Вероника Трунова. Читательский обзор к-са Эпитет

Чалиева Елена
Здравствуйте, авторы и просто читатели конкурсной страницы!
Эпитет - один из основных тропов, позволяющих разнообразить , делать яркими и неповторимыми авторские задумки. Кому-то удаётся построить всё стихотворение на интересных, неординарных эпитетах, кто-то находит один, но настолько говорящий в оправе из более простых, что цементирует на себе весь текст. Прочитав лонг конкурса, я поняла, что здесь собрались мастера эпитета.

Итак, на Ваш суд мой читательский обзор.

1. Омарт Криевс "Время разбросанных камней"
1.
Не выкинуть любовь из жизни;
Великой песнью Бог в семье.
Судьбу крушат слова надежды
и нет душевной тишины.

2.
Надумав блажь своих исканий,
влачить грехи хвостом весны,
скользить по лету приключений,
а осень дарит только сны.

Счастливцы пасынки Вселенной:
наук забытых колоски
вскрывают мир пером всезнаний;
нет мнений власти – нет тоски.

Когда в пушке снежка опушка,
диван с мобилой – вороной;
словцо вопит, грохочет пушка
строкой босой и козырной.

Рифмуешь быт, товар и Бога –
лютует цеховая мгла;
молва бескрыла и безнога,
истёрта улицей дотла.

Кому слова? – Обрыгло  племя.
Сплошной каток свинячьих рыл;
стреноженное хнычет время.
Храни, Господь, к скоту порыв.

Блажь... исканий,  влачить грехи, пасынки вселенной, перо всезнаний,  слово вопит, строкой босой и козырной, лютует цеховая мгла, стреноженое время
В стихотворении много самобытных многослойных эпитетов. И да, эпитетов, действительно, много. В пересчёте на единицу текста сложно сказать, кто выигрывает:  Александр (Омарт) или Виктор Косолаповский. Но одно могу сказать, все эпитеты Александра на своём месте, в канву текста вплетены органично, и мне нравится перелистывать их  слои.
 
2. Дмитрий Мальянц "Быстрый Лис. Метель"
Ещё я жив. Пиши, не забывай,
Пиши о прошлом, ври о настоящем,
Когда метель здесь будет завывать,
Открою я ключом почтовый ящик,
А там письмо. Обычное письмо,
Конверт и марка с разноцветной птицей
И мне тогда покажется зимой,
Что это сон,
Что всё мне просто снится,
Не мёрзнут пальцы в толстых рукавицах
И волосы повязаны тесьмой.

Скрипит январь, но я давно не здесь,
А где-то рядом с устьем Ориноко,
Индейские пирОги на воде,
Костры горят до неба в темноте,
Мы пьём и хвалим огненную смесь
И мне уже совсем не одиноко.

Шаманы входят в бесконечный транс,
Так хочется в экстазе с ними слиться,
Проснутся утром юные ветра
И мы пойдём войной на бледнолицых.

Меня зовут конечно Быстрый Лис,
Мне дочь вождя украдкой улыбнётся,
А по реке плывёт кленовый лист
К восходу нестареющего Солнца.

Но ты не пишешь. Что тебе мой мир?
Снежинка на заснеженной Голгофе,
Вернусь в метель, забыл купить кефир,
Волшебный валидол и банку кофе.

Ври о настоящем, скрипит январь, бесконечный транс, нестареющее солнце, волшебный валидол
Эпитетов, конечно, гораздо больше. Но самые запоминающиеся, "говорящие" - эти. Особенно два последних.
Прошлое и настоящее, не оправдавшееся ожидание, сны, мечты и фантазии, возвращение в одинокую реальность - всё настолько знакомо и органично, что стихотворению безусловно веришь.

3. Виктор Косолаповский "Телега сезона"
Шагреневый ветер скрипит холодами.
Циклон расфутболил листву по траве.
Разрюмились дни проливными дождями,
и тучи зашторили свод синеве.

Продрогшею клячей волочится время.
В сезонной телеге дымящийся хлам.
Настала пора – чернотропное бремя,
в театре осенних сырых мелодрам.

Настенные фото, в домашнем уюте
хранят летний отпуск – почти эксклюзив.
В элегии осени, грустной по сути,
меня согревает июльский мотив.

