Бремя белого человека. Бульвер-Литтон

Герман Соколов
Бульвер-Литтон был одним из самых плодовитых писателей викторианской эпохи, его творческое наследие составляют произведения почти всех жанров литературы XIX века – исторический, семейно-бытовой, «ньюгейтский», «светский», утопический, фантастический романы и реалистические драмы. Дэнди, политик, современник Чарльза Диккенса и Бенджамина Дизраэли, будучи довольно молодым человеком он выпустил в свет роман «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828), который стал бестселлером и прославил автора как в Англии, так и за её пределами.

Помимо скандальной семейной жизни, экзотичного внешнего вида и литературной претенциозности Бульвер-Литтона отличала его увлечённость оккультными практиками и теориями. После смерти матери в 1843 году у него появился стойкий интерес к спиритуализму, как возможности общения с душами тех, кто покинул этот мир, а также иными сущностями, так наз. Высшими Неизвестными, способными «передавать знания о законах вселенной». Предлагая своим друзьям и знакомым услуги предсказания судьбы и составления гороскопов, он называл себя Старым Колдуном, всячески поощряя слухи о своих сверхъестественных способностях и подписывая письма именем чародея Мерлина. Многие были убеждены, что «странный лорд» во мраке ночи занимается чёрной магией по средневековым гримуарам. Среди таких людей была, например, теософ Елена Блаватская, которая  утверждала, что Бульвер-Литтон принадлежал к обществу розенкрейцеров, а  её «соратница по партии» Анни Безант искренне верила, что тот в определённые моменты был способен становиться невидимым. Участники английского розенкрейцеровского общества (Societas Rosicruciana in Anglia), основанного в 1860 году секретарём английской масонской ложи Робертом Вентвортом Литтлом, называли его своим покровителем и идеологом, хотя сам он публично не причислял себя к их рядам. В викторианскую эпоху подобные увлечения выглядели хотя и эксцентрично, но не выходили в общественном сознании за грани разумного. В двух обзорах в Monthly Chronicle в 1838 году Бульвер-Литтон определяет гипноз как воздействие одного человека на другого на определённом расстоянии и посредством использования особой энергии. В своих программных, «метафизических» произведениях – «Занони» (1842), «Привидения и их жертвы» (1859), «Странная история» (1862) и «Грядущая раса» (1871), выделяющихся на фоне «ньюгейтских», исторических, семейных и «светских» романов автора – он стремился стереть грань между мистикой и наукой, приравнять сверхъестественную энергию к силам вроде магнетизма и электричества и тем самым показать, что спиритуализм – это не псевдо-наука, но альтернативная форма религии. Бульвер-Литтон был уверен в том, что любой художник – это визионер, обладающий особым ключом к выходу за пределы телесности, повседневности и ключ этот – его творческое воображение: только обладающий им человек может вступить в контакт с нематериальным миром. Неудивительно, поэтому, что особый интерес для него всегда представляли книги по астрологии, каббале, магии. Среди них были – работы бельгийского химика и теософа Жана Баптиста ван Гельмонта (1579–1644) с его идеей о том, что центральным механизмом всех оккультных практик является некий не зафиксированный наукой газ, «Факты о месмеризме» друга Бульвера по Кембриджу, поэта Чонси Тауншенда, «Магия и астрология в античности и средневековье» Луи Фердинанда Альфреда Мори и т. д., однако наиболее сильное впечатление на него произвели труды французского оккультиста Альфонса-Луи Констана (также известного в «просвещённых кругах» как Элифас Леви) - «Догматы и ритуалы высокой магии», «История магии» и «Ключ к великим мистериям». Свои «метафизические» произведения Бульвер-Литтон щедро снабжает ссылками на эти и другие его работы.

В рассказе «Привидения и их жертвы» (1859) герой проводит ночь в доме, населённом призраками. Предметы передвигаются, двери открываются и закрываются, из ниоткуда появляются следы на полу, комнату наполняет неожиданный холод. Эти явления, утверждает герой, «суть ничто иное, как воздействия – подобные электрическим волнам – на наш мозг некой силы, переданные посредством месмеризма…, она в чём-то родственна гипнозу и превосходит его, — сила, которую в старые времена называли магией… и её можно развить упражнениями до необычайной степени». А это уже из романа «Занони»: «Каждый день мы слышим, как многие учёные говорят о нелепости алхимии, однако менее поверхностные знают, что именно алхимикам мы обязаны самыми великими открытиями, какие когда-либо были сделаны».

В «Грядущей расе» Бульвер-Литтон собрал едва ли не все мистические понятия, присутствующие в викторианской науке. По мнению некоторых исследователей, введя в литературу специальную терминологию Бульвер-Литтон стал создателем особого поджанра – оккультного фэнтези. По сюжету этого романа под землёй существует цивилизация высшей организации, основанной на свойствах загадочной энергии «врил» овладение которой даёт, по словам одного из его героев, надежду: «…сотворить многочисленную расу, имеющую силы сделаться единственными властелинами этой планеты, завоевателями, может быть, других миров, властителями враждебных и злобных племён, которые окружают нас теперь, расу, которая в своей бессмертной судьбе могла бы подняться до небесной славы и стать, наконец, вровень с существами, окружающими Трон Тронов».