Рождество Христово - вещественные доказательства

Евгений Шевцов 2
Рождество Христово – это событие, которое изменило, ни много ни мало, весь ход человеческой истории. Формально это выражается хотя бы в том, что годы «новой эры» стали отсчитывать от момента Боговоплощения. Неудивительно, что христиане с особенным трепетом относились и относятся ко всему, что связано с этим событием.

Плат Богородицы

В частности, стараниями многих поколений христиан до нас дошли некоторые святыни, связанные с Рождеством. Прежде всего, это плат Пресвятой Богородицы, в котором Она была в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, Ее риза и пелены, в которые Мария и Иосиф Обручник завернули новорожденное Дитя. Подлинность этих реликвий в ХХ веке была установлена настолько точно, насколько это возможно с учетом поправки на давность событий. Пожалуй, научным исследованиям можно посвятить отдельную статью, а сейчас хочется сконцентрировать внимание на другом аспекте. Все перечисленные реликвии при желании можно увидеть своими глазами, и есть в этом свой глубокий смысл. Но где их искать, да и стоит ли? Ответы на эти вопросы нужно искать в старинных европейских городах – французском Шартре и немецком Ахене.



Шартр известен своим великолепным кафедральным собором, который стоит на возвышении, в самом центре старого города. По его архитектуре и витражам не вполне понятно, как можно было создать такую красоту, не имея под рукой хоть мало-мальски продвинутой техники. Возможно, одна из причин в том, что и архитектурные работы, и поиск цвета в процессе изготовления витражей – все это для средневекового человека было, в первую очередь, не способом авторского самовыражения, а служением Богу.Вообще, вся городская жизнь выстраивалась и кипела здесь, вокруг собора. Он был настоящим центром мира.

Тем любопытнее причина, по которой появился этот прекрасный готический храм.
В IX веке в Шартр привезли великую христианскую святыню – плат Пресвятой Богородицы. Его поместили в прежнем кафедральном соборе города. Однако в XII веке в Шартре случился сильнейший пожар – обычная, к сожалению, беда деревянных средневековых городов. Собор тоже загорелся и полыхал в течение трех дней.
При этом горожане оплакивали не столько сами его стены, сколько свою любимую реликвию, которая находилась внутри, - плат Божией Матери. Каково же было всеобщее удивление и радость, когда, по окончании пожара, жители Шартра узнали, что плат уцелел! Его спасли три священнослужителя, которые не смогли выбраться из-под огня наружу, а потому решили вместе с платом укрыться в помещении нижнего храма. Пламя прокралось и туда, однако никто из спасителей святыни, как и сама она, не пострадал. Это событие было признано чудом и знамением. Вероятно, рассудили горожане, ради плата Богородицы нужно построить более достойный собор. Такой, каких еще не видывал христианский мир. За дело с огромным энтузиазмом принялся весь город. И со временем появился нынешний кафедральный собор Шартра, первый готический Нотр-Дам, то есть собор, посвященный Деве Марии. Так что же это за святыня – плат Богородицы? Почему ради нее люди готовы были и рисковать жизнью, и трудиться в поте лица?

Перечитаем историю Рождества Христова. О Деве Марии у Евангелистов сказано, что Она слагала в сердце Своем все, что говорили Ей о Ее Сыне. Логично предположить, что Она с трепетом отнеслась и к тем вещам, которые были связаны с Его Рождением. В частности, к плату, который покрывал Ее главу в ночь Рождества. Предание говорит, что Богородица бережно хранила его, а перед Своим Успением передала одной благочестивой девице, которой также велела сберечь эту святыню. Согласно преданию, та девица всю свою жизнь посвятила хранению плата, а перед смертью передала святыню девушке из своего рода. И та тоже посвятила жизнь служению Богородице и Ее плату. В семье укрепилась традиция: одна из девиц берет на себя эту важную миссию. Так продолжалось вплоть до IV века, пока плат… не украли.