Первые две строфы сплошь состоят из авторских эпитетов, и все они яркие, интересные, местами дерзкие. И в этом автор показал себя, как мастер эпитетов. Из особо понравившихся:  циклон расфутболил, разрюмились дни, дымящийся хлам (так и вижу стелящийся по земле дым осенних костров, в которых жгут ненужное), и особенно, чернотропное бремя, в котором мне увиделся второй, поэцкий смысл, отталкивающийся от понятия "троп". В последней строфе читателю позволено выдохнуть: автор вернул нас к домашнему уюту и простоте, также, как сам возвращается из рассупонившейся осени к теплу фотографий июльского отпуска.

4. Ольга Светова. "Мой февраль"
За окном природы снежной
пастораль.
Здравствуй, ласковый и нежный
мой февраль!

Для кого-то ты метельный,
ледяной,
для меня ж  –  цветной, пастельный,
слюдяной.

Побегу по узкой тропке,
словно встарь,
крикну радостно и громко:
– Мой февраль!

На снегу узоры птичьи
тут и там.
Брошу крошек я синичкам,
воробьям.

Полюбуюсь на кипучий
пташий пир.
Налеплю снежков пахучих,
как пломбир.

Затанцую в ритме танго
на бегу,
сочиню про зиму танку,
как смогу.

Манит сказочною новью
леса даль.
Пахнет первою любовью
мой февраль…
 
Эпитеты, характеризующие февраль, понравились:
Ласковый и нежный,
Цветной, пастельный, слюдяной.
А кипучий (пташий) пир - ну классно же, образно, по месту! А вот снежок пахучий скорее, вызвал недоумение, но это отнесу к разности восприятия автора и читателя.
Всё стихотворение наполнено атмосферой радости, нового узнавания давно известных вещей и явлений через призму влюблённости. Финальные две строки просто замечательны.

5. Вита Осенняя. "Зима"
Наконец-то очнулось от дрёмы Светило,
Разогнав тьму свинцовых кочующих туч,
И на трон королева седая вступила —
К Рождеству, по приметам, морозец трескуч.

Бледнолицым он щедро подарит румянец,
А усталых от хмари — немного взбодрит,
Вслед за ним завируха шальная нагрянет,
Вот такой у ершистой зимы колорит.

Можно зиму воспеть за её белоснежность,
За волшебную сказку в сосновом лесу,
И целебный покой, и души безмятежность…
Только мне не понять ледяную красу.

Мне по нраву звенящее жаркое лето,
Мелодичные, нежные песни ручья.
И приятнее быть в лёгкий ситец одетой,
Чем тяжёлую шубу носить на плечах.

Но зиме благодарна за праздники года —
За Рождественский Свет и Крещенскую ночь,
За момент чистоты и души, и природы.
Это время, когда я помёрзнуть не прочь.

Мне нравится творчество автора. Вот и "Зима" ладно скроенное, логически выверенное, стройное стихотворение. Но при всём при этом я долго не могла понять, почему не принимаю его эмоционально. Ответ нашёлся в этих строках:
"Только мне не понять ледяную красу."
Автор просто не любит зиму, и немого недоразморозила себя.
Что касается эпитетов, их достаточно, они органичны тексту и убедительны. К авторским отнесла бы:
Кочующие тучи, ершистая зима, момент чистоты (последний особенно понравился)
 
6. Евгения Белто" Круговорот"
В своем далеком детстве был чистым, белым снег,
Хотел расти быстрей и становиться взрослым,
И превращаться в горы, и не сходить на нет,
И оседать пластами, и покрывать наростом…

Его мечты сбывались, но начинался март,
Ему сопротивлялся луч юный подростковый,
Ломался, распрямлялся, внедрялся в снежный пласт,
Запутываясь в плотно уложенных покровах.

Внизу - кристально-чистых, как будто простыня
Для ждущей новобрачных не тронутой постели,
Нежнее шали в люльки младенца, что на днях
Появится на свет. Что может быть белее?

А сверху снег был жестким, неровно голубым,
Январь его синил, февраль залил крахмалом,
Он оспой заразился, стал черным и рябым,
Ослабленный совсем, пропал как не бывало.

И также испарилось за снегом по пятам,
Лицо зимы самой, задетое болезнью,
Калека после хвори, а в прошлом - красота,
Зима не умерла - на месяцы исчезла.

