Обычаи славян - часть 1

Евгения Грекова 2
               
          «О нравах, поведении и обычаях  древних славян»

                Быт славян. Браки. Место женщины в Роду.
               
                Версия:

                По мотивам книг:

 = Михаила Васильевича  Ломоносова (1711-1765)«Древняя Российская истории от начала   российского народа»
 = Ширинского Сергея Сергеевича (1937-2021) "Древняя Русь и славяне".
 = Валентина Дмитриевича Иванова (1902-1975))–  «Русь изначальная»
 = Рыбакова Бориса Александровича (1908-2001) «Язычество древних славян».


      
    История  славян настолько глубока и широка во времени, что не являются  ничем удивительным такие разные её характеристики, оставленные  историками разных времён. Все они правдивы и не правдивы одновременно, ибо все они отражают  разные временные периоды, значит, и палитра красок для её живописания постоянно менялась, ибо всё меняется в этом бренном мире. В узнаваемом виде остаётся только то, что угодно Его Величеству Времени, многое другое остаётся во тьме веков  и следы его, затёрлись во времени настолько сильно, что стали плохо читаемы…

Период Древней Руси часто называют периодом Киевской Руси. Однако, это не совсем верно. Киев был политическим центром Руси только до последней трети 12 века (962-1169)годы.
В 1169году великое княжение было перенесено во Владимир, и Русь стала называться  Владимирской (1169-1325).
В свою очередь, в 1325году резиденция митрополита была перенесена в Москву и политическим центром стала Москва; соответственно Русь стала именоваться Московской Русью (1325-до середины 16 века)...

    Название славяне (склавены или склавины) впервые появляется на страницах литературных памятников в первой половине 6-го века. Современники указывали, что славяне происходят от народа венедов, упоминавшегося ещё в I веке нашей эры. Часть славян носила племенное имя антов.

    По мнению одних историков письменные свидетельства о могуществе дохристианской Руси были преднамеренно уничтожены заинтересованными людьми, в угоду  сиюминутным прихотям власть имущих, или с дальним прицелом…
Другие считают, что дохристианская Русь являлась варварской страной неграмотных  племён…
Однако, истина, как обычно, всегда находится где-то в «золотой середине», и равно удалена от двух противоположных крайностей.

    Учёные утверждают, что при раскопках были найдено в хорошей сохранности  большое количество берестяных грамот, авторами которых были мужчины, женщины, дети. И это  позволяет утверждать о  высоком развитии общества, где умели писать даже маленькие дети...

    Быт наших предков был устроен просто и разумно. На столах славян было мясо дичи, рыба, молочные продукты, хлеб, дары леса – грибы, ягоды, дикий мед. Славяне умели готовить хмельные напитки с малым содержанием алкоголя. Их употребляли только взрослые семейные мужчины и то только по большим праздникам.
Для девушек и женщин алкоголь вообще был под запретом. Впервые мужчина мог попробовать хмельной мёд только после рождения в семье не менее двоих детей. (Кто из современников может позволить себе считать этот запрет неразумным?)

Кисель и мёд – любимые лакомства славян на Руси.Кисель был не сладким, а кислым. Поэтому он и получил свое название. Готовилось это лакомство из овсяной или ржаной муки. Скисшую ржаную или овсяную массу хозяйки варили до тех пор, пока она не становилась такой густой, что её можно было резать ножом. Чаще всего кисель, который в готовом виде был очень упругим, имел коричнево-сероватый оттенок и напоминал студень, ели вприкуску с вареньем, ягодным сиропом или медом.

Мёд - его ели, пили, добавляли в различные блюда и варили на нём варенья. Первый месяц совместной жизни новобрачных не зря называли "медовым", так как новоиспеченным супругам на Руси во время свадебных гуляний дарили бочечку меда. За месяц молодожёны должны были съесть весь мед, чтобы первенец у них родился сильным и здоровым.
 
Многие историки утверждают, что наши предки, жившие на Руси, были практически вегетарианцами. Славяне ели дичь, но происходило это крайне редко.
В связи с тем, что корову на Руси называли кормилицей и относились к ней с особым уважением, нет ничего удивительного в том, что в рацион древних славян входили многие молочные продукты. Супов на Руси не было, так как борщ, уха и солянка, которые сейчас по праву можно назвать одними из самых популярных первых блюд традиционной русской кухни, появились только в 15-17 столетиях.
Наши предки иногда питались тюрей. Тюря – это заправленный хлебом квас, в который добавляли нарезанный лук. Пили древние славяне безалкогольный или немного забродивший и по вкусу напоминающий пиво, квас; сладкий мёд, мёд с перцем, привезенное из Греции вино.
            