Сделали это не отъявленные воры, а два молодых патриция, братья Галвий и Кандид, которые совершали паломничество на Святую Землю. Они шли из Константинополя, утомились в пути и решили остановиться недалеко от Иерусалима на ночлег. По случайности, выбранный ими дом оказался домом той женщины, которая хранила плат. Братья заметили, что в одной из комнат стоит ковчег, вокруг которого красиво горят светильники. Они спросили хозяйку, что бы это значило, и та доверчиво рассказала им о своем служении. Хитрые братья оценили обстановку и на обратном пути остановились на ночлег в том же доме. Из Иерусалима они принесли с собой специально изготовленную копию того ковчега, в котором хранился плат. А ночью, пока хозяйка спала, они подменили реликварий и скрылись вместе со святыней. Так плат Богородицы попал в Константинополь, его поместили в храме во Влахерне. Позднее, уже в IX веке, византийская императрица Ирина передала часть этой святыни Карлу Великому, объединителю Западной Европы. Святыню поместили неподалеку от Парижа, в монастыре города Аржантой. А оттуда уже плат перенесли в Шартр, по настоятельной просьбе его жителей. Им нужно было защитить себя и свой город от набегов норманнов, и отчаявшиеся люди не нашли лучшего способа, как уповать на милость Пресвятой Богородицы. Причем через плат они действительно получили ожидаемую защиту. Прошло сравнительно немного времени – и набеги норманнов прекратились. Более того, это племя обратилось в христианскую веру.

Сегодня плат Пресвятой Богородицы находится в Шартрском соборе в специальной капелле, сюда постоянно приезжают молиться паломники из России и Украины. Впрочем, для россиян святыня стала сейчас несколько ближе. Частицу ее передали в храм Иоанна Богослова на Новой площади, так что желающим встретиться с платом достаточно просто оказаться в Москве.

А вот с другими Рождественскими святынями – пеленами Богомладенца Иисуса и ризой Богородицы, все несколько сложнее. Хотя…

Пелены Богомладенца Христа и риза Богородицы

В некоторых европейских соборах есть интересная традиция – раз в несколько лет открывать для поклонения верующих великие святыни, которые там хранятся. Ярчайший пример – Туринская плащаница, которую после длительного перерыва открыли в 2010 году и которой за короткое время поклонилось около трех миллионов человек. Раз в семь лет в немецком городе Ахен происходит нечто подобное, только в чуть меньших масштабах. Здесь открывают так называемые Евангельские святыни, среди которых упомянутые святыни Рождества. Как они здесь оказались? – Опять же, при участии Карла Великого…

Надо сказать, Ахен – абсолютно немецкий город. И германский порядок, и последствия политики мультикультурализма – все нашло здесь свое отражение.
Тем интереснее на примере Ахена проследить корни тех процессов, которые задали тон современной истории Европы. Прежде всего, ее объединению, ведь идея Евросоюза по сути не нова. Первым и по-своему успешным объединителем Западной Европы был Карл Великий. В VIII – IX веках он создал огромную империю, собрав западные территории некогда великой Римской цивилизации под свое крыло. Принципиально важным для него было объединить народы и племена на христианском основании, в связи с чем он заботился и о крещении, и о просвещении своих современников. Центром великой христианской державы он сделал город Ахен.
Здесь находилась его резиденция, здесь же должен был появиться и видимый символ христианского могущества и единства новой империи.

Таким символом стал необычный снаружи, потрясающе красивый изнутри кафедральный Ахенский собор. Теперь его называют собором Карла Великого. Но во времена самого императора вся эта красота создавалась не с целью его прославить.
Собор был построен по византийским образцам, символизировал небо на земле, единство Западной и Восточной Церкви.

Помимо строительства, Карл предпринял и другие шаги по укреплению статуса Ахена как столицы христианской империи. Он доставил в город несколько святынь, среди которых были пелены Богомладенца Христа и риза Божией Матери (наряду с платом, это была Ее одежда в Рождественскую ночь). Святыни в Ахен привозили из Византии, Иерусалима, Рима и Дамаска. В каждом из этих городов христианские общины были древними, святыни бережно сохранялись и передавались и поколения в поколение. В Ахене для этих реликвий изготовили драгоценный ковчег. Сегодня он установлен в самом сердце кафедрального собора.