И повторялся вновь такой круговорот,
Сначала - белый снег, потом – весна-подросток,
То под ногами - пух, то под ногами - лед,
А с неба то - вода, то - мириады блесток.

Думаю, если бы сейчас проходил конкурс "Сравнение", автору не было бы в нём равных. Эпитетов, которые можно было бы назвать авторскими, в тексте немного, к ним отнесу:
Юный луч - очень свежо и зримо, невольно вызывает улыбку.
Январь синил
Но и привычные глазу эпитеты хорошо вписаны в канву стихотворения.
Евгению знаю, как автора с нестандартным взглядом на стандартные вещи, вот и здесь она осталась верной себе. Начало стихотворения захватывает своими образами, а сюжет развивается динамично, разве что в финале мне немного не хватило яркости.

7. Николай Сыромятников "Успей"
Не верь.
И в упор на неё не гляди.
На глади зеркальной ты сам отразишься.
Затишье. Полжизни с лихвой –
позади.

Адажио взгляда безмолвия ищет.

Тщета или щебет? –
Сжигая дотла,
балет освящает парение духа.
Для слепка - метафора слишком светла.
Дай волю. Свобода – всему
повитуха.

Как тихо.
Стеклянные идолы-дни -
один за другим - зеркала на параде -
плывут в никуда, облака-колдуны.
Летят одинокими шлейфами
пряди.   

Летят,
предвкушая искусство истом,
Летят в неизвестное царство основы,
желаний? –

Похвальна мечта о пустом.

Успей. -
Полюби одиночество слова.

После адажио взгляда я растаяла. Забавно получилось, что адажио здесь почему-то натолкнуло на мысль о балете, который я и обнаружила  в следующей строфе. Авторские эпитеты здесь хороши: метафора светла, свобода-повитуха, стеклянные идолы-дни. И завершающее одиночество слова - прямое попадание в меня. Ещё мне очень понравилась звукопись этого стихотворения. Скрывать не стану,  мой фаворит лонга.

8. Виктор Колесников 6 "Мой лес в ноябре"
Мой лес в ноябре
Вечереющий лес
Открытый ветрам и напастям
Мой лес поднебесный
В предзимней поре
Мой лес на пороге ненастья
Сторожкий неверный густеющий свет
Длинней фиолетовей тени
Ни птиц здесь ни листьев давно уже нет
Живых не осталось растений
Всё то что звенело искрилось цвело
Легло у древесных подножий
Слетело опало слиняло сползло
Змеиной мертвеющей кожей
И листья - архивов большие тома -
Прогнули осенние полки
Над речкой, как спящие птицы, - дома
В тоске залежалой прогорклой
И мы поскорбим попинаем листы
На тропках что стали просторней
И мы вслед за птицами скоро взлетим
Оставив незримые корни
 
Сторожкий... густеющий  свет, листья - тома архивов, в тоске залежалой прогорклой.
За всеми этими эпитетами явно стоит автор наблюдательный, тонко чувствующий, эмоциональный.   Начав с пейзажной зарисовки, он плавно и неприметно подводит читателя к глубокому философскому финалу, который вдруг оказывается таким органичным. Заметка на полях: в отличие от Николая Юрьевича Юрьева я лояльна к стихам без знаков препинания, но в этом тексте мне их периодически не хватало.

9. Михаил Белоногов "Медуза"

Разнообразием не блещет
количество поэз и поз,
баллад печальных и зловещих,
похожих на сигналы SOS...

Здесь не вода, скорей меласса.
Луна отжата, как лимон.
В структуре жидкого алмаза
живёт пугающий гормон
её негреющего света.

Давно закончилась кассета.
Шипят в колонках сотни змей
невидимых под толщей блюза.
Всплывает жёлтая медуза
в солёно-сладком полусне.
 
Жидкий алмаз, пугающий гормон, негреющий свет - все эти эпитеты, наряду с отжатой, как лимон, луной, и балладами, похожими на сигналы SOS - работают на создание атмосферы стихотворения: тягучей, мистической, подкорково-тревожной и густой, как меласса. Чудесен в финале солёно-сладкий полусон. В целом очень атмосферное стихотворение. А всплытие жёлтой медузы дало мне сразу две аллюзии: на yellom submarine the Beatles и на "20 тысяч лье под водой" Жюля Верна.

