Аюттая

Виктория Левина 2
В Аюттае* у храмов – тишь да гладь,
здесь прорастают Будды из кореньев.
А за углом, по щучьему веленью,
слон мило приглашает покатать.

Я соглашусь, наверное: где взять
на пару тонн бананов по бюджету**?
А после вспоминать поездку эту,
и Аюттаю вкупе вспоминать.

У Аюттаи петухов не счесть –
стоят, как войско, у дорог и храмов.
Здесь, говорят, была такая драма!
В основе – королевской чести месть.

И первых королей, и кхмерских ступ
не сосчитать! И исходив полмира,
скажу, что я добавила в кумиры
их абрис, что не нежен и не груб.

Итак, пресыщен петухов и Будд,
шагает человек по Аюттае.
А в жаркий полдень под лучами тают
конфеты, что на рынке продают.


*Аюттая — город в Таиланде. Находится в 70 км к северу от Бангкока. Древняя столица царства Аюттая, предшествовавшего Сиаму. Он был основан в 1350 королем У-Тхонгом, по древним легендам к 1700 г. в городе жило более 1,000,000 человек. До разрушения бирманской армией в 1767 этот город был крупнейшим на Земле. Его останки, охарактеризованные прангами и гигантскими монастырями, дают представление о его прошлом великолепии. Самый известный храм в Аюттайе – Ват Махатхат. Знаменит он прежде всего головой Будды, которая проросла вместе с деревом, в надежных объятиях которого находится и поныне. Нет точной информации, откуда она там появилась. Но есть теория, согласно которой, голова провалилась под землю во время разрушения Аюттаи бирманцами в 1767, а уже со временем всевышние силы вытолкнули ее наверх. Но голова действительна завораживает и удивляет.   
У храма одного из любимых королей Аюттаи Санпхетa II, Наресуанa Великого (годы правления короля с 1590 по 1605) – величайшее множество фигурок ярко раскрашенных петушков. Это объясняется старинной легендой: совсем маленьким мальчиком Наресуан совместно с братом стал заложником правителя Бирмы и их отправили в Пегу. На тот момент королем Аюттаи был назначен Санпхет I (отец принца Наресуана), назначен бирманцами.
Аюттая, должна была исправно платить налоги Бирме и жить в подчинении. Тайцы – народ свободолюбивый. А вот бирманцы все же подчинили Аюттаю, и для своего спокойствия взяли с собой в Бирму сыновей правящего короля для большей его покорности. Т. к. мальчики были королевской крови с ними обходились, как подобает. Они жили в доме царя Байиннауна, росли с его детьми, обучались боевым искусствам. В те далекие времена бирманское военное дело считалось лучшим в Индокитае. Наресуан преуспевал в этом деле (не зря он считается основоположником тайского бокса), это не могло не раздражать дух соперничество у подрастающих бирманских принцев. Вылилось все в открытую неприязнь. И решить противостояние между юношами должен был петушиный бой. Наресуану во сне родитель подсказал, какого петушка выставить на решающий бой. Он был не самый лучший, но Наресуан решил попробовать. На кон победы была поставлена свобода принцев Аюттайи. И петушок принца Сиама победил.
Что было дальше? Великий Наресуан расширил границы современного Таиланда, обучил своих воинов технике ведения боя по бирманским канонам и заявил, что не будет платить налог Бирме. Это в Бирме сочли предательством. В 1592 году произошло сражение Nong Sarai. Это была главная битва между Сиамом и Бирмой этого времени. Великий Наресуан обратился к наследному принцу бирманцев со словами: «Брат мой принц! Выходи из тени дерева. Сразимся ради чести наших имен и на удивление будущим векам». И было сражение на слонах. Войско с обеих сторон замерло. Умение ведения боя полководцев было с обеих сторон просто гениальным. Но бирманский принц имел лучшего слона. Наресуан, зная горячий характер принца Бирмы, заставил его постоянно атаковать, и когда тот потерял бдительность, то ударом меча нанес сокрушительный удар. И поставил точку в этом противостоянии. Войско Бирмы было разбито. Началась свободная жизнь народа Сиама.
**Слону по бюджету в Таиланде выделяются деньги на питание. Но слон в день съедает до 2 тонн бананов! Поэтому разрешено покупать бананы и кормить слонов.