Времена Карла Великого и средневекового Шартра давно позади, но почитание великих святынь в этих городах не прервалось, и современная традиция паломничества к ним – наглядное тому свидетельство. В чем ее смысл? В чем вообще смысл обращения к Рождественским святыням? - …Есть что-то невероятное, но логичное в том, как Ахенские святыни и плат Богородицы в Шартре объединяют времена и «сокращают» пространство. Точнее даже так: время и пространство при встрече с такими реликвиями как бы… упраздняются, что ли. И дело даже не в том, что за ними стоит богатая история или что с ними связаны судьбы тысяч людей. Просто каждая из них – сохранившаяся вопреки войнам, пожарам, человеческим предрассудкам – частица вечности. Вещественное доказательство Рождения Бога в наш мир.



Автор: МИТРОФАНОВА Алла, КИТНИС Тимофей

ЗАГАДКА ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ

В Евангелии от Матфея прочла, как волхвы пришли поклониться родившемуся младенцу Иисусу, причем привела их к Нему шедшая по небу звезда. Неужели Церковь действительно верит в то, что по небу двигалась некая звездочка? И почему это какие-то восточные волхвы пришли в Иерусалим?

Евангелие говорит, что волхвов в Вифлеем привела шедшая перед ними звезда.
Что это была за звезда? Ведь, согласно Евангельскому тексту, волхвы увидели звезду на Востоке и пришли в Иерусалим (поскольку, как мы выяснили, именно там ожидали рождение Царя), где звезда вновь возникла и повела их в Вифлеем. Христианские писатели первых веков (Игнатий Богоносец, Ориген и Евсевий) думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. Святой Иоанн Златоуст (IV век) и Блаженный Феофилакт Болгарский (XI век) считали ее разумной силой (ангелом), явившейся в образе звезды.

Интересное объяснение этого явления предложил знаменитый астроном Кеплер.
Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета Марс.

По астрономическим вычислениям Кеплера такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (т.е. примерно в то время, когда родился Иисус Христос) к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Поскольку явившаяся волхвам на родине звезда перестала быть видима, когда они отправились в путь, и вновь показалась, когда они пошли из Иерусалима в Вифлеем, то присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием "соединение планет". Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы нашего столетия посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа с яркой звездой.

Какая бы версия ни была верной (а Церковь не отрицает возможности существования различных объяснений этого удивительного факта), не нужно забывать, что Библия - не учебник по астрономии. А Евангельская история Рождества не является попыткой описания атласа звездного неба над Вифлеемом и Иерусалимом.

Более того, Евангелие в последнюю очередь является хронологией происходивших 2000 лет назад событий. Евангелие - это прежде всего Благая Весть (именно так это слово переводится с греческого). Благая весть о Спасении мира Богом Иисусом Христом. Поэтому задачей евангелиста Матфея и было передать прежде всего эту основную, величественную правду. Поэтому Матфей, как и все остальные библейские авторы, говорит не просто о прошлом или даже будущем, а прежде всего - о ВЕЧНОМ. Евангелие - это обращение к нам, евангельские образы - это живые символы, которые помогают людям разобраться в своей жизни, в "своей вере.

Звезда, приведшая волхвов - это символ того, как к Богу-Христу приходят язычники, приходят все народы. Но в этом символе заложено и обращение к нам, живущим спустя 2000 лет, - а кто мы такие, пойдем ли мы за Вифлеемской звездой?

1. Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. "Сатисъ", СПб, 1995, С.100-104.

2. Б.И. Гладков. Толкование Евангелия. М., Столица, 1991 (Репринт издания 1907 г.), с. 69-74.

3. Т. Каут. Кто были три священных царя? Откуда они пришли? Что за звезда вела их в Вифлеем? // "Альфа и Омега", №24(7), 1995, С.30-43.

4. Рождество Христово. Под ред. Проф. М. Скабаллановича. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт издания 1916 года). С. 8-15.

5. Ф. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. М., Прометей, 1991, С.16-20.

АРХЕОЛОГИЯ РОЖДЕСТВА

Канонические Евангелия очень кратко повествуют об обстоятельствах детства и юности Господа Иисуса Христа. Такое умолчание породило множество фантастических текстов, известных как «гностические евангелия» или апокрифы. Широкой публике в нашей стране они стали известны, например, благодаря свободным пересказам для детей шведской писательницы Сельмы Лагерлеф.

