Гордость Дагестана

Айша Курбанова
Творчество выдающегося советского поэта, Героя Социалистического Труда Расула Гамзатовича Гамзатова мне нравилось со школьной парты. Я восхищалась его поэмами: «Разговор с отцом», «Горянка», «Берегите матерей», «Колокол Хиросимы» и другими. Нам, детям, подрастающим в высокогорных аулах, вдали от литературных кругов и течений, учителя прививали глубокую любовь к литераторам и их произведениям. Нам не было важно, занимает ли какой-либо писатель важный пост, какие льготы или привилегии имеет тот или иной пишущий. Нам, ученикам, было важно, отвечают ли книги того или иного автора нашим запросам и надеждам.
Произведения Расула Гамзатовича: «Мой дедушка», «А что потом?», написанные для детей, книги: «Мой Дагестан», «Высокие звёзды», «В горах моё сердце», «Год моего рождения», «Слово о старшем брате», «Письмена» и другие, изданные для взрослых читателей, особенно широко известная песня «Журавли» в исполнении М. Н. Бернеса, покоряли наши сердца. Мы, горские дети, были уверены, что Расул Гамзатов – безупречная личность, кому Всевышним дан исключительный талант.
Впервые я была удивлена, когда некоторые нерадивые студенты ДГУ им. В. И. Ленина стали подшучивать надо мной при покупке на последние копейки стипендии книги Р. Гамзатова и для себя, и для подруг, чтобы дарить в дни их рождения: «Ха-ха-ха! Разве для студента книга – подарок? Подари имениннику деньги, они ему больше пригодятся».
В 70-80-е годы я искренне верила, что для всех людей книга является лучшим подарком. Верила, потому что в то время модно было собирать коллекции популярных литераторов с известными в мире именами.
В 90-е годы, когда распался СССР, когда традиционная идеология подвергалась критике, когда культура и литература бедствовали, в народе бытовало мнение, что Г. Гамзатов стал поэтом крупной величины благодаря отцу, народному поэту Дагестана Гамзату Цадасе и переводчикам.
Слухи слухами. Но я больше соглашусь со словами американского изобретателя Томаса Алва Эдисоля, который утверждал: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда».
Возможно, стихи Расула Гамзатова великолепно переведены. Но поэт работал с переводчиками бок о бок, согласовывая с ними каждое предложение, каждое слово, работал до той степени, чтобы  стихи звучали так, как звучит чунгур в руках музыканта.
Возможно, гены предков тоже много значат в жизни человека, но без самостоятельного труда, без стремления достичь своей мечты, человек мало чего может добиться. Уверена, не без вдохновенного самостоятельного труда Расул Гамзатов стал Расулом Гамзатовым, известным в мире поэтом.
Кстати, какой отец не хочет, чтобы сын пошёл по его стопам? Это же прекрасно, если поддерживается связь между поколениями. Не дай, Бог, разрыв или непонимание между отцами и детьми… Поэтому, я думаю, любой любитель поэзии передаст низкий поклон Гамзату Цадасе, направившего своего сына на путь творческих поисков.
Расул Гамзатов был ровесником моей мамы. Родились они в 1923 году. По рассказам матери, я знаю, какое это было бурное время, как в 30-е годы ХХ века, при коллективизации лопатами и кирками поднимали залежные земли для будущих посевов, как в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы пахота и сев легли на женские и детские плечи, и как, проработав на сенокосе от зари до зари, ночью, при свете луны, жали пшеницу, чтобы не поломался ни один пересохший на солнце колосок.
Не видеть, не чувствовать то бурное время, когда свои ровесники крепли в труде и борьбе за справедливое будущее, Расул Гамзатов не мог. Не мог не ведать, как простые люди свои деньги, заработанные на трудодни, свою домашнюю утварь: чугунную, медную и жестяную посуду, отдавали для фронта, для изготовления патронов и выпуска танковых колонн и другой военной техники. А большинству ровесников поэта приходилось воевать на фронтах, освобождая территорию СССР от фашистов или изнурительным трудом на полях, как это делала моя мама, растить хлеб для фронтовиков и тыловиков. То, что происходило на его глазах, то что чувствовал он при этом, Расул Гамзатов излагал в своей поэзии. Расул Гамзатович не обходит стороной время своего рождения. В поэме «Год моего рождения» поэт писал:

Ягненком, угодившим в волчьи зубы,
Аул, в горах зажатый, смотрит вниз,
Как хрупкое гнездо на скалах грубых,
Над пропастью мой дом родной повис.
Вот здесь мне было суждено родиться (…)