    Рисовая  каша  и каша из гречки не была частым гостем на столе обычных славян. Готовили её только по великим праздникам. На Руси гречка появилась в седьмом веке, благодаря греческим монахам, которые привезли её из Византии. Именно из-за греческих монахов эта вкусная крупа и получила свое название: славяне начали называть её «гречкой».

В отличие от Европы, в которую рис был завезен после походов Александра Македонского, в России первые посевы риса появились только в 17 веке по приказу Петра Великого. Само слово «рис» в России вошло в употребление только в конце 19 века, до этого его называли "сарацинским зерном" или "сарацинской пшеницей". По своей питательности рис превосходит хлебные злаковые растения. Он отличается высоким содержанием углеводов и большой энергетической ценностью. В нём много фосфора, магния и витамина PP, умеренное количество белка, калия и железа, а также пищевых волокон.

   Жившие на Руси славяне обожали пшенную  или овсяную кашу, которые  в своем составе содержат массу необходимых человеческому организму веществ и обладают множеством полезных свойств.

   Овсяную или пшенную кашу готовили из цельного зерна. Зерно долго распаривали и томили в печи, чтобы оно стало мягким и «набралось силы». Для приготовления каши хозяйки на Руси использовали специальные горшочки из глины. Заправляли готовую кашу из овса или пшенки, приготовленным в домашних условиях сливочным маслом. Иногда для этого использовали и льняное или конопляное растительные масла.

    Пшеница стала одной из первых культур, выращиваемых славянами. Она упоминается в самых ранних памятниках письменности.
Проростки пшеницы — пища богатырей русских. На территории современной России пшеница появилась приблизительно в 5 веке до нашей эры. Населявшие эти земли славяне испокон веков занимались земледелием, и одной из первых выращиваемых ими  зерновых культур стала именно пшеница. Уже тогда наши предки всячески восхваляли пшеницу, слагали о ней легенды и приравнивали к дару Богов. Регулярное употребление проросших зерен пшеницы являлось одной из главных причин, по которой русский народ считался очень крепким и здоровым. Вспомним русских былинных богатырей, какими они были сильными и непобедимыми, а также о том  как они любили отведать каши да побольше.

    На Руси основными зерновыми культурами издавна считаются пшеница, рожь, ячмень, просо, овёс. Однако рожь русские люди узнали гораздо позже, чем пшеницу.  Благодаря устойчивости к неблагоприятному северному климату, рожь очень быстро распространилась на территории нынешней России. Уже к 11-12 векам на Руси ели в основном ржаной хлеб. Об этом, в частности, свидетельствует драгоценный в историко-бытовом отношении литературный памятник 11 века «Житие протопопа Феодосия».
    Пшеницу летописец называет «чистым хлебом», который употреблялся монахами вместе с мёдом, как лакомство. Повседневно же хлеб выпекался изо ржи. Хлеб всегда являлся основой богатства Руси.
 
О существовании томатов, картофеля, репчатого лука, капусты, огурцов, баклажанов, моркови, свеклы наши предки до некоторых пор и не подозревали: так
 = репчатый лук и капуста на Руси появились в 11 столетии,
 = морковь – в 12 столетии,
 = огурцы – в 15 столетии,
 = баклажаны, томаты и картофель – в начале 18 столетия!

   Самым распространенным и популярным овощем на Руси была редька. Она существенно отличалась от привычной для нас редьки, своими более крупными размерами.

   Репа – ещё один популярный и любимый многими славянами овощ. Хозяйки парили репу в печи, благодаря чему вкус этого корнеплода становился не таким резким, а усвояемость организмом повышалась в несколько раз. Иногда репу сначала жарили или тушили, а затем делали из неё вкусную начинку для не менее вкусных пирогов.
 