Поэтому отправимся в Святую Землю, чтобы узнать новое о событиях, связанных с рождеством и детством Спасителя. Но куда ехать в первую очередь? Наверное, сразу в Вифлеем, ведь Рождество было там. Но Вифлеема, оказывается два: один в Галилее, на севере, совсем недалеко от Назарета, в котором жили Иосиф Обручник и Дева Мария; другой — в Иудее, на юге (таких городов-дублей в Израиле немало). Где же родился Христос?

Обратимся к историческим документам того времени — текстам переписи населения, которую во всех своих провинциях (а Иудея и Галилея были в те времена римскими провинциями) проводил Рим. Приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея (относится к 104 году по Р. Х.), говорит нам об этой практике римлян. В нем содержится указание каждому жителю, который проживает на территории Римской империи, переписываться на своей родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта [говорит]: Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи…» Поскольку Иосиф Обручник, как мы знаем из Святого Писания, происходил из рода Давида, он должен был отправиться именно на юг, в Иудею, в Вифлеем, где родился и царь Давид.

Есть ли археологические данные, подтверждающие факт рождения Спасителя в Вифлееме? Вифлеем изучен существенно хуже, чем Назарет или Капернаум.
Прямых археологических данных, подтверждающих рождество Христово в Вифлееме, нет. Но есть факт живого церковного предания о месте рождения Спасителя уже со времен мученика Иустина Философа (около 150 года), который писал в «Разговоре с Трифоном-иудеем»: «Когда в Вифлееме родился Младенец, поскольку Иосиф не мог найти ночлег в этой деревне, он занял место в некоей пещере неподалеку от деревни; и пока они были там, Мария родила Христа и положила Его в ясли, и здесь нашли Его волхвы, пришедшие из Аравии».

Древние авторы сообщают, что при императоре Адриане в пещере Рождества был устроен языческий храм Адониса. Однако во многом благодаря этому было сохранено для последующих поколений место рождения Христа. Сейчас над пещерой расположена базилика Рождества. Первое упоминание о ней мы находим в записях автора, известного как пилигрим из Бордо (IV век). Это же подтверждает известный церковный историк Евсевий Кессарийский, согласно которому царица Елена «воздвигла поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем.
Посему благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Место, где родился Иисус, никогда всерьез не оспаривалось. И блаженный Иероним, и Павлин Ноланский в IV веке подтверждают, что Вифлеемская пещера под нынешней церковью Рождества была признана местом Рождества Христа и до Адриана — еще в первом веке. А Иероним, известный переводчик Библии на латынь, переехал в Вифлеем в 385 году и жил в пещере, примыкающей к гроту Рождества, тридцать пять лет, до самой своей кончины. Относящийся ко второму веку апокриф «Протоевангелие от Иакова» содержит о пещере Рождества как месте рождения Спасителя те же сведения. Ориген в III веке писал, что пещера в Вифлееме и ясли в ней были «знамениты в этих местах даже среди людей, далеких от веры, так как именно в этой пещере… Иисус… был рожден».

В 1934 году в Вифлееме проводились раскопки под руководством археолога Уильяма Харви, а с 1948-го по 1951 год — францисканской Стражей Святой Земли.
Примерно на метр вглубь под нынешним полом был обнаружен прекрасный мозаичный пол, который может относиться и к первоначальной церкви, выстроенной царицей Еленой, а может и являться добавлением V века, поскольку пол расположен выше уровня исходных оснований, поддерживавших колонны церкви Константина.
Елена построила восьмиугольное здание, которое соединялось с базиликой, образуя двухчастную постройку.

Храм, в наши дни встречающий гостей Вифлеема, построил византийский император Юстиниан (527-565). В Средние века были внесены некоторые изменения, например, закрытая арка над современной прямоугольной дверью — входом в храм, существенно его уменьшившая. Ранее вход был таким большим, что во времена оккупации Вифлеема арабами в храм мог запросто въехать всадник на лошади.

