Песни опаленные временем

Сергей Новгородов 2
Песни, опалённые временем

В интернете пользуется популярностью видео о музее в Лондоне, в котором собраны первые образцы звукозаписи в прошлом веке в СССР, начиная с 60-х годов, так называемых «записей на костях».
Рекомендуем посмотреть этот познавательный фильм, который прилагается.

Знали бы холёные англичане, имевшие возможность сразу получать любые новинки звукозаписи, сколько преград преодолевали советские меломаны, сколько вариантов записи придумывали и создавали наши умельцы, увлечённые музыкой, чтобы найти и записать не только сами песни, но и материал для самой звукозаписи.
Начнём рассказ о появлении на Невском проспекте Ленинграда молодого меломана, который продавал из-под полы рентгеновские пластинки – это и были так называемые «записи на костях» (это рентгеновские снимки, на которых видны кости и внутренние органы человека, в процессе лечения в больнице).
Причём эти самопальные пластинки – «записи на костях», указанный выше житель Ленинграда продавал нелегально, из-под полы и они расходились как горячие пирожки, что считалось по тем временам фарцовкой-спекуляцией. За это он успешно получил тюремный срок и пошёл по этапу в Тюменскую область.
 После освобождения, ленинградец, изучив музыкальную ситуацию на Севере, сразу понял, что здесь самая благоприятная обстановка для свободного предпринимательства, без риска вновь оказаться за решёткой.
Местные власти закрывали глаза на репертуар записей и разрешали продавать последние новинки западной музыки. Здесь он и продолжил свою музыкальную деятельность.


Особенной популярностью у молодёжи первоначально пользовались записи Твиста и Рок-н-Ролла:
- первые исполнители рок-н ролла Билл Хейли и Элвис Пресли, твиста – Чеби Чеккер и другие:
Bill Haley & His Comets - Rock Around The Clock (OST, 1956) - YouTube

Chubby Checker - Let's Twist Again (lyrics) - YouTube

Elvis Presley "Love Me Tender" (October 28, 1956) on The Ed Sullivan Show - YouTube

Здесь же на Севере он познакомился с курганским меломаном, который приехал за «длинным рублём», часто закупал все музыкальные новинки и возил их в Курган.

В это же время, эпопея иностранных шлягеров закончилась тем, что всё перевернула дворовая песня «Виновата ли я» по которой в начале 70-х годов просто сходили с ума, и которая долгое время находилась в народном «Хит Параде». 

Интересно то, что предприниматели и сами не всегда знали, кто в 60-е, 70-е годы исполняет те или иные песни.
Впервые песня «Виновата ли я» прозвучала в кинофильме «Тучи над Борском» в 1960 году. И фильм, и песня оказались незамеченными.
 При этом, написать имя исполнителей на пластинках «на костях» было технически невозможно, но и без указания исполнителя песня в новом варианте слушалась на грани нервного срыва.
https://www.youtube.com/watch?v=Hq6fous0MoI;

Сейчас мы знаем, что по-новому песню, которая свела с ума молодёжь 60-х, исполнила солистка Зория Трушникова с группой «Весёлые ритмы».

По воспоминаниям курганцев - поколения 60-х годов,- которые покупали музыкальные новинки на Севере, можно смело утверждать, что любовь к музыке помогала и им пройти «Огонь, воду и медные трубы», в том числе некоторым из них, отдохнуть «за казённый счёт» в не столь отдалённых местах. И подобные события могли происходить почти во всех уголках Советского Союза.

В связи с тем, что качество записи «на костях» не могло долго удовлетворять клиентов, предприниматели- «звукооператоры», начали искать другой материл для записи. В центре страны для записи использовалась «синька» (гибкие пластинки-миньоны). Первоначально и она из-за дефицита была недоступна.
Знакомые нефтяники предложили попробовать писать на плёнке, которой обворачивались нефтяные трубы. Качество записи заметно улучшилось, но появилась новая проблема: после 3-5 проигрываний пластинка нагревалась и переставала играть. Для восстановления – диски охлаждались в морозильной камере, (после чего) начинали играть снова, и дискотека продолжалась. В это время в холодильнике готовилась следующая партия остывших пластинок.

- В 73-75 гг. появилась «Вологда» ансамбля «Песняры», которая стала суперпопулярной.  На волне этой популярности записывалась простенькая песня: как ответ на Вологду» – «Ты из Вологды, а я из Костромы».

