Соц-арт... Эрик Булатов

Алексей Гончаров2
Эрик Булатов. Картина и зрители, 2011—2013.


Соц-арт ( социалистическое искусство) – одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1960-1970-х гг., в рамках так наз. Альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.

Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид, вокруг которых во второй половине 1970-х гг. сложился круг молодых художников , разделявших их взгляды и убеждения. В разные годы к их объединению примыкали Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, члены групп «Гнездо» и «Мухоморы». Соц-арт не был жестким стилевым направлением, он объединял весьма различных по своей манере авторов, не просто находящихся в «художественной оппозиции», но разрабатывающих в своем творчестве многослойные составляющие официальной идеалогии и ее художественных догматов. К концу 1990-х гг. соц-арт практически перестал существовать , т.к. с изменением политической ситуации содержательная основа этого искусства стала не актуальной.

Особенности Соц-арта:

Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятие соц-реализм с поп-артом. Повальное господство вещевого фетишизма в капиталистическом обществе перекликалось с засильем советского идейного мифотворчества. Создатели соц-арта прекрасно понимали пустоту, лживость и лицемерие официального искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и формы этого искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт развенчивал в игровой, зачастую эпатирующей форме их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Его объекты были, как правило, художественные коллажи, «цитирующие» советский официозно-государственный антураж по всем правилам поп-артовской эстетики, -с использованием в структуре произведений реальных вещей и бытовых предметов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование любых приемов и стилей, использование разнообразных форм (от станковой живописи до пространственных композиций) стали основой броского, намеренно эклектичного художественного языка этого направления.

Мастера Соц-арта:

Виталий Комар, Александр Миламид, Эрик Булатов, Борис Турецкий, Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Ростислав Лебедев, Григорий Брускин.


ЭРИК БУЛАТОВ – СИМВОЛ СВОБОДЫ В ИСКУССТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ.

Российский живописец родился 5 сентября 1933 года в Свердловске, в семье капитана и стенографистки. С самого раннего детства будущий художник увлекся изобразительным искусством и получил полную поддержку родителей в этом увлечении.

Отец художника родился в Саратове и был партийным работником. Батальонный комиссар, он отдал свою жизнь Родине в 1944 году и получил множество наград, в том числе Орден Красной Звезды. Мать Эрика Владимировича Булатова родилась в Польше, в возрасте 15 лет она с семьей перебралась жить в Россию. Жила в Москве и работала стенографисткой, была эвакуирована с сыном в Саратов, а затем в Свердловск.

В школьные годы будущий живописец увлекался рисованием и осваивал различные технологии работы с краской. В 1947 году Эрик Владимирович поступил, а затем успешно окончил Художественный институт им. В. И. Сурикова. Для зачисления на факультет ему не пришлось сдавать вступительные экзамены, он был зачислен автоматически. После учебы Булатов стал профессиональным иллюстратором и устроился на работу в издательство «Детгиз».

Художник более 30 лет специализировался на оформлении детских книг. В 1957 году состоялась первая столичная выставка живописца, в 1973 году картины Булатова презентовались за границей. В своей технике работы живописец совместил выхваченные из контекста тексты из плакатных материалов СССР и фигуративные элементы. Это позволило ему с помощью простых приемов изобразить абсурдность и перенасыщенность советской пропаганды.

Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. Согласно этой теории картина состоит из двух взаимоисключающих частей: конкретной, реальной плоскости — «картинной плоскости», и некого воображаемого пространства, которое можно построить по одну из сторон этой плоскости. В своих произведениях Булатов стремился не сводить воедино по сложившейся традиции, а противопоставлять эти понятия. В этих его произведениях заметно влияние Фалька. Сильный, своеобразный этот этап его творчества, неоценённый по достоинству в контексте истории искусства.

Эрик Владимирович Булатов необычайно открыт, в противовес своим коллегам-концептуалистам. Главная тема его творчества, не политика, а проблема запрета свободы. В своих картинах он пытался изобразить тлетворное влияние общества, пропаганды, идеологии и даже экономики на стимуляцию несвободы.

Картины Эрика Булатова высоко оцениваются современными художниками. До сих пор коллекционеры всего мира стремятся приобрести выдающиеся картины по баснословной стоимости. Так, в 2007 году, на аукционе в Лондоне была представлен холст «Перестройка», созданный в 1989 году. Первоначальная цена работа составила около 500 тысяч фунтов стерлингов, а продана на 58 000 дороже.

Еще одно полотно культового художника «Вход – Входа нет», созданное в 1995-1996 году, было реализовано на одном из аукционов за рекордные 713 тысяч фунтов. Роскошная картина Булатова «Брежнев. Советский космос» признается ценителями искусства одной из самых известных. Благодаря глубоким идеям, заложенным в работу, демонстрации парадоксов и ненормальности, работа мастера стала поистине культовой. В итоге она была продана за баснословную сумму в 1 млн. фунтов стерлингов.

 
Признанный при жизни гений соцарта Эрик Владимирович Булатов является настоящим символом свободы в искусстве и государстве. Его полное творческое становление произошло в 1970-е годы. Он постепенно стал склоняться к отображению точного ландшафта природы и городской среды, стремиться к метафорам и использованию аллегорически образов неба.

В последние годы художник проживал и работал в основном во Франции. Однако нередко результаты его творчества можно наблюдать в нашей стране.
Сегодня работы Эрика Владимировича Булатова хранятся и выставляются в самых популярных галереях мира. Картины размещаются в Государственной Третьяковской галерее в Москве, швейцарской Skopia gallery, в Ганновере (Кёстнеровское общество), Кёльне (галерея Рекерманна), Осло (Бломквист), а также в Национальном музее Монако. Более поздние работы можно увидеть в нью-йоркских галереях, встретить в Цюрихе, Мюнхене, Париже, Мадриде и Амстердаме.


        @