«Проблема Назарета»

Если Вифлеем — место Рождества Христова, то Назарет известен прежде всего тем, что там произошло чудо Благовещения (см. Лк. 1:26-38). Сюда же вернулось Святое Семейство после бегства в Египет (см. Мф. 2:23). Здесь Иисус провел Свои юные годы, и здесь же, в синагоге, звучала Его первая проповедь (см. Лк. 4:16-27). Сегодня в Назарете три христианских храма: православный и два католических.

Почитание Назарета как святого места прослеживается благодаря записям пилигримов с IV века (Этерия, IV век; Пилигрим из Пьяченцы, 570 год; Аркульф и Виллибальд, VII век). Название его происходит от еврейского слова «нецер» — ветвь, так называли себя потомки Давида, помня пророчество: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его» (Ис. 11:1). Именно в этом слове ключ к пониманию фразы «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назорей наречется» (Мф. 2:23). Ведь в Ветхом Завете нигде не говорится о Мессии-назорее, а вот о ветви говорится. Поэтому — «Ветвь наречется».

Тем не менее в археологии в последние годы ведется ожесточенная дискуссия по так называемой «проблеме Назарета I века». Некоторые археологи утверждают, что раскопки фиксируют на месте современного Назарета иудейское поселение только с конца I-II века н. э. Существование же Назарета в эпоху Иисуса ставят под сомнение потому, что он не упомянут ни Талмудом, ни Иосифом Флавием. Почему же такие важные исторические источники о нем не говорят?

Назарет был крохотным пригородом (городом-спутником) столицы Галилеи — Сепфориса, расположенного в пяти километрах от него. Жители Назарета, по всей видимости крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы, числом не более 300 человек, ходили в Сепфорис на работу, потому что в Назарете ее просто не было. Возможно, в Сепфорис ходил на заработки и Иосиф, беря с собой своего названого сына.

Археологические раскопки в Назарете рубежа XX-XXI веков, раскопки францисканца Б. Багатти 1955 года, когда была построена новая католическая церковь Благовещения, дают новые сведения об этом месте: Назарет времен Иисуса был маленьким сельскохозяйственным поселением с множеством виноградных прессов, маслодавилен, пещер для хранения зерна и цистерн для воды и вина. Обнаружены помещения, вырубленные в скале, предположительно нижние хозяйственные этажи. Некоторые из этих построек, расположенные под церковью Благовещения и церковью святого Иосифа, древним преданием связываются с двумя домами: один — Иосифа, другой — родителей Девы Марии, где и произошло Благовещение. Пещера, находившаяся под предполагаемым домом Девы Марии, называется "гротом Благовещения". Сейчас там расположен католический алтарь с надптсью на престоле: "Здесь Слово стало плотью".

Вряд ли авторов Талмуда или блестящего Иосифа Флавия могла заинтересовать деревушка с населением в 300 душ, где делали вино и масло, жили плотники и крестьяне. О незначительности Назарета в глазах современников свидетельствуют и слова Нафанаила из Евангелия от Иоанна: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).

Первая в Назарете церковь, по-видимому, была сооружена Иосифом Тивериадским, обратившимся в христианство и получившим от равноапостольного Константина привилегию строить церкви в Галилее (об этом пишет Епифаний Кипрский).
Однако Багатти опубликовал находку из своих раскопок под полом церкви Благовещения, которая свидетельствует о том, что византийскому храму предшествовала еще одна религиозная постройка. Исходя из стиля и структуры, Багатти датирует их третьим веком и полагает, что здание было синагогой, потом ставшей христианским храмом (редкий случай, обычно синагоги не переделывали в церкви).

Есть в Назарете и другие места, на которые стоит обратить внимание.
Согласно преданию (первая письменная фиксация в апокрифе апостола Иакова около 140-170 годов) архангел Гавриил впервые обратился к Деве Марии, когда Она шла к источнику. Этот источник существует и поныне. Над ним в IV веке был воздвигнут храм. Он упоминается в описаниях паломничества Аркульфа, монаха из Галлии (670), и русского игумена Даниила (1106). Церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась, но источник продолжал действовать.
Протоиерей Александр ТИМОФЕЕВ, завкафедрой библеистики МДАиС.
РАНЕЕ ОПУБЛИКОВАНО:
1.РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: «трехдневная Пасха»
2.Новый год и Рождество Христово
3.Ночь Рождества. На Рождество Христово.



Источник: