9 января. Степанов день

Александр Суворый
«В Степанов день я тоже пан»,
Сказал пастух и сел за стол.
А что поделаешь? Он прав…

Понедельник, 09 Января 2023 года. Восход Солнца 08:54, Астрономический полдень: 12:42, Заход Солнца: 16:31, Длина дня: 07:37, Длина ночи: 16:23. С 1 января день увеличился на 9 минут.

9 января у православных христиан продолжаются Рождественские святки (начались 7 января). Рождественские святки – 12 дней между Рождеством и Крещением или тот самый праздничный период, в котором мирно сосуществуют языческие и христианские традиции, длится 12 дней. Все эти дни положено по традиции веселиться и празднично колядовать.

По народному календарю 9 января (27 декабря по с.с.) – Степанов день, названный так по имени апостола от 70-ти христианских первомучеников и архидьякона Стефана (34 год н.э.). Кроме этого православная церковь отмечает в этот день Попразднства Рождества Христова память прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840), прп. Вонифатия Феофановского, Киевского, игумена (1871); свт. Феодора I, архиепископа Константинопольского (ок. 686), свщмч. Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского (1919); мц. Антонины Брянских (1937). В этот день поста нет.

«Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он первым в 34 году н.э. пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания», ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

(Здесь и далее цитатные данные из книги «Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана» в изложении свт. Димитрия Ростовского).

Святой Стефан «с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах, за что иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога (Яхве) и на Моисея». Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником Иудеи, произнёс пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии – Иисуса Христа.

Иудеи (фарисеи), затыкая себе уши, набросились на Стефана, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Перед смертью Стефан произнёс: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех». Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своём имении. Впоследствии они оба приняли Святое Крещение.

(Эти события и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний апостолов, главы 6-8).

Тогда при зверских мучениях святого Стефана присутствовал некий юноша Савл, который стерёг одежды иудеев-фарисеев, побивающих камнями Стефана. Савл тогда одобрял убивание камнями архидьякона Стефана, но слова мученика поразили его. Вскоре Савл изменил своё мнение, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел (Савл), посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В общении с ними Павел (Савл) вспомнил о невинной смерти Стефана и о своём участии в ней (Деян.22)…

Тело святого первомученика архидьякона Стефана, брошенное убийцами на растерзание зверям и птицам, на вторую ночь после его убийства по приказу знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила было погребено преданными учителю людьми в пещере недалеко от Иерусалима в 34 году н.э. Тайный ученик Христа, Никодим, также был похоронен по приказу Гамалиила близ гроба святого архидьякона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребён при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи этих святых были «чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским».

Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были около 428 года н.э. перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика Стефана хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

(Источник цитатных данных: «Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана» и «Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана» в изложении свт. Димитрия Ростовского).

Кондак первомученику и архидиакону Стефану, глас 3:

Владыка вчера нам плотию прихождаше,
и раб днесь от плоти исхождаше;
вчера Царствуяй плотию родися,
днесь раб камением побивается.
Того ради и скончавается первомученик и Божественный Стефан.

Перевод:
Вчера Владыка к нам приходил во плоти, а сегодня раб из тела исходит. Ибо вчера Царствующий по плоти родился, сегодня же слугу Его камнями побивают; за Него и умирает первомученик и божественный Стефан.

В народном календаре день первомученика архимандрита Стефана стал называться «Степанов день» или рус. Стефанов день, Святой Степан, Степаны зимние; белор. Сцяпан, Хведар, Ваджэнне мядзведзя, Маладзёны; укр. Стефанів день, Степана; серб. Стевањдан (?); болг. Трети ден на Коледа, Стефановден, Св.Първомчк. Стефан.

Стефан-Степан считался покровителем домашнего скота, особенно лошадей. В этот день крестьяне, жители деревень и сёл, всем миром договаривались и нанимали на новый год пастухов, что обычно закреплялось общей трапезой: крепкое питьё (самогон) проставлял пастух, а закуска была за счёт нанимателей (нанимателя).

Напоминаю, несмотря на запрещения церкви, во время Рождественских Святок на Руси и в России было принято колядовать, то есть рядиться в звериные костюма и маски, устраивать игры, ходить ряжеными по домам, будить спящих, поздравлять с Рождеством-Колядой, шутить, разыгрывать, «задирать», петь песни-колядки. Водилой ряженых, обычно был тот самый «пастух» с кнутом и шестом с украшенной «звездой» из прутьев. Иногда ряженому «пастуху» давали рожок, дудку или громкий барабан, под которые плясали ряженые «коза» и «медведь» и другие ряженые.

Рождественский пост кончился в Рождество, поэтому в Степанов день девушки весело «хоронили» свою зимнюю постную грусть-печаль, в заранее подготовленном месте устанавливали «чашу пагубную», и девушки, подходя по очереди, сливали в неё воду, точно смывали тоску с сердца.
(Здесь и далее цитатные данные из источников Википедии, календарей-справочников и других энциклопедий природного и народного календарей).

Русские крестьяне по древнему обычаю в Степанов день заостряли осиновые колья и ставили их по углам двора вокруг дома и хозпостроек, чтобы защитить скотину и избу от ведьм (наглых ряженых). Осиновые колы в мёрзлую землю не забивали, а ставили так, чтобы ими можно было легко и скоро воспользоваться…

Конечно же, потрясающее воображение побивание иудеями-фарисеями камнями святого архимандрита и первомученика Стефана, как и сама казнь Иисуса Христа на кресте по решению синедриона иудеев, особенно великодушные слова Стефана: «Господи, не вмени им это во грех» , сказалось на восприятие и применение древних обычаев Степанова дня, добавило к ним молитвы святому Стефану о «даровании душе покаяния». При этом для сербов «святой Стеван» оставался владетелем ветров.

Имя Степан (Стефан) по-гречески означает – венок, венец, корона, диадема. Короткое имя — Стеф. Синонимы имени — Степан, Штефан, Штеффи, Этьен, Стивен, Эстебан, Иштван. Венками или венцами из трав и цветов, как правило, девушки украшали головы пастухов, играющих на свирелях, рожках, дудках и поющих разные весёлые и грустные песни. Недаром венок – атрибут древнейшего языческого божества – Пана. (Если бы вы знали, какие глубинные ассоциации, значения и смыслы заключены в древних именах и прозвищах! – автор).

Слово-понятие «пастух» происходит от слова-понятия «пасть», в смысле упасть, лечь, залечь, потерять невинность и т.д. «Пасти», значит, не только охранять и ходить за скотом на воле, но и следить, выслеживать, волочиться, ухаживать, привораживать, привлекать и завораживать. Вот почему на Руси словом «пастух» обозначали Лешего, Домового, Пана. На Руси говорили: «Пастух рад лету, а сир привету», «В пастухи наймёмся — вся деревня в долгу!», «Пришёл Стефан — на нём красный жупан» (морозный день), «На святого Степана каждый сам себе пан», «Степанов день пастуха год кормит».

Кроме пастухов в Степанов день угощали и чествовали лошадей — их поили чистой водой, желательно, с серебра или из серебряной посуды. В этот день принято было угощаться медовыми пряниками, шумно проводить Святки. Обязательно хозяйки выпекали из теста фигурки в виде коров, овец и пастухов; ими украшали стол и дарили их родным. По погоде Степанова дня прогнозировали погоду будущего лета: мороз – вёдро, шёл снег – лето будет прохладным и мокрым.

В Степанов день разрешается и запрещается всё то, что положено делать и не делать в Рождественские Святки. Например, запрещено отказывать просящим, иначе в новом году будут серьёзные проблемы и даже риск разорения. Запрещено выбрасывать хлебные крошки и остатки еды — лучше всего их скормить животным или птицам. Сон в ночь на 9 января () вещиц – он предвещает о главных проблемах нового года. Этот сон надо запомнить и руководствоваться им, чтобы встретить напасть вовремя и во всеоружии.

Именины в Степанов день отмечают Антонина, Степан, Тихон, Фёдор. Люди, рождённые 9 января – практичные, трудолюбивые и выносливые, они будут хорошими хозяевами в доме, главами семей, в которых всё ладится. Они стремятся к стабильности в своей жизни, добиваясь больших результатов. Им присущи: гуманность, открытость, отзывчивость и творческое мышление. Они обладают повышенным чувством долга и личной ответственности, работают преданно и увлечённо. В жизни таким людям мешает только повышенная эмоциональность, спешка и суетливость в принятии решений и в поступках.

Примечание: Жития святых и праведников – это образцы жизни и поступков для учёта и подражания, нравственные ориентиры, некие информационные и в то же время магические образные формулы, программирующие (внушающие) сознание человека. Хотим или не хотим мы этого, но всё равно инстинктивно, бессознательно или сознательно и с охоткой мы копируем и подражаем нашим модным кумирам, героям, примерам из окружающего мира и действительности, в том числе и в глубинах прошедшего исторического прошлого. Такова жизнь…