Что удивительно, и дом, в котором моя мама жила, находится на краю села, расположившись на горном склоне. И воспитывалась она в горах, где свято соблюдаются традиции куначества, взаимоподдержки, уважения к традициям рода. О таком укладе жизни горцев немало стихов написано Расулом Гамзатовичем, так как он рос в ауле, где каждый на виду у всех, и все знают цену каждому.
Время, идеология, уклад жизни наложили на мою маму и на Расула Гамзатова свой отпечаток. Однако моя мама излагала свои воспоминания в устной форме, не думая о том, что их можно сохранить в письменных источниках. мысли стихами. В чувствах моей матери и стихах Расула Гамзатовича я находила много общего. Видимо, поэтому мне было дорого всё то, о чём писал поэт из Цада.
Моя мама с восхищением рассказывала о русских учительницах: Нине Ивановой, Нине Старухиной, Надежде Петровне, об украинках: Анне Дмитриевой, Анне Пинковой, Дарье Петровне, об осетинках: Бугуловой Заре и Барагуновой Зине, проработавших в селении Карбачимахи Дахадаевского района. Это произошло благодаря тому, что нашей страной был взят курс на всеобщую грамотность, и с 20-х годов прошлого века даже в самые отдаленные, в самые недоступные горные аулы приезжали русские учителя.
Примечательно, что детство Расула Гамзатова и моей мамы совпало именно с тем временем, когда в Стране гор решалась задача ликвидации массовой неграмотности, когда в Дагестан для оказания экономической и финансовой помощи из разных уголков нашей страны приезжали медики, инженеры, строители, работники культуры. Перед ними была поставлена задача –  поднять культурный и экономический уровень Дагестана.
Этот факт не прошёл мимо внимания поэта. В стихотворении «Вера Васильевна» Расул Гамзатов писал о своей учительнице:

Первый русский урок позабыть я могу ли?
День погожий в сиянье сквозной синевы...
Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле
Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы.

Сколько бед, сколько горестей ты одолела,
Сколько трудностей встретила ты на пути,
Сколько сил отдала ты любимому делу,
Продолжая нелёгкой дорогой идти.
http://www.namepoem.ru/text/1800.html
 
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», – писал Л. Н. Толстой. Именно таковыми учителями, соединяющими в себе любовь к делу и к ученикам, оказались педагоги, приехавшие в Дагестан. Эту гуманную миссию приезжих учителей и воспел поэт в своём произведении. 

«Но любой из нас, где бы он ни был, навечно
Сохранит в своём сердце погожий денёк,
И спокойный твой голос, и взгляд твой сердечный,
И улыбку, и первый наш русский урок».
http://www.namepoem.ru/text/1800.html

«Благодарность – признак благородства души», – писал древнегреческий поэт-баснописец Эзоп. Думаю, именно благородство души и продиктовало Расулу Гамзатову слова благодарности, посвящённые своей первой учительнице, Вере Васильевне.  В устной форме такую же благодарность в душе сохраняла и моя мама к своим учителям. Моя мама очень любила читать всё, что выходило на даргинском языке, что односельчане при раздаче почты шутили: «Почтальон, эти газеты и журналы отдайте Маннабе – это она – любительница читать их».
 Я до сих пор удивляюсь тому, как Расул Гамзатов, являясь членом бюро солидарности писателей стран Азии и Африки, являясь членом правления Советского комитета защиты мира, с 1951 года и до конца своей жизни возглавляя писательскую организацию Дагестана, успевал создавать оригинальные стихи и поэмы.
Наверное, потому и успевал он создавать их, оттого что чувствовал свою ответственность за формирование и развитие социалистического реализма в Стране гор.
Моя мама, выросшая сиротой, похоронившая в годы Великой Отечественной войны девятнадцатилетнюю сестру и маму, потерявшая под Сталинградом в ноябре 1942 года своего младшего брата, всю жизнь была озабочена тем, чтобы приласкать детей-сирот, одарить их гостинцами, помочь немощным, по мере своих сил делать окружающим людям добро. 
Мне кажется, что именно с целью дарить близким людям доброту Расул Гамзатович обращался к теме развития чувств признательности в душах своих читателей.
В Дагестане с древних времён аксакалы вселяли в сердца подрастающего поколения чувства уважения к старшим, почтительность по отношению к кунакам. Расул Гамзатов, поддерживая эти народные традиции, подчёркивал в своих стихах значимость идеи доброты, как общечеловеческой ценности. Поэтому поэт в своей статье «Творить для народа» писал: «…Нет, жить жизнью своего народа не должно быть обязанностью, а должно быть внутренней потребностью для нас, как на войне воевать, как на поле бороновать, как на свадьбе веселиться, как при больших утратах горевать».
Взаимопонимание, взаимовыручка, сочувствие друг другу – все эти качества, характерные дагестанскому народу, ярко отразились в его творчестве, так как он был уверен, что от каждого из нас зависит, какой будет социально-общественная обстановка в Дагестане, как будет прививаться любовь к родным истокам.
 Так как в реальной жизни добро и зло ходят рядом, сменяя друг друга, Расул Гамзатов, писал:

