Беседа с мудрецами Омар Хайям

Эрлена
Сегодня наш друг, независимый журналист М. Михайлов, удрученный неразрешимыми проблемами современного мира, решил мысленно погрузиться в далекое прошлое и задать несколько вопросов выдающемуся персидскому философу, математику, астроному и поэту Омару Хайяму.

Омар Хайям (18 мая 1048 – 4 декабря 1131) Нишапур, Великий Хорасан, Сельджукская империя. Прославился благодаря своей успешной деятельности в таких сферах, как история, математика, астрономия, литература. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи.

М. М. – Уважаемый Учитель, во все времена каждый человек стремится обрести счастье, однако по-настоящему счастливых, довольных жизнью людей прискорбно мало. Как верно заметил остроумный Оскар Уайльд, «умение жить – самая редкая вещь в мире. Большинство людей просто существуют». Но можно ли стать счастливом в этом несовершенном мире?

О. Х. – Миром правят насилие, злоба и месть.
             Что еще на земле достоверного есть?
             Где счастливые люди в озлобленном мире?
             Если есть - их по пальцам легко перечесть.

М. М. – |Один из способов стать счастливым предложил великий немецкий философ А. Шопенгауэр: «Всякое ограничение ведет к счастью. Чем уже круг наших представлений, действий и отношений, тем мы счастливее, чем он шире, тем чаще приходится нам испытывать мучения или тревоги».
Вы с ним согласны?

О. Х. – Если есть у тебя для житья закуток -
            В наше подлое время - и хлеба кусок,
            Если ты никому не слуга, не хозяин -
            Счастлив ты и воистину духом высок.

М. М. – Это мудрый взгляд на жизнь, тем более что «времена не выбирают, в них живут и умирают», – как написал мой современник А. Кушнер, и трудно назвать поколение, чья жизнь пришлась бы на прекрасную эпоху
без братоубийственных войн, природных катаклизмов, эпидемий и прочих бедствий.
 Я эти Ваши слова всегда мысленно повторяю, когда испытываю какое-либо недовольство окружающим миром. Но вот научиться правильно распорядиться своей единственной жизнью совсем непросто. Какие универсальные советы Вы могли бы дать нам, далеким потомкам?

О. Х. – Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
             Два важных правила запомни для начала:
             Ты лучше голодай, чем что попало есть,
             И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

М. М. – То есть надо тщательно выбирать, с кем можно дружить, а кого следует остерегаться?

О. Х. – В этом мире неверном не будь дураком:
             Полагаться не вздумай на тех, кто кругом,
            Трезвым оком взгляни на ближайшего друга –
            Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

М. М. – Так бывает, к сожалению, нередко, и предательство друзей очень больно ранит. Что же делать?

О. Х. – Понял я: одиночество лучше друзей,
            Чтоб не видеть добра или зла у людей,
            Чтобы строго в своей же душе разобраться, –
            Лишь затем для людей быть меж строгих судей.

М. М. – Очень многие боятся одиночества больше всего на свете. Людей страшит мысль оказаться наедине с собой.

О. Х. – Уединение кто полюбить не сможет,
             Тот тяжкой будничной тоскою занеможет.
             Несвязанная мысль восторгом нас дарит,
             Земные привязи людское горе множат.

М. М. – Действительно, свободно мыслить и творить возможно только в одиночестве. Однако, как считал мудрый грек Аристотель, «Человек есть общественное животное». Мы живем среди людей, и совсем избегать общения невозможно.

О. Х. – Рвется связей людских изначальная нить,
            Привязаться – к кому? Что – любить? С кем дружить?
            Человечности нет. Лучше всех сторониться
            И, души не раскрыв, пустяки говорить.

М. М. – Конечно, осторожность в отношениях с окружающими всегда не помешает, но ведь люди разные, с иными приятно иметь дело.

О. Х. – Один не разберет, чем пахнут розы…
            Другой из горьких трав добудет мед…
            Кому-то мелочь дашь, навек запомнит…
            Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.

М. М. – Безусловно, людская неблагодарность встречается сплошь и рядом, и едва ли найдется человек, с ней незнакомый. Можно каким-то образом улучшить человеческую природу?

О. Х. – Благородство и подлость, отвага и страх –
             Все с рожденья заложено в наших телах.
             Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже.
             Мы такие, какими нас создал Аллах!

М. М. – Вы уверены, что человек, даже при большом желании, не может изменить свою сущность?

О. Х. – То, что Бог нам однажды отмерил, друзья,
             Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
             Постараемся с толком истратить наличность,
             На чужое не зарясь, взаймы не прося.

М. М. – Довольствоваться только своим и уметь получать от этого удовольствие – мудрый совет. Хорошо бы еще иметь чувство юмора.
Мой любимый  писатель С. Моэм заметил:  «Не знаю более облегчающего жизнь отношения к ней, чем исполненное юмора смирение».
А Вы что скажете?

О. Х. – Немолящимся грешником надобно быть –
             Веселящимся грешником надобно быть.
             Так как жизнь драгоценная кончится скоро –
             Шутником и насмешником надобно быть.

М. М. – Но за грехи ожидает суровая кара – не боитесь Божьего гнева?