10. Гольгертс "В глазах твоих огонь серебряный"
Зачем сминаешь снег
               пустой рукой
               и студишь боль свою?
               Напрасно ищешь тень полуденную,
               воруя свет у звёзд.
               Ведь все слова от сердца
               связаны тягостным.

               Зачем бросаешь дождь
               горстями в дым
               сломанными пальцами?
               Кому готовишь яд разбавленный
               в своём густом вине?
               Кого зовёшь во сне
               приглушенным голосом?

               И на пределе сил подавленных,
               выпитых бесцельностью,
               ты отоспишься в ночь, наполненный
               прохладным ветром слёз.
               И встанешь утром поздним
               с мыслями свежими.

               А за стрелой отравленной,
               боже мой,
               уводит след чужой.
               В глазах твоих огонь серебряный
               и на душе покой.
               И больше нет погони за тобой..
               медленной.
   
 
Пустая рука, студишь боль, выпитые силы, огонь серебряный, медленная погоня. Ещё одно стихотворение с густой, насыщенной атмосферой, которую наполняют немного странные, но отточенные авторские эпитеты. В этом убаюкивающем, монотонном ритме, на первый взгляд, не происходит ничего, кроме описания состояния, но на самом деле душа лир героя совершает движение от полной безысходности к надежде.

12. Кондратий Солёный " В кущах снов и берёз"
ЛГ

                Любовь никогда не перестает...
                1Кор. 13: 8 — 13

В кущах снов и берёз, где впервые любовь пригубил,      
Где в слезах — столько вёсен! — её окликать не устанешь,
Тёплый ветер вздыхает: «Я светлым, я облаком был,
Лёгким ветром весенним ты тоже когда-нибудь станешь...»
.
Ах, ты снова влюблён! Ты любимую к сердцу прижмёшь,
Ты своей назовёшь, ты голубкой её называешь...
Оглашенный мечтою, ты с талой водой уплывёшь,         
И не взглянешь! И мимо пройдёшь... — и её не узнаешь!

Может завтра тебя по весенним лугам — без следа —               
Вдаль умчат... — иль в зенит! — белогривые кони рассвета.
Если нынче слукавишь... — мечта отзвенит навсегда,
Только знай: ты судьбою, ты жизнью заплатишь за это!

Тонкий месяц блеснёт над крестами забытых могил,
Томный луч озарит разрушенья унылую груду.
Лёгкий ветер вздохнёт: «Я влюблённым, я мальчиком был,
А теперь тополя до метелей раскачивать буду!»

Но сияет река, где украдкой любовь пригубил,
Где в слезах — столько вёсен! — её окликать не устанешь,
Тёплый ветер вздыхает: «Я светлым, я облаком был,
Лёгким ветром весенним ты тоже когда-нибудь станешь...»

Если моя догадка неверна, автор меня поправит: это песенный текст. Очень напевно, с акцентированными эмоциональными всплесками, и очень романтичными эпитетами:
Белогривые кони рассвета, мечта отзвенит, томный луч, унылая груда - с абсолютным попаданием в любовную тональность стихотворения. А ещё мне послышалось что-то  Есенинское в нём.
 
13. Елена Биронт "Астрид".
Стокгольмские крыши, прижавшись друг к другу щеками,
Вдыхают осеннее небо ноздрями мансард.
Васастан в вечернее небо летит с облаками,
В глазах голубым огоньком заискрился азарт -
Взобраться туда, где чердачные трубы ржавеют,
И ветер ерошит, ложащихся спать, воробьёв,
Взять город в ладони и словно волшебная фея,
Наполнить мерцающим чудом его до краёв.
Измазать все пальцы небесно-чернильною сажей,
В копилку бессонницы города бросить пятак.
Вдыхать черепичную морось осенних пейзажей,
И ждать, что вернётся с пропеллером рыжий толстяк.