«День и ночь рождены для добра
Дети времени – брат и сестра.
И от века они по планете
Только порознь ходят всегда»…
Формирование доброты в душах читателей – проблема многоуровневая и глобальная. Учитывая это, поэт был уверен, что новое поколение нужно воспитывать на принципах бескорыстной доброты, моральной и духовной чистоты, что нужно возобновлять добрые традиции народов Дагестана, в которых выражена любовь к Родине, трудовому народу. Не зря в 2003 году Расул Гамзатов был награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
https://ria.ru/20030908/430781.html
 Он внёс выдающийся вклад в развитие многонациональной литературы и культуры народов России, в укрепление дружбы между людьми. Яркое свидетельство этому книга «Берегите друзей», в которой поэт писал:

«Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
https://www.culture.ru/poems/42294/beregite-druzei

Наблюдательный поэт, в своём творчестве не мог обходиться без сравнений, эпитетов, метафор и т. д. :

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей. (…)
 
(Пер. Н. Гребнева)
https://www.culture.ru/poems/42294/beregite-druzei

Расул Гамзатов, благодаря своему творчеству обогатил не только родную аварскую литературу и родную культуру, но и внёс свою лепту в мировую литературу такими произведениями, как поэма «Колокол Хиросимы», как песня «Журавли», переведёнными на многие языки мира. 
Расул Гамзатовичу в своём творчестве удалось передать миру, в буквальном смысле слова, духовные ценности дагестанского народа, созданные им в течение многих столетий. Ведь поэт верил, что художественное слово – это   живое наследие, которое может сохраниться в веках.
 Читать произведения Расула Гамзатова со страниц книг – одно, а слышать живой голос поэта – совсем другое дело.
Мне, студентке филологического факультета ДГУ, не раз доводилось слушать выступления председателя правления СП Дагестана Р. Гамзатова. В 1984 году, выступая на VIII съезде молодых писателей Дагестана, в малом зале Русского драматического театра, куда я была приглашена вместе с однокурсницей Тубхат Зургаловой, он говорил: «Очень хорошо, когда поэт сознает свое место в общем строю, очень хорошо, когда он задумывается над путями, которыми должна идти и развиваться поэзия, думает о назначении поэта. (…) Но если дело дальше программ и деклараций не идет, то рождаются посредственные лирические стихи, не поднявшиеся выше уровня рядовых, получается обеднение поэзии, голое декларирование вместо живого дела.
К сожалению, многие молодые поэты явно этого не понимают. Ограничиваясь только провозглашением программ, не видя ничего и никого, кроме собственного образа, достойного воспевания, они подменяют поэзию риторикой. Слишком уж часто у нас стали сочинять под видом сатиры стихи о неверных женах, злых тещах, общипанных петухах, «ослиных повадках», проходя мимо больших событий жизни народа.
Они повторяют давно известные истины, торопливо, не работая над языком, стремясь написать как можно больше строк…
К стыду нашему, надо признать, что многие поэты не владеют первоэлементом поэзии – языком. А ведь не зная языка, писать – все  равно что танцевать, не научившись ходить».
Выступая на XV республиканском совещании молодых писателей, состоявшемся в помещении театра кукол, 17 мая 1989 года Расул Гамзатович предупредил собравшихся совами Эффенди Капиева: «Да здравствует зрелость, и никаких скидок!» и дал понять им, что поэзия скидок не терпит. Далее он зачитал свои стихи, которые позже опубликованы на сайте «Расул Гамзатов» под рубрикой «Восьмистишия»:

Совет молодому поэту

Послушай, друг, дельного мужчину
И, словно саблей, росчерком пера
Сам отсеки пустую половину
От тех стихов, что сочинил вчера.