О. Х. – Согрешив, ни к чему себя адом стращать!
             Стать безгрешным не надо себе обещать!
            Для чего милосердному Богу безгрешник!
            Грешник нужен Всевышнему, чтобы прощать!

М. М. – Конечно, «не согрешишь – не покаешься», но Вы разве так уверены в Божьем милосердии?

О. Х. – Раз желаньям, творец, ты предел положил,
             От рожденья поступки мои предрешил,
             Значит, я и грешу с твоего позволенья
             И лишь в меру тобою отпущенных сил.

М. М. – Звучит логично. А вот многим людям далеко до милосердия и понимания, особенно в наше непростое время, когда на человека с утра до ночи всевозможными СМИ обрушивается море противоречивой информации, сводящей с ума слабые головы. Что посоветуете?

О. Х. – В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
            Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
            Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
            О сохранности глаз, языка и ушей!

М. М. – Пожалуй, время от времени так и стоит поступать, хоть это довольно трудно. Когда в Вашей жизни случались всякие беды и неприятности, что служило Вам утешением?

О. Х. – Что в жизни вкривь и вкось,– когда-нибудь пройдет;
             И радость, как и злость, когда-нибудь пройдет.
             Благодарю, Аллах, что мир непостоянен
             И что бы ни стряслось – когда-нибудь пройдет.

М. М. – «Всё проходит» – было начертано на кольце царя Соломона.
Философский взгляд на жизнь, вероятно, очень помогает переносить невзгоды, вызывает уважение окружающих и власть предержащих? Или, напротив, мудрые люди раздражают и вызывают зависть, а, следовательно, подвергаются нападкам? 

О. Х. – Зачем ты пользы ждешь от мудрости своей?
            Удоя от козла дождешься ты скорей.
             Прикинься дураком — и больше пользы будет,
            А мудрость в наши дни дешевле, чем порей.

М. М. – Что же, печально, но верно во все времена. Тем не менее, благодаря своему гению, Вы достигли удивительных успехов во многих областях науки. Наверное, это дает чувство огромного внутреннего удовлетворения, если не сказать, счастья?

О. Х. – Я для знаний воздвиг сокровенный чертог,
            Мало тайн, что мой разум постигнуть не смог.
            Только знаю одно: ничего я не знаю!
            Вот моих размышлений последний итог.

М. М. – Да, помнится, еще один мудрейший эллин говорил нечто подобное.
Если мудрецы разных стран и эпох признаются в собственном неведении, то где же искать знаний обычному человеку?

О. Х. – В мечтах я облетал вселенную кругом,
             Скрижаль, и рай, и ад выискивал тайком.
             Словам Учителя поверил лишь потом:
           «Скрижаль, и рай, и ад – ищи в себе самом».

М. М. – Это доступно далеко не каждому. Как правило, люди ищут счастья во внешнем мире, всеми способами пытаясь достигнуть, власти, богатства и славы.

О. Х. – Чем стараться большое именье нажить,
             Чем себе, закоснев в самомненье, служить,
             Чем гоняться до смерти за призрачной славой -
             Лучше жизнь, как во сне, в опьяненье прожить!

М. М. – Разве все эти цели не оправдывают затраченных усилий?
Разве обладатели всего этого –  не счастливейшие из смертных?

О. Х. – Все пройдет - и надежды зерно не взойдет,
             Все, что ты накопил, ни за грош пропадет.
             Если ты не поделишься вовремя с другом -
             Все твое достоянье врагу отойдет.

М. М. – Конечно, наш мир слишком изменчив, и все может случиться; никто не застрахован от превратностей судьбы. Сегодня мы видим это особенно ясно.

О. Х. – Не завидуй тому, кто силен и богат.
             За рассветом всегда наступает закат.
             С этой жизнью короткою, равною вздоху,
             Обращайся как с данной тебе напрокат.

М. М. – Это состояние точно описала М. Цветаева в стихотворении «ПОЕЗД ЖИЗНИ»:
Не штык – так клык, так сугроб, так шквал, —
В Бессмертье что час – то поезд!
Пришла и знала одно: вокзал.
Раскладываться не стоит.

Действительно, не успеет человек набраться ума-разума и хоть что-то понять в жизни, как приходит конец. И недоумение – что это было?

О. Х. – Отчего Всемогущий Творец наших тел
            Даровать нам бессмертия не захотел?
            Если мы совершенны – зачем умираем?
            Если несовершенны – то кто бракодел?

М. М. – Боюсь, вопрос остается без ответа. А человек, с Вашей точки зрения, – это венец или ошибка творения?

О. Х. – Мы источник веселья – и скорби рудник.
             Мы вместилище скверны – и чистый родник.
             Человек, словно в зеркале мир – многолик.
             Он ничтожен – и он же безмерно велик!

М. М. – Уважаемый Учитель, дайте на прощание совет: как нам, столь противоречивым созданиям, справляться с тревогами и невзгодами,
и быть счастливыми, несмотря ни на что.

О. Х. – День прошел – и о нем позабудь поскорей,
            Да и стоит ли завтрашний наших скорбей?
            Откровения нет ни в былом, ни в грядущем, –
            Мы сегодня живем. Так смотри веселей!

На этом жизнеутверждающем призыве великого мудреца закончилась беседа, и наш друг пошел перечитывать знаменитые рубаи…