14 января - День имени Христова

Ольга Ролич Брестчанка
          В череде церковных праздников есть день, который непосредственно относится к жизни Христа Спасителя, что делает его однозначно праздником. Но проходит он как-то тихо и незаметно.

          Возможно, потому, что день этот находится между­ ярким Рождеством Господним и осязательным явлением Святой Троицы во время Крещения Спасителя. К тому же в этот же день празднуются память великого светильника Церкви Василия Великого, который за свою короткую жизнь (около 49 лет) оставил много богословских трудов, и Старый Новый год. Все эти события как бы оттеняют праздник Обрезания Господня.
          А между тем смысл у этого праздника огромный и важный.
          Митрополит Вениамин (Федченков) называл его праздником Закона Божия и объяснял, почему исполнение ветхозаветного ритуала обрезания было необходимо в израильском обществе. «Тот, кто намерен жить по новым законам, – пишет митрополит Вениамин (Федченков), – тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец...».
          Господь пришел в мир исполнить закон и показать, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение.
          В Новой Вселенной - во Христе Иисусе - ветхозаветное обрезание было упразднено и заменено таинством Крещения. Христиане Нового Завета обручены Богу через Его Тело и Кровь, причащаясь которых становятся наследниками Царства Небесного.
          Протоиерей Андрей Ткачев, говоря о значимости этого праздника, называет его Днем имени Христова. Так как в этот день, восьмой от Рождения, когда и совершалось это ветхозаветное «таинство» над младенцами мужского пола, ребенку давали имя. Читаем в Евангелии: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус...».
          «А поскольку для нас, христиан, важно молиться именем Иисуса, – логически рассуждает дальше о.Андрей, – то праздник Обрезание Господне можно назвать Днем Иисусовой молитвы, которую нужно произносить как можно чаще: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня)...»
          Кстати, апостол Павел в своем послании к Римлянам подчеркивает новый христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: «Ибо не то обрезание, которое наружно, на плоти; но то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве...», «потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим. 2:28, 3:30).



СП-11.01.23