   Славяне любили готовить блюда из брюквы. Она являлась отличной альтернативой картофелю, о котором в те времена на Руси никто ничего и не знал. Брюква, хоть и требовала определенных условий и ухода за собой, но давала неплохой урожай. Она сохраняла свой привлекательный внешний вид и полезные вещества до апреля-мая. Поэтому благодаря брюкве древние славяне могли пережить зиму и чувствовать себя полными сил до появления свежей зелени.

   Горох не только ели в сыром виде, но и варили из него супы и каши, также пекли из гороховой муки вкусные пироги и блины.

   Наши предки употребляли чеснок; он пользовался большим уважением у них, называли его «чудо-плодом, помогающим от многих болезней и недугов».

   Выращивали на Руси и тыкву. С этим овощем славяне познакомились, благодаря войнам с хазарами, которые завезли с собой тыквенные семена.
 
   Занимались наши предки и садоводством. Они выращивали сливы, яблони и вишни. Хозяйки мочили яблоки на зиму. Славяне употребляли в пищу лебеду, крапиву и дикий щавель, собирали в лесу орехи, ягоды, грибы, дикие яблоки и груши, разные травы. Грибы помещали в большие бочки и солили на зиму вместе с душистым укропчиком. Особой популярностью пользовались грузди и рыжики. Ранней весной добывали сок из березы и клёна. В марте-начале апреля эти соки помогали нашим предкам насытить организм витаминами и минералами.

   Некоторые историки утверждают, что славяне на Руси умели готовить концентрированный кленовый сироп путём выпаривания влаги из кленового сока.
 
   Хлеб – самый почитаемый славянами продукт питания. Многие жители Руси называли его «батюшкой» и «головой»; он занимал особое место в рационе славян. Его уважали, перед ним преклонялись, о нём говорили с особым трепетом. Выпекали хлеб без дрожжей.

   Привычной для современности  муки в те времена не было. Для приготовления хлеба и пирогов славяне использовали муку грубого помола. Делали её из ржаного, ячменного, полбяного или амарантового зерна. И хлеб, и пироги, и лепешки хозяйки на Руси пекли из теста на заквасках. Тесто заводили на чистой речной или колодезной воде, помещали в большую квашню, изготовленную из дерева, и оставляли в тёплом месте на несколько суток, чтобы оно не только подошло, но и приобрело кисловатый привкус. Благодаря естественному процессу брожения, тесто поднималось и пузырилось. Его никогда не использовали полностью. Каждая уважающая себя хозяйка оставляла кусочек теста (закваску) на дне квашни, чтобы в следующий раз развести на его основе новую опару.
 
   На свадьбу же или другие важные праздники хозяйки пекли не хлеб, а калачи и караваи. Новоиспеченная жена, уходя жить к супругу, брала с собой небольшой кусочек домашней опары, чтобы в доме мужа развести тесто и приготовить хлеб, который станет символом их долгой и счастливой совместной жизни.
             *******************************
                Заключение браков на Руси:

В брак славяне вступали рано, юноши – в 16-17 лет, девушки – в 12-14 лет. К этому времени молодожёны должны были уметь выполнять всю работу по дому. Девочки, начиная с 10-летнего возраста, сначала под руководством старших, затем самостоятельно,  начинали готовить себе приданое.
 
                Выбор невесты:

   В первую очередь в невесты выбирались девушки с хорошими внешними данными. Жизнь того времени была невозможна без физической работы. Не брали в жены тощих женщин, с плохо развитыми мышцами. Жена должна была выносить и родить детей. Мать с малышом на руках выполняла всю работу по дому,- невестка должна была уметь и хлеб испечь, и еду в печи приготовить, и постирать на речке, и за скотинкой присмотреть,и успевать работать ещё и в поле, а,кроме того, и шить, и вязать, и вышивать. В то время ковры и одежда делались вручную, и это умение  было большим плюсом для девушки.
"Никудышными" считали невест, не умеющих сложить стог, шерсть стрясти да рубаху расшить.

   Плохо славяне о слотносились к генетическим недостаткам невесты. Практически не было шансов выйти замуж у кривых, косых, хромых.
Внешне девушка должна была иметь здоровую дородность: широкие бёдра, немаленькую грудь. Смотрели свахи на стопу и голень. Если голень "как столпы", то женщина сможет и тяжесть поднять, и ребенка целый день носить. Худые невесты надевали несколько чулок, чтобы обмануть сватов.
Больше шансов выйти замуж имели девочки из многодетных семей. Считалось, что если в семье много детей, то претендентка точно не бесплодна. Старшую дочь  выбирали «по матери», а младших – по «старшей сестре», обращали внимание, сколько детей она родила. Плохо для невесты, если в семье было много умерших детей, считалось, что этот  род не совсем здоров. Жена должна рожать здоровое потомство.

