Храм Ват Сотхон

Виктория Левина 2
                провинция Чаченгсао

Увидев храмов громадьё, что ожидать от новых чеди*?
Виханы, боты, Будда, сад, монахов робы в рыжий тон...
Но в этот храм несут яиц такие горы, что столетий
не хватит, чтобы поглотить даров народных миллион!

В вихане старом места нет, чтобы приткнуться меж ячеек, 
ячных вёдер и корзин, толпы молящихся. К реке
ручьями движутся в Сотхон босые люди – меж скамеек
гадальных палочек оркестр. А благовония в руке

раскурены до облаков! И сизый дым кружит по храму.
На свежий воздух поскорей, от тесной скученности прочь! 
Снаружи новый бот встаёт, рекой окучен. Панорама
вся в бело-золотом, а сад – с оттенком райских кущ точь-в-точь.

А в волосах – нежнейший цвет, тот лотос – как воспоминанье.
У храма белого монах в лимонной робе – ярок мир!
И свежий ветер от реки к лицу прильнёт прохладной дланью,
и оживит легенды ступ буддистских, как лихой факир.

*Буддистский храм Ват Сотхонварарам Воравихан появился в эпоху позднего царства Аюттайи, и в нем хранится статуя Будды “Луанг По Сотхон”. Храм облицован светлым мрамором и покрыт золотом, увенчан шпилем высотой 84 м и окружен парком. Храм почитаем у тайцев, сюда приезжают не только из Бангкока, но и из других провинций страны. Вне зависимости от региона все тайские буддистские храмы имеют общий стиль и архитектурную композицию. На территории монастыря могут находиться не только молельные залы (виханы) и религиозные реликвии (чеди), но и почти всё что угодно — монастырские постройки, школы, спортивные площадки, усыпальницы, магазины. Бот, он же усобот – здание, в котором новые послушники постригаются в монахи. Выход этого здания всегда смотрит на восток. Обычно в него посторонних не пускают, но в некоторых храмах мужчинам зайти можно. Женщинам — нет. Как часто бывает, у главного изображения Будды в храме есть своя красивая легенда. Тут очень часто очень почитаемую статую либо находят благодаря удару молнии (Изумрудный Будда), либо случайно обнаруживают, что старая и никому не нужная статуя во дворе монастыря оказывается полностью из золота (Золотой Будда), то вылавливают статую в реке. Со статуей Луанг Пхо Сотхон приключилась примерно та же история. Одним прекрасным днем жители прибрежных деревушек у реки Бангпаконг имели счастье наблюдать, как вниз по реке медленно плывут три статуи. Многие пытались их выловить, но потерпели неудачу. А вот жители Чаченгсао поступили иначе: они преподнесли подношения, которые, видимо, тронули сердце средней статуи, и она прибилась к берегу, после чего была торжественно помещена в главный храм. Ароматы тысяч курящихся палочек, звонкое постукивание тысяч деревянных палочек в гадальных стаканах, и тысячи… яиц в ведрах, яичных ячейках, корзинках, принесенных в виде подношения верующими.