В связи с тем, что качество звучания на синьке было выше и она производилась специально для грамзаписи, начался её поиск для работы. В период с 70 и вплоть до 80-го годов, материал гибких синих миньонов был дефицитом.
В это время синька производилась в уральском регионе на единственном предприятии в Свердловске (ныне Екатеринбург), и за неё шла настоящая битва. По информации, ходившей в среде звукооператоров, в центре города неоднократно совершались преступления, в том числе со стрельбой – с целью завладения этим материалом.
И это в советские времена!

При этом, к 80-м годам, звукозаписывающие заводы по изготовлению пластинок в Ленинграде и Риге выпустили огромное количество гибких пластинок с записями, не пользующимися спросом– что привело к их перепроизводству и в продажу они начали поступать уценёнными, вплоть до 1-2 коп. за штуку, по существующим в Союзе ценам. 
Предприниматели начали скупать гибкие миньоны по этим ценам в крупных городах и направлять их ящиками по почте на Север.
Что делали предприниматели: вырубали середину 130 мм., зажимали пластинку в кипятке под пресс, старая запись исчезала и писали на неё новые популярные песни как на чистую пластинку.
Особенной популярностью в это время пользовались песня польской певицы Анны Герман «Один раз в год сады цветут», «А он мне нравится».

В 76-77 годы на наш рынок ворвались новые модные группы и солисты:
- Бони М (Boney M): Ma Baker; Rasputin; «Мамаша Беккер», «Распутин»;
- АВВА (Abba - Money, Money, Money), «Мани, Мани, Мани – это всё про «Деньги»;
- Демис Руссос (Demis Roussos – From Souvenirs to Souvenirs; Fallin): «От сувенира к сувениру»; «Падающий».

Boney M. - Ma Baker (Live Video) - YouTube
Boney M. - Rasputin (Sopot Festival 1979) - YouTube

Abba - Money, Money, Money (Official Music Video) - YouTube

ДЕМИС РУССОС СУВЕНИР - YouTube
Demis Roussos - Fallin - YouTube

Огромную помощь предпринимателям оказали курганские изобретатели. В конце 80-х один умелец из Кургана «Кулибин-1», изготовил 10 станочный дискограф (ризограф), на котором можно было записывать до 10 пластинок одновременно. Производительность записи возросла в 8-10 раз.

Одновременно «звукооператоры» записывали музыку на магнитофонные ленты. При этом Севере катушка с лентой стоила от 20 – до 30 руб., в зависимости от количества записываемых дорожек, а покупателю часто была нужна всего 1-2 песни. Поэтому синька с 1 песней стоимостью в 1 руб., долгое время пользовалась б0льшим спросом.
Так как катушки становились всё более популярными, ушлый предприниматель договорился-зафрахтовал самолёт АН-2 и привёз из Тюмени на Север 12 магнитофонов «НОТА»; при перелёте поставил по 1 магнитофону в кресло.

В связи с возрастающим спросом на катушки, на гибкие пластинки и записи на них, для закупки товара часто приходилось летать с Севера на «большую землю», в том числе в Курган.
В Кургане на углу улиц - Ленина и Горького с 70-х годов работала одна из первых студий курганской звукозаписи, с легендарным Михалычем, но она не пользовалась большой популярностью так как в Кургане, в отличие от Северных городов, можно было купить записи только официальных программ телевидения и радиовещания.

Не сразу, но в пику Михалычу - возникла конкуренция с появлением киоска «Звукозаписи» на центральном рынке (Нечаев Анатолий) – по линии курганского Горкома Комсомола.
Вот что значит: «Ленин, Партия, КОМСОМОЛ!» (из репертуара Софы Ротару, она поднимала нас на Подвиг!).

Опять же по легенде, о развитии других студий звукозаписи в Кургане.
С учётом правил ещё Советской торговли, активное участие в разрешении на торговлю и контроль за работой предпринимателей-музыкантов, осуществляли Органы ГорИспокома.
Один из активных звукооператоров – Николай длительное время не мог получить разрешение на открытие своего дела на ж/д вокзале Кургана. В отместку якобы он – Николай, поджёг двери главного чиновника «не разрешившего открыть киоск звукозаписи», за что получил возможность отдохнуть некоторое время за казённый счёт, в местах не столь отдалённых.
Повторимся – это только легенда.

В среде меломанов города ходит ещё одна легенда о курганском уникуме: якобы житель Кургана, получив квартиру в наследство, продал её для того, чтобы посетить концерт любимой им американской группы «Криднс» («Creedence Clearwater Revival») в любой точке мира. И он это осуществил, возможно даже посетив США, значит реализовал свою мечту и был счастлив!  Попробуйте понять, и по-хорошему завидуйте!  Красавчик!
 