   Родители искали сыну жену с "умнотой". Это означало, что жена должна быть воспитанной да покладистой, не перечить мужу и уступать во всём. К уму "умнота" отношение не имела. Чересчур умных невест,  женихи обходили стороной, по их понятиям, она и ведьмой может оказаться. Также не любили "карахтерных" девиц. Но это не означало, что жена должна быть неразговорчивая. На Руси невеста должна была и песни петь, и плясать, и посмеяться уметь.

                Приданое невесты:

   Каждая, невеста на Руси имела свой сундук с приданым. Считалось, что "Муж должен быть с телегой и конём, а жена с посудой и холстом для одежды".
Чем богаче была невеста, тем желаннее она была в доме жениха. Сразу после замужества жена покидала отчий дом и переезжала жить к мужу. Не любили на Руси жениться, на сиротах-бесприданница.
Девушки, не вышедшие замуж до 20 лет,оставались жить с родителями или со старшими братьями. При этом её могли попрекать "куском хлеба" и она должна была всю жизнь благодарить родственников, что ей позволили остаться.
До замужества девушка могла ходить с непокрытой головой. Волосы заплетала в одну косу, в знак того, что она не замужем...


...О, как много разных мнений       
Есть о людях, что в Руси
Жили в сотнях поколений,-
Было как? И не спросить.

Отгремели, отшумели               
Те века, оставив след.
Новые взошли "апрели":
Пишет каждый свой сюжет.

...Так обычно начинают               
Сказ о древней старине.
И читатель понимает,
Что «открыта дверь вовне».

Русь-краса - особый случай.               
Выпал ей тернистый путь.
А история зыбуча,-
Неустойчива, как ртуть.

Много раз её писали,               
Будто только родилась.
Забывая мысль скрижалей,
На ошибках не учась.

Тьмы веков уже промчались               
Над планетой голубой.               
Письменных свидетельств мало:
Стёрлись волею чужой.

Но зато остались сказы:               
В них сокрыт великий прок,-
Не солгут они ни разу,
Но дадут извлечь урок.

...И сегодня расскажу я               
Об обычаях славян;
В поэтические струи         
Не впущу я слов туман.

...Быт славян устроен просто;               
Также прост и рацион:
Список блюд весьма был пёстрым,-
И в веках менялся он.

Ели, что земля давала,-               
(А была она щедра:
Тут и ягоды с грибами,
Дичь и рыба; хлеб - глава.

Ели каши, брюкву, репу,               
Редьку, тыкву и горох.   
Благодарны были небу,
Урожай коль был неплох.

В рационе их: крапива,               
И орехи, и щавель,
Вишни, яблоки и сливы.
Пили соки, взвар, кисель.          

Не курили и не пили.               
Квас – напиток испокон;               
А по праздникам любили
Слабый алкоголь. Закон:               

«Можно лишь мужчинам взрослым.               
А для женщин всех - табу.
Неженатым – только после
Прибавления в роду:

Чтоб не меньше двух парнишек               
Он в семье своей имел».
...(Было бы и нам не лишне,
Взять обычай на прицел).

...Браки заключались рано,-               
Множество тому причин:
«Быть невестке без изъяну»…
«Да и зять чтоб ладен был».

Быть ей сильной да румяной;               
Чтоб умела прясть и ткать;            
Нравом злым - не обуянной,
Знала б что, где, как сказать;

Да свекрови,не переча,               
Помогала бы во всём.
На её ложилась плечи
Вся работа. День за днём

Долгие катились годы,               
Как тяжёлый снежный ком.
И в погоду–непогоду:
Быть всегда «под каблуком».

В двадцать лет – уж «перестарок»,-               
Замуж не возьмут её;
Тает, как свечи огарок,
Но без жалоб на житьё.

«Никудышною», считали,               
Не могла, коль стог сложить.
Полагалось ей в печали
«Вековухой» дальше жить...
 
Продолжение следует.