День настоящей христианской любви

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайлов

Проповедь в Воскресный день в Казанском Храме
 посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«А вы любите врагов ваших и благотворите ненавидящим вас», - такие слова мы с вами слышали в Евангельском Чтении к Воскресному дню. Сегодня это Воскресный день по истине можно назвать днём христианской любви, потому что Святая Церковь не выделяет этот день среди Святых, но выделяет его самой важной из заповедей: заповеди о любви. Господь сегодня через Евангелие стучится в наши сердца и говорит о настоящей христианской любви. Давайте сегодня порассуждаем на эту тему и постараемся после Воскресного Богослужения выйти преисполненными этой любви.
Что же есть настоящая христианская любовь? Посмотрите на современное общество. В советское время мы слышали такие слова: «Человек человеку друг и брат». А потом в 90-ые годы мы слышим такие слова: «Человек человеку волк». А сейчас, братья и сестры, мы пошли ещё дальше: «Человек человеку бревно». Мы стали совершенно безразличны друг другу. Мы находимся в больших городах, едим в автобусах в тесноте, но совершенно безразличны друг к другу. Человек может умирать на улице, а мы можем пройти мимо него. Если мы не знаем, как помочь, но мы же знаем, как вызвать скорую помощь, чтобы человеку оказали помощь. Но мы стараемся быстро пройти мимо человека, попавшего в беду, мы боимся испачкаться, потому что мы привыкли к комфорту. Посмотрите, что происходит в семьях. До революции были многодетные семьи, и родители выходили со множеством детей. А сейчас люди выходят на улицу со множеством кошек и собак, а детей то у них и нет. Почему? Потому что в молодости они занимались карьерой и другими какими-то своими делами, а детей своих он поубивали (с помощью абортов). А потом душа требует любви, требует кого-то полюбить, а некого рядом нету. Тогда человек заводит домашних животных в большом количестве, и всю свою любовь тратит на них, ту любовь, которую он должен был тратить на своих детей.
К одному священнику пришла одна женщина и говорит: «Я так страдаю от того, что убила её». И так она стояла, плача, много-много раз. И, когда священник стал её успокаивать и говорить: «Что же с вами произошло? Утешьтесь. Бог любит и может простить Вас. Ведь как Царь Давид был прощён Богом и Вас Господь простит, только покайтесь». И потом женщина говорит: «я убила её - муху». Когда она стала рассказывать дальше, оказалось, что она бросила своего мужа, детей и живёт совершенно одна, и страдает от того, что иногда она убивает мух. У нее дома куча домашних животных. Вот посмотрите на состояние современного человека: когда человек совершенно не туда тратит свою любовь, тратит её не на человека, а тратит её на животных. Да, животных нужно любить, но каждый должен стоять на своём месте.
Если мы с вами согрешили и сделали аборты, то почему бы не стать крёстными, почему не пойти в дом престарелых и не ухаживать за пожилым человеком, и не потратить на него любовь? Почему в нашей России есть дома престарелых, детские дома? А почему-то в некоторых странах, например, в Японии этого нету, хотя Япония является языческой страной, там христианство еле-еле дышит. Почему у них разобраны все престарелые? У них есть такая пословица: «Если у тебя нет дома, бабушки или дедушки, то заведи их». Для японца большая честь взять в дом свой престарелого человека, чтобы научиться у него мудрости. А мы всё это совершенно не ценим и не видим человека.
Сегодня мы читали Евангелие о любви. Господь говорит, чтобы мы не просто давали в долг кому-то, а дали в долг и не ждали обратно. Как же это исполнить на деле? Это просто: если приходят к нам и просят 1000 рублей в долг, и мы видим, что этот человек не отдаст нам или будет отдавать очень долгое время, то надо сказать человеку: «Я могу тебе дать 100 или 200 рублей, но я дарю тебе их навсегда просто так. Возьми их, это тебе помощь». Чтобы этот человек, встречая нас, не убегал на другую сторону улицы, потому что он и так всем должен. Нужно просто помочь человеку: купить ему продукты, оплатить какие-нибудь счета за него, но сделать это от всей души, столько, сколько мы можем, пускай это будет и маленькая сумма. Нужно поучаствовать в жизни человека, увидеть человека, ведь человеку много и не надо, и тогда и наша жизнь изменится.
