Инна Чурикова

Юрий Сенин 2
   Жалко Чурикову, все уже высказались, и я хочу добавить свои пять копеек.
   Дело в том, что Инна Михайловна занимала важное и определенное место для моего поколения, и для меня лично. Все уже написали, что она могла сыграть самые разные роли, от комедийных, до самых трагических, но я увидел ее впервые в театре, это был «Тиль» Марка Захарова. Я тогда, как и теперь, не был особым театралом, но театр любил и ходил при ближайшей возможности, в 70-е любимым театром был Театр на Таганке, и он был тогда в зените славы и почитания у московской публики. «Тиль» был первым спектаклем Марка Захарова в Ленкоме, и в роли Неле была Инна Чурикова, а Тиля Уленшпигеля сыграл Николай Караченцов. Мне очень понравился спектакль, примерно это было в 75 году. Я к тому времени в Ленкоме уже посмотрел несколько спектаклей, без всякого восторга, но «Тиль» - совсем другое дело, кроме всего прочего, «Тиль» - это первая советская рок-опера и Чурикова была великолепна. Ну и Караченцев конечно просто молодец, хотя внешне он совсем красавцем не был, на сколько я помню, это была его первая крупная роль, и сразу такой успех.
     О кино. Все помнят её Жанну в фильме «Начало», по-моему, с этого фильма началась её известность и слава. Это факт, но я хочу вспомнить о двух других ее ролях, это конечно мое личное мнение. Первая роль, это роль Саши в фильме «Тема» Глеба Панфилова. Я посмотрел фильм поздно, в конце 80-х, и мне очень понравились и Михаил Ульянов, и Инна Чурикова, возможно, это их лучшие роли, ну и конечно, очень интересный многоплановый сценарий. Популярный драматург Ким Есенин (Михаил Ульянов) приезжает с любовницей (Наталья Селезнёва) и другом Игорем (Евгений Весник) на собственной «Волге» в Суздаль в поисках вдохновения для новой пьесы. Думает постоянно о своей бездарности, твердит про себя начало пьесы или рассказа «Край мой, скромный, чистый, родной…», решает, что удачное начало, и что нужно записать, ясно что у человека душевный кризис.
    В Суздале он живёт у знакомой Игоря, пожилой учительницы Марии Александровны. Ким попробовал добиться расположения экскурсовода местного музея Саши (Инна Чурикова), которая была ученицей Марии Александровны. В школьные годы эта Саша увлекалась творчеством Есенина, но, прошло время, и она в нем разочаровалась. Вечером на ужине у Марии Александровны Саша прямо говорит Есенину о бесталанности его пьес. Ким обижается, но признаёт, что Саша права.
    Саша пишет книгу о местном поэте Александре Чижикове, прообразом которого стал палехский поэт Балдёнков. Она приглашает Есенина на местное кладбище, чтобы рассказать тому о Чижикове и показать несколько эпитафий его сочинения. Когда я фильм посмотрел в первый раз, поискал про Балдёнкова и сценарий фильма. Глеб Панфилов, в одну из своих поездок, случайно наткнулся на рассказ о иконописце Балдёнкове, и решил использовать эту историю в сценарии фильма, изменив для благозвучия фамилию на Чижикова. И, понимаете, этот Александр Чижиков стал еще одним персонажем фильма, и очень живым персонажем. «Бедный гений в мозгах застучался…». И вообще, Чурикова и ее «Бедный гений» придали фильму какую-то нежность и обречённость, которую только усилило последняя часть с участием «Бородатого».
    Есенин, зайдя к Саше домой, оказывается случайным свидетелем её прощального разговора с её возлюбленным «Бородатым» (Станислав Любшин). «Бородатый», разочаровавшийся учёный и писатель, подрабатывающий могильщиком, собирался эмигрировать в США. Дальше идет сцена между Сашей и «Бородатым», она не согласилась ехать вместе с ним и пыталась отговорить от эмиграции, всё окончилось его уходом. Вообще, все это очень современно и актуально сейчас. Потрясённая, Саша теряет сознание. Незамеченный Ким Есенин покидает её квартиру и уезжает на машине из города.
    Сначала Ким решил уехать в Москву, но на полпути передумал, он ругает себя за то, что оставил Сашу, и поворачивает обратно. Дальше он не справляется с управлением и разбивает машину. В финальной сцене он, раненный во время катастрофы, добирается до телефонной будки и звонит Саше. Так и не успевая ей сказать ничего конкретного, Есенин теряет сознание. Проезжающий мимо младший лейтенант Синицын, с которого и начинается фильм, переносит его в мотоцикл с коляской, этим кадром картина заканчивается. Дальнейшая судьба Есенина неизвестна.
     Фильм снят в 1979 году, но из-за цензуры авторский вариант фильма был выпущен только в 1986 году. Поэтому фильм получил главный приз Берлинского кинофестиваля «Золотого медведя» только в 1987 году. Очень трогательный фильм, и многоступенчатый, Ульянову, на мой взгляд, не везло с ролями, то маршалы, то стрелки, на мой взгляд, это его лучшая роль. Но вот с Чуриковой, я просто не представляю, кто бы ещё мог это сыграть!
    Теперь о её роли в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Конечно, это триумф Янковского, Захарова и Горина, но Чурикова сыграла просто гениально. Баронесса Якобина фон Мюнхгаузен, первая жена барона, женщина комичная, зловредная, неприятная, хитроумная одновременно, но это у Чуриковой получилось, и опять же, просто не знаю, кто бы мог это сыграть.
    И наконец, о личном восприятии, понимаете, году в 1977-м я пересекался с Чуриковой, это был какой-то спектакль в «Ленкоме», какой – я не помню. Билеты достал товарищ, звали его Сергей, его девушка не смогла пойти или что-то в этом роде. Места были хорошие, партер, и близко к сцене, я в Ленкоме редко так близко сидел, обычное дело – это балкон, а в конце спектакля – бабушки с красным плющевым канатом перегораживают вам выход, чтобы партер спокойно оделся. А тут мы уселись, зал затих, и спектакль начался. Сзади нас начались смешки и шептания, оказалось, на следующем ряду сидели две девицы, и очень веселились, одна из них была Чурикова. Тут обознаться невозможно, внешне она красавицей не была, а вот подруга её – да, очень симпатичная девушка. Серега начал их подначивать, начались взаимные шептания и хихиканья. Было прикольно. Всё это продолжалось до тех пор, пока вокруг не зашикали. В перерыве мы хотели где-нибудь поболтать с девицами, а что, веселые и симпатичные девчонки. Но как-то не получилось, а на второе действие они не пришли. Она была очень весёлая и непосредственная, жаль, что не помню ничего, что нас так веселило. И ещё вот что: мне тогда было примерно 23, я сейчас прикинул, ей-то 33, а выглядела она как мы, не помню, чтобы старше.
    Глеб Панфилов и Инна Чурикова прожили 50 лет, это была семья интеллигентов, не лезли в политику, но о взглядах Чуриковой известно по подписанным ею письмам.
   