В Кургане с начала-середины 70-х годов в одном из культурных центров города – в кафе «Пивбара» (ул. М.Горького) на берегу Тобола, прошло несколько встреч начинающих меломанов, организаторами которых были братья Анатолий и Сергей Вяткины.
Анатолий «доставал» - покупал, в том числе за большие деньги музыкальные импортные новинки, находил информацию о западной музыке и делился ею с посетителями бара: рассказывал о музыкальных группах, больше о «Битлз», о развитии поп-музыки, проигрывал новые пластинки.   
Его самого интересовали все направления музыки, его коллекция пластинок и записей была одной из лучших в Кургане. Анатолий собирал музыкальные новинки по всем направлениям: рок, джаз, диско, и конечно собирал записи бардов.
Нередко самые активные участники собирались у него дома.

Затем музыкальные встречи переместились в ДКС города и в Городской Сад, на площадку за кинотеатр «Родина» на так называемый «Круг». Здесь на встречи – больше «стихийно», - чем организованно и начали собираться меломаны – коллекционеры западной музыки всего города.
Увлечённый народ приносил винил, который менял, продавал, покупал.

Однажды в Центральный Универмаг г.Кургана прибыла большая партия выпущенных в Польше лицензионных дисков джаза, которые не пользовалась спросом у курганских покупателей пластинок. Анатолий Вяткин списался с меломанами Москвы, и по их просьбе вся партия была выкуплена и направлена обратно.

Начался взаимовыгодный обмен с поездками в Москву.  При этом, курганцы начали получать все перепечатки с фирменных дисков популярных западных групп, которые выпускал Апрелевский завод грампластинок и Кургану, с учётом особенностей торговли в стране, они не доставались.
 
Анатолий Вяткин постоянно интересовался новинками, которые были популярны, но не всем известны.
Приведём составленный по его просьбе список песен, которые в 70-80-е годы пользовались спросом в студиях звукозаписи на Севере, но не были известны меломанам Кургана.
Список был озаглавлен: «Песни, опалённые временем».
 
Сёстры Берри:    Леди-блюз Истанбул-Константинополь.

Кей Вармер:
Kai Warner, His Orchestra and Singer (в интернете данной песни нет). Оркестр Кей Вармера записал и исполнил обработки лучших шлягеров своего времени.

«Червоны Гитары» (Польша): «Одно слово»   
 Czerwone Gitary: 22-slowo_jedyne_    *Czerwone Gitary - S;owo jedyne Ty - 1977 - YouTube

С появлением большого количества кассетных магнитофонов, покупатели быстро переориентировались на записи на кассетах, у музыкантов они назывались «печенюшками», которые были удобными и компактными.

С появлением «Ласкового мая», появился дефицит кассет. Один предприниматель по случаю, закупил в Москве около 10 тысяч «печенюшек», все они оказались бракованными.
В связи с этим, появилась цель – создать собственное производство печенюшек. Вновь выручили курганские умельцы.  Один из них сконструировал станок, на котором под формат «печенюшек» резалась видеолента BASF: из видео создавали аудиокассеты, которые шли нарасхват. При этом, не получилось закупить, либо самостоятельно создать пластмассовые коробочки для кассет. Продажа кассет не пострадала.
Затем пришла эра видеомагнитофонов и видео записей, но аудио – ещё долгое время сохраняло свои позиции… Студии по аудио и видео записи работали в Кургане примерно до 2003-2005 гг.
С появлением видео, началась эра новых приключений, которые нередко заканчивались посадками и путешествиями в места, не столь отдалённые, вновь за казённый счёт.

Брат Анатолия - Сергей Вяткин являлся организатором встреч меломанов, развивал контакты музыкантов для обмена музыкальными новинками, ему было интересно направление музыкальных групп Кургана, готовых писать и исполнять песни собственного сочинения.

Известно, что Сергей Вяткин и в настоящее время является хранителем огромного массива информации о тех славных временах. Хотелось бы услышать или прочитать о том, как он вместе с братом поднимал меломанов и музыкантов первых ансамблей Кургана на ратные музыкальные подвиги, в том числе одним из первых побывал на Родине Битлов, прошёлся по Эбби Роуд, побывал у дома Эдди Мэрьюри о прочих его музыкальных достижениях. Здоровья ему и его семье!!!