Ты вспомни, как повисла от раненья
У Алибека храброго рука,
И он её отсек в пылу сраженья,
Чтоб не мешала молнии клинка.
Это был, действительно, оригинальный совет, потому что нам, молодым пишущим, тогда казалось, что каждое наше слово весомо, ни от какой строчки нам не хотелось отказываться. И только время доказывало, что в наших творениях есть лишние слова, не несущие смысловой нагрузки.
Выступая в читальном зале библиотеки им. А. С. Пушкина, на открытии республиканского совещания молодых поэтов и писателей, состоявшемся 12 мая 2000 года, Расул Гамзатович обратил внимание собравшихся на реальные факты: «Дагестанцам нужно развивать свои родные языки, поднимать литературу на небывалую ранее высоту. А вместо этого некоторые авторы спешат переводить свои недозрелые произведения на русский язык, забывая о том, что оригинал – это красочная лицевая сторона ковра, а перевод – его изнаночная ворсистая сторона».  Поэтому не удивительно, что поэт всё, что любил, передавал своим читателям и слушателям посредством родного ему аварского языка.
Понимая насколько важно знать родной язык и культуру своего края, В. А.  Сухомлинский писал: «Процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, учений, навыков. Это, прежде всего, воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. В слове запечатлены традиции народа, его духовные ценности, созданные в течение многих столетий».
Интуитивно предчувствуя, что языки малых народов могут исчезнуть, он писал о родной речи:

Я за него душой болею,
Пусть говорят, что беден мой язык.
Пусть не звучит с трибуны Ассамблеи,
Но, мне родной, он для меня велик.
https://www.culture.ru/poems/42347/rodnoi-yazyk

Поэт полагал, что язык при живом народе не должен исчезнуть, так как с родным языком человек воспринимает то доброе гуманное начало, те чисто человеческие нравственные ценности, те хорошие качества, как сочувствие, сопереживание, доброжелательность, благосклонность, уважение к близким. Он был уверен, что в родном языке заключена огромная нравственная воспитывающая сила, так как через этот язык – язык родителей, язык своего края, передаются детям лучшие черты характера народа.
Для любого народа родной язык, знакомый с детства – это язык песен, которых народ любит, это язык национальной культуры, это язык каждой народности, который необходимо сохранять, беречь и обогащать.
Расул Гамзатов, будучи выдающимся поэтом и публицистом, политическим деятелем и членом президиума Верховного Совета СССР, часто обращал внимание на проблему формирования добрых человеческих отношений между народами многонациональной России, так как они в годы бедствий или невзгод всегда объединялись, вместе преодолевали трудности. Любители и ценители творчества Расула Гамзатова знают, что эта тема – тема доброты красной нитью проходит через всё его творчество. Поэт верил, что доброта поможет людям преодолеть все преграды на пути к миру.
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних», – писал выдающийся философ Сократ, живший в 470-399 гг. до н. э.   
Считая своей священной обязанностью образование самого себя и своих ближних, поэт в своём творчестве отразил необходимость взаимопонимания, взаимовыручки, сочувствия друг другу. Он был уверен, что от каждого из нас зависит, какой будет обстановка в мире.
Расул Гамзатов – кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Герой Социалистического Труда, внёс выдающийся вклад в развитие многонациональной культуры России, в формирование гуманных межличностных отношений, доверия между народами. Все эти качества отразились на только в творчестве, но и в повседневных делах.
Как заместитель Председателя ВС ДАССР, Расул Гамзатов помогал добывать средства для ликвидации последствий землетрясения, произошедшго 14 мая 1970 года в Дагестанской АССР, устраивать больных дагестанцев в лучшие московские клиники…
Он добился открытия в Дагестане литературных журналов «Дружба» (в том числе и детских «Соколёнок») на всех национальных языках, что было не только важным событием в культурной жизни республики, но еще и появлением многих рабочих мест для профессиональных дагестанских литераторов.
В Дагестане ежегодно, в начале сентября, отмечается День Белых Журавлей, учрежденный народный Расулом Гамзатовым, что лишний раз доказывает, что поэт является гордостью Дагестана.

Курбанова А. Х., научный сотрудник МКУ «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений им. Р. Абакаровой»   
В 95-й, юбилейный, год поэта переводчиков, сделавших доступными великие творения Расула Гамзатова, вспоминали в Доме поэзии, передает РГВК "Дагестан". Среди них были и выдающиеся российские поэты, такие как Яков Козловский, Наум Гребнев, Роберт Рождественский и Юнна Мориц.