Святитель Феофан Затворник на сегодняшнее чтение говорит так: «Бог даёт нам заповедь любви, но как же исполнить её? Господь дал нам возможность исполнить эту заповедь через ближнего». Именно через ближнего мы начинаем любить Бога и самого человека. «Когда мы с вами живём в этой жизни, - говорит Святитель Феофан Затворник, - то часто перед нашими глазами стоит собственное «я». Оно настолько большое, мощное и незыблемое, что мы ничего не видим кроме собственного «я». Но когда мы с вами вместо этого «я» ставим ближнего, то тогда мы и исполняем любовь, тогда наш ближний становится в центре нашей жизни, и мы забываем о собственном «я», и потихоньку наше сердце входит в Царствие Божье, входит любовь, потому что любовь тождественна, равна Царствию Божьему».
Если в наше сердце входит Бог, то входит и любовь. Если входит любовь, то входит и Бог, входит и Царствие Небесное. Без любви к ближнему мы не сможем полюбить и Бога.
Мы видели, как маленьких детей пеленают в пелёнки. Учёные заметили, что сейчас детей родители не пеленают пелёнками, а одевают памперсы. В чём же разница? А разница кардинальная. Учёные посчитали, что, когда ребёнок находиться в памперсах, то он чувствует себя слишком свободным и не чувствует ни в чём ограничений. Его характер портится, потому что он чувствует вседозволенность. А, как только ребёнка пеленают, туго связывают, то ребёнок перестаёт плакать, ему кажется, что он снова попал в утробу матери, где он находился девять месяцев. Он был там в стеснённых условиях, и это его успокаивало, он чувствовал некую защиту и покров.
Когда ребёнок находится в утробе, когда он чувствует защиту, то в утробе матери он и воспитывается. И также, когда ребёнок находится в пелёнках, он тоже чувствует защиту, покров и некое стеснение и это даёт ему на будущее огромный задел смирения. Дети, которых пеленали в детстве, отличаются более спокойным и терпеливым характером – это заметили учёные. Так вот, дорогие братья и сёстры, нам нужно самим себя спеленать, чтобы смирить и преобразить себя.
Пелёнки для христианина – это заповеди. Десять заповедей, это десять пелёнок, которыми мы должны себя туго-туго связать, когда мы исполнены страстями и различными грехами. Пеленая себя, мы потихоньку будем исправляться, но мы вырастаем из пелёнок, мы растём, мы развиваемся. И тогда Господь уже одевает нас в одежду праведности и предлагаем нам заповедь любви к ближнему.
Когда перед человеком стоит очень много задач, то он теряется и страшится. И так и Господь среди множества заповедей и запретов даёт нам возможность увидеть две заповеди: заповедь любви к Богу и заповедь любви к ближнему. Это есть единственная творческая заповедь, а все остальные заповеди - заповеди запретов: первые четыре заповеди – о запретах по отношению к Богу, остальные шесть заповедей из десяти – это запреты к человеку (что нельзя делать, чтобы не обидеть человека). А ещё есть девять заповедей Блаженства, где Господь говорит, что, если ты хочешь быть счастлив, то исполни и эти заповеди.
Но из всех этих заповедей есть единственная творческая заповедь, тогда, когда мы можем сами себя проявить, там нет никаких запретов. Там говорится: «Возлюби своего ближнего». В этом и есть суть христианской жизни. Когда мы пеленаем себя, когда мы себя ограничиваем в чём-то, когда мы постимся, когда мы встаём рано утром на службу, когда мы изменяем собственный характер для того, чтобы протиснуться сквозь узкие тесные Врата Царствия Божьего уже здесь на земле. Но этого мало. Когда мы вылезали из пелёнок, нам нужно так себя проявить, чтобы мы были подобны в чём-то Богу, потому что Бог создал нас из ничего и хочет, чтобы мы были подобны Ему.
Чтобы Господь действовал в нас, чтобы Господь изменил нас, надо вспомнить самое важное: когда Бог творил мир из ничего. Поэтому нам надо стать перед Богом тоже ничем, т.е. обнулится, сказать: «Господи, без Тебя я ничто. Я немощен. Я благодарю тебя, Господи, за эти страдания, за эти скорби, через которые Ты мне показываешь, что я немощен». Ибо все скорби, которые преследуют нас нужны только для одного: чтобы мы познали свою немощь. Бог, давая нам эту немощь, начинает действовать в нас: Он сотворяет из ничего великое. И тогда человек становиться настоящим христианином. Бог входит в его сердце, и человек изменяется. И тогда наша жизнь будет совершенно другой.
Этот воскресный день пусть будет для каждого из нас, дорогие братья и сестры, началом настоящей духовной жизни. Ибо только когда мы увидим перед собой нашего ближнего, когда даже если что-то у нас будет не получаться, и, если даже мы обидели ближнего, нужно быстрее просить у него прощение, примиряться, потому что наш ближний – это есть ключ к Царствию Божьему. Без нашего ближнего в Царствие Божье нам не войти.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!