Случай на уроке труда

Александр Мой Брат
               
       (Санькины истории)

        Эта необычная история произошла в самый обычный школьный день на одном из уроков труда. Прозвенел звонок на урок, и ученики, разделившись на мальчиков и девочек, с весёлым гомоном направились по своим аудиториям: мальчишки - в «столярную мастерскую», а девчонки - в класс «домоводства». Двери в кабинеты находились через коридор, как раз друг против друга. Ребятам предстояло научиться как  быстро и правильно  изготовить деревянную рукоятку для киянки - это такой молоток, но только деревянный. Заготовки-киянки (естественно, без ручек) лежали на учительском верстаке. Затем насадить киянку на собственноручно изготовленную рукоятку, в определённом (отмеченном карандашом) месте на киянке завернуть шуруп и уже собранное изделие сдать учителю по труду. И не выполнить эту работу было нельзя, т.к. от этого изделия, увы, завесила оценка в четверти. Что же творилось в мастерской у девочек, ребят интересовало мало. Наверняка, чтобы получить хорошую оценку за четверть, девчонки пекли оладьи или блины. Из двери их кабинета обычно пахло чем-то вкусным.
      На верстаках уже лежали круглые палки, вероятней всего, это были новые ручки для швабр. Одной палки хватало на три рукоятки. От палки нужно было отпилить заготовку длинной сорок сантиментов и остаток передать на соседний верстак. Из этой заготовки, обстругав рубанком один из концов под уже просверленное отверстие в киянке, изготовить рукоятку, и, насадив на неё киянку, в отмеченном месте завернуть шуруп. Второй конец рукоятки с помощью того же рубанка и крупного напильника закруглить и обработать куском наждачной бумаги. В общем, работа несложная, не очень пыльная и… вполне выполнимая.
     Чтобы как-то успокоить ребят, учитель труда Владимир Николаевич трижды хлопнул в ладоши и громко проговорил:
 - Та-ак, ребята, все одеваем фартуки!  Ти-и-ихо! Разбираем заготовки-киянки с моего верстака, подходим к своему рабочему месту и, не теряя времени, приступаем к работе. Что и как делать вы должны помнить с прошлого занятия. Оно, если мне не изменяет память, было позавчера, и мы весь процесс записывали в тетрадь, ну, а кто не помнит, может свои записи ещё раз просмотреть, и-и-и… Вперёд, приступайте! Да! Весь необходимый инструмент уже лежит у вас на верстаках. Ходить по мастерской и в полголоса общаться разрешается, но прошу этим не злоупотреблять. Ну, всё! Работаем, работаем! – он опять трижды хлопнул в ладоши и, заложив руки за спину, стал степенно прохаживаться между рядами верстаков, бросая любопытные взгляды на действия то одного, то другого ученика.
       Для нашего Саньки эта работа была пустяшной. Вы спросите,  почему? Дело в том, что совсем недавно подобную работу он уже выполнял дома в гараже. Папа поручил ему изготовить ручку для молотка, и  ничего, он успешно справился. Я даже уверен, что и для большинства ребят эта работа была не очень трудной. В общем, все дружно бросились выполнять задание, ведь готовая киянка – это положительная оценка по труду в четверти…
        Минут за пятнадцать до конца урока дверь мастерской неожиданно открылась, в мастерскую заглянул старшеклассник с повязкой дежурного по школе и, подозвав  учителя,  что-то тихо ему  сказал.
- Хорошо, я сейчас подойду, - проговорил в ответ Владимир Николаевич, оглядев мастерскую и обращаясь уже к ученикам, добавил, - Та-а-ак! Сазонов, я назначаю тебя старшим по классу. Доделывать свою киянку будешь у моего верстака, и ты отвечаешь за порядок в мастерской. Всем понятно? Я скоро вернусь.
– Поня-я-ятно… - нестройно ответили ученики.
        Дверь за учителем закрылась, и уже через минуту в мастерской словно вулкан проснулся. Всем вдруг сразу захотелось громко поговорить с соседом, зачем-то сходить к учительскому верстаку или просто походить между рядами, пытаясь с умным видом знатока давать советы товарищам. В общем, начался самый настоящий бардак.
      - Эй, Сазонов! Тебя вызывает на бой лучший командир Красной армии Чапай! - вызывающе громко прозвучал голос самого хулиганистого мальчишки класса. От такого неожиданного заявления шум в мастерской даже поутих. «Чапай-самозванец» стоял во весь рост на последнем верстаке первого ряда. К левому боку он прижимал напильник обёрнутый в обрывок наждачной бумаги. Эта импровизация с напильником выглядела, как готовая к бою сабля в ножнах.
-  Я не желаю подчиняться тебе и поэтому вызываю тебя на поединок. Пусть честный бой рассудит нас! – видно, просмотренный всеми на днях художественный фильм «Чапаев» оставил неизгладимый след в душе этого мальчишки. Он, как «истинный командир Красной армии», лихо выдернул импровизированную саблю из импровизированных ножен и резко махнул ею в сторону стоящего рядом с учительским верстаком Сазонова. Конечно, всё это была игра на публику, бравада, спектакль, возможно даже, и шуточное представление, но то, что произошло следом за этим, уже на шутку не походило совсем…
      От резкого взмаха напильник выскочил из нетвёрдой детской руки и, пролетев по дуге через всю мастерскую, с громким металлическим стуком врезался в учительскую доску, а потом так же громко  звякнув, упал к ногам не успевшего даже испугаться Сазонова. В полном оцепенении все замерли… Успокаивало лишь то, что напильник пролетел рядом с головой Сазонова, хотя вероятность попадания была о-о-очень велика.
       Раньше всех пришёл в себя «Чапай-самозванец». Побледневший, он кубарем скатился со своего верстака и кинулся на помощь Сазонову, которая, а это было самое главное, ему не понадобилась!
      Когда Владимир Николаевич вернулся, к его великому удивлению в мастерской был полный порядок. Для своей положительной четвертной оценки ребята с усердием и практически  в полном молчании доделывали каждый свою киянку.