    Не поехал. Попрощался, поаплодировал и помянул.
О невиданном нарушении театральных традиций: 15 января в Ленкоме предупредили о том, что отменена гражданская панихида о Инне Чуриковой. Церемонию прощания перенесли в храм Христа Спасителя. Она состоится в 11 часов 17 января. Предполагалось, что в этот день в полдень прощаться с актрисой будут в её родном Ленкоме. Директор театра Марк Варшавер ранее говорил, что прощание "конечно, пройдет на сцене". По его словам, это принципиально важно.
    Перенос объяснили решением семьи. Ну, не верится, и знаем мы прекрасно, кто такой Марк Варшавер, и что происходит сейчас с театром. Лишили права умершей и зрителей попрощаться по-человечески, еще у нас один " Бедный гений". Не исключаю и вмешательства РПЦ, позиции которой в последнее время весьма пошатнулись, и напоминаю, что панихида называется гражданской, потому, что она не в церкви проводится. Прощание с Владимиром Высоцким, с Янковский, Табаковым, Захаровым - славой нашего театра, всегда проводились в их родных театрах. Гражданская панихида и называется гражданской, потому что ее проводят не в церкви, не хочу я под чью-то дудку плясать.
      Инну Чурикову похоронили на одной аллее Новодевичьего кладбища с Марком Захаровым, Василием Лановым, Владимиром Меньшовым и Галиной Волчек. Рядом — Олег Табаков, Станислав Говорухин и Георгий Данелия.

   Инне Михайловне светлая память!

Инна Чурикова. «Тема»
17.1.2023