Стокгольм, Васастан, с пропеллером рыжий толстяк. .. Детство у нас у всех одно, и Карлсон с Малышом общие, наши. Все читатели лонга сразу нырнул в парное молоко воспоминаний о детстве? Не ошиблась? Стихотворение погружает в атмосферу Стокгольмский ночи, той самой, в которой храбрый толстяк в мультике сражался с грабителями, куда он тайком водил Малыша за приключениями.
Но стихотворение называется "Астрид". И я почему-то думаю, что эти строки - взгляд самой Линдгрен на вечерний Васастан, тот район, в котором она недавно поселилась с мужем, и где проживёт более 60 лет. Что это в её "глазах голубым огоньком заискрился азарт"  взобраться на крышу и написать, наконец, чудесную сказку о добром Карлсоне. Ведь она уже видела в своём воображении рыжего добряка с пропеллером, который живёт на крыше.
А что до эпитетов, замечательны небесно-чернильная сажа и двухслойная черепичная морось, а чудо легко представить мерцающим.

14. Екатерина Чаусова "Шевельнётся острый осколок льда"
Шевельнётся острый осколок льда,
уцелевший чудом и по весне.

С нервным тонким профилем «никогда»
доживает вечность,

луна в окне –
жёсткой коркой – вроде сухой цукат,
коготочком впившийся в небосвод,
да слоёнкой – облачко – как агат
в суррогатном крошеве звёздных сот.

Сотни тысяч маленьких глупых «нет»
проиграют гамму – в который раз,
и разбор полётов чужих планет,
и экстаз избитых дежурных фраз...

«За» растает и обнажит «быть»!
Под лежачий камень вода льёт.   
И лимонной долькою судь-бы
улыбнётся месяц – во весь рот!

Доживает вечность. Эпитет? Оксюморон? То и другое одновременно? А важно ли, когда глубоко и точно?  Нервный профиль "никогда", крошево звёздных сот, глупое "нет", лимонная долька судьбы - все эпитеты погружают меня в образный мир автора, затягивают невидимыми ниточками в паутину текста. Текста сколь эфемерного, столь и зримого.
 
15. Дэн Мартини "День сурка"
какой был день восторг сурка
и вечер отшлифован до мгновений
звонки звонки привет пока
стена бетон без откровений
чужих домов светящийся тоннель
к седому (седьмому) небу тянет пальцы
мадам месье мадмуазель
разлука мука (сука)стихла сальса
и в вене тоже не танцуют вальса
-
курс поэтических сорбонн
ступни в воде пылает крона
мадам месье поклон пардон
гуашью крашена корона
залитый щёлоком перон
забытый поезд в междуречье
в краю банальных идиом
не возбуждают рифмы плечи
мой мир словами искалечен

а может в вену но на чём
за стенкой слышу чьё-то ржание
вновь оказался вовлечён
в пустое умоподражанье
в пустое умозаключенье
в пустое умоувлеченье
и в вене нет увеличений
моих несбыточных значений

А в этом стихотворении отсутствие знаков препинания, напротив, работает на текст, усиливая ощущение сурковости жизни. Стихотворение похоже на калейдоскоп, в котором картинки сменяют друг друга хаотично, мешают остановиться, сосредоточиться, выдохнуть.
Поэтические сорбонны, банальные идиомы, не возбуждают рифмы, несбыточные значения - эпитеты брутальны, разбросаны по тексту уверенной рукой, выстреливают в нужное время в нужном месте.
 
16. Анна Хорошилова "И снова расцвёл жасмин"
И снова расцвёл жасмин
под окном у колодца забытого.
Небо, одетое в синь,
загляделось в стёкла умытые.
До вечера далеко,
но ты в повседневном кружении
посматриваешь в окно,-
поймать бы момент пробуждения
белых священных цветков,
хранящих запах медовый,
что на крыльях ночных мотыльков
уплывает в утро по-новой.
Заполняет собой белый свет
сладкой, тягучей нотой,
чистой, как да и нет,
отодвинув на миг заботы.
 
Чисто авторских эпитетов немного, но короткое стихотворение и не требует их изобилия. Зато они легки, ненавязчивы и рисуют знакомую картину конца весны - начала лета: умытые стёкла, повседневное кружение.
Светлая зарисовка с понятным каждому чувством ожидания чуда.

17. Евгений Аксельрод. "Ты ясна"
Ты ясна, как луч заката,
Молчалива и мила.
Почему же ты загадкой
Остаёшься для меня?

Мы идём лесной тропою.
Я дистанцию держу.
Как вести себя с тобою,
Я ума не приложу.

