот день погода будет подобной той, как в августе, когда яблоки созревают.

На Игнатьев день начиналась подготовка к Рождеству Христову, завершался Рождественский пост и начиналось Предпразднство, во время которого уже нельзя было гадать, свататься, отмечать свадьбы и заниматься опасным рукоделием. В Игнатьев день запрещается:
- брать деньги взаймы, потому что иначе весь год будет не хватать денег и придётся всё время деньги одалживать;
- давать деньги в долг, потому что иначе вместе с деньгами отвернётся и уйдёт удача и благополучие;
- ругаться и сквернословить, так как наказанием будут почти неизлечимые болезни;
- петь после заката солнца, иначе голос пропадёт;
- пускать в дом нищих и больных людей, потому что такие «гости» могут переиначить судьбу хозяев и домочадцев (нищим выносили подаяние за порог дома);
- свистеть в доме, потому что свист может со свистом вынести все деньги в доме, опустошить все кошельки и заначки до дна;
- совершать крупные покупки или покупать обувь, так как каждая такая покупка требует серьёзного расчёта и осмысления, а «новой обувкой можно сократить себе жизнь»…

Люди, рождённые 2 января (20 декабря по с.с.) «будут всю жизнь привязаны к дому и семье», потому что они будут «отменными семьянинами и близкими родственниками». Вот почему в Игнатьев день принято было дружелюбно, по-семейному, общаться с родственниками, обмениваться подарками и гостинцами, угощениями, хорошими пожеланиями здоровья, мира, лада и согласия. Такие люди, как правило, серьёзные, честолюбивые, упорные и работящие. Они практичны, твёрдо стоят на земле, практичны и несколько меркантильны. У них развиты интеллект и способность к учёбе, причём учеба для них – это возможность для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

Главная проблема для этих людей – выбор своего отношения к денежным вопросам и взаимоотношениям с людьми. Несмотря на их самостоятельность, они имеют потребность в любви, заботе и нежности, в гармоничных отношениях с другими людьми. Они увлекаются искусством, ценят красоту во всём, потому что они сами – люди творческие. При этом они творчески стараются найти своим способностям практическое применение. Эти люди обладают врождённым умением проникать в суть вещей, «зрить в корень». Они достаточно практичны, чтобы извлекать выгоду и пользу из любой ситуации. Им не чужда любовь к роскоши, но они всегда озабочены вопросом: «Не расходуем ли мы больше, чем можем заработать?».

Именины в этот Игнатьев день отмечают Антон, Даниил, Иван, Игнатий. Кстати, Игнатий по-гречески - неведомый, неизвестный, то есть неизвестно, что можно ожидать от человек с таким именем…