Ты какая-то земная,
Без надежды на полёт.
 - Сходим в «Луна-парк»?  - Не знаю...
Если дождик не польёт...

- Может, в ресторанчик «Космос»?
Иль в кафешку «Звёздный чат»?
- Не... Хочу с тобою просто
Побродить и помолчать.

Шелестит листва над нами,
Звёзды пегие манят...
Нет, уж слишком ты земная
Для вселенского меня.

Запрягу когтистый ветер,
Кану к млечным берегам.
...Или брошу всё на свете
И паду к твоим ногам!

Противоположности притягиваются. Тем что дополняют друг друга, или тем, что долго остаются друг для друга загадками? Она ясна, но для влюблённого лирического героя не проста. Ведь его душа рвётся в дали и выси, не просто так выбрано кафе с названием "Звёздный чат" (один из ярких авторских эпитетов). А она...  Да, земная. Но приземлённая ли? И не самое лучшее признание ли в ответном чувстве:
Хочу с тобою просто
Побродить и помолчать. (с)?
А что до авторских эпитетов, очень хорош в контексте иронический вселенского меня, и, конечно, запоминающийся когтистый ветер.

18. Владимир Евангулов "*** (Дерева за дальними плёсами …)"
Дерева за дальними плёсами               
Распахнут багряную ярмарку,               
И воронам вспомнится осенью               
Скорлупа в зелёную крапинку,               

И как ночь дрожит оперением,
Растворяя грусть черностопицы.
…С хрипотцой  разносится реквием –
Покидают снова  гнездо птенцы.
 
Авторские эпитеты в этом стихотворении очень визуальны: стоит только прочесть, как тут же встаёт зрительный образ, яркий и живой:
Багряную ярмарку
Дрожит оперением
Стихотворение короткое , но сколько в него вложено образов, смыслов, сколь точно оно передаёт состояние осени, и как времени года, и как времени жизни! И не могу не отметить филигранную работу автора с дактилическими рифмами.

19. Виктор Дванольодинвосем «Цыганский пентон. Версия 4.0»
Озвученная гитарами семиструнными
Проглядывает взволнованная луна.
Прелестница, наклонившаяся над рунами,
В грядущую эфемерность устремлена.

Там контурами целующихся акаций
Расписано заколдованное стекло.
Там чувственные нашёптывания снятся
И к преданности торопятся на поклон.

Там видятся изумительные картины,
Оправленные в лазоревую финифть.
И кажется ожидание нестерпимым,
И хочется до беспамятства полюбить.

Романтика наклюнувшегося чувства, нет, скорее ожидания чувства. Прелестница не от того ли так прелестна, что всё в этой волшебной ночи говорит, шепчет, кричит о грядущей любви, рисует призрачные дивные картины? И авторские эпитеты замечательно работают, подчёркивая, усиливая эмоции.
Взволнованная луна, грядущая эфемерность - выделю особо, очень понравился! Чувственные нашёптывания.

20. Семён Круглов. "Эпитеты о днях сегодняшних"
Заиндевелое сознанье
дошло до мирового дна.
И ледяное пониманье
свело людей совсем с ума.

Шкварчащий мир солёным салом,
сегодня прикормил синиц.
И мировое покрывало
закрыло ясность добрых лиц.

Ползёт вражда змеёй коварной
к опустошению земли.
Порабащённый червь товарный
считает к циферкам нули.

Кряхтящий век изъеден молью
до основания сукна.
Всю правду смазав канифолью
до скрипа здравого ума.
 
Начну с эпитетов, ибо название стихотворения говорит само за себя: автор поставил себе задачу найти точные и запоминающиеся характеристики времени, в котором он живёт. Нашёл ли? Я ответила, да. Вот же они:
Заиндевелое сознанье, шкварчащий мир - очень интересная находка! Червь товарный, кряхтящий век, скрип ума.
Всё они дополняют друг друга, подчёркивают авторскую мысль, и работают над созданием и поддержанием общей напряжённой атмосферы стихотворения.

Хочу отметить ещё одно стихотворение, не вошедшее в лонг. Это стихотворение Николая Юрьевича Юрьева "Жёлто-зелёное", живое и (само)ироничное, в котором автор нашёл немало интересных эпитетов и дал вторую жизнь эпитетам давно известным. Было бы в лонге - было бы в моём шорте.