Статья по наставничеству

Танзима Жаркова
Статья по наставничеству
в Изостудии «Волшебная кисточка»
модель изучения: «Обучающийся (наставник) – обучающийся (наставляемый)».

Введение
Согласно национальному проекту «Образование», который был утвержден в 2018 году президентом Российской Федерации Путиным В.В., к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества.
Основными моделями наставничества являются:
; Обучающийся – обучающийся
; Педагог - педагог
; Работодатель - студент
; Работодатель – обучающийся.
Мне как руководителю, педагогу Изостудии «Волшебная кисточка» наиболее интересной показалась модель «Обучающийся (наставник) – обучающийся (наставляемый)»
Цель:
1) Положительный эмоциональный контакт между наставником (обучающимся старшего уровня) и наставляемым (обучающимся младшего уровня первого или второго года обучения), опыт передачи своих знаний от одного - другому.
2) Создание в Изостудии «Волшебная кисточка» условий для профессионального роста обучающихся, которые должны привести к снижению проблем адаптации и более яркого творческого развития.
В изостудии «Волшебная кисточка»
в данный момент есть несколько наставнических пар
«Обучающийся - обучающийся»:
 1) Обучающийся (наставник из старшего уровня) Ромашина Лиза 11 лет (победитель городского конкурса 2022г. «Мир глазами детей») и наставляемая младшего уровня первого года обучения – Терентьева Василиса 6 лет (победитель районного конкурса 2022г. «Мир глазами детей», районного конкурса «Материнская слава» 2022г.)
              Наставничество осуществляется на совмещенных общих занятиях по субботам согласно утвержденного расписания в Изостудии «Волшебная кисточка» МБУ ДО ДДТ Нижегородского района по адресу: г.Н.Новгород, ул.Ильинская дом 68а, каб.3
На мой взгляд, как педагога изостудии, наставник и наставляемый объединены общей целью – развитие  наставника, как учителя (Нина Назарова проводила мастер – класс и было видно, какое она испытывает от этого процесса удовольствие), и развитие наставляемого, как ученика в общих основных элементах изо. Все проходит под моим контролем.
Вторая совмещенная пара:
Наставники старшего уровня Назарова Нина 10 лет и Кузнецова Вероника 10 лет и наставляемые младшего уровня первого года обучения Гордеева Катя 7 лет и Гордеева Даша 6 лет.
В помощь юным наставникам, мною, как педагогом были подобраны методические материалы по выбранному нами направлению, такие как, справочная литература (книги), мультимедийные технологии (видео-ролики), методический наглядный материал (наброски, рисунки, схемы).
В наставники мною выбраны обучающиеся, которые, кроме практических навыков (базовых) в изо, обладают еще яркой индивидуальностью и развитой рефлексией творческой активной деятельности, и при этом, по моему внутреннему убеждению, наставник уже готов к новому изменению, – «трансформация наставника», что является важным результатом наставничества (достижение цели).
   В своей общей коллективной работе наша команда использует следующие принципы для достижения поставленных задач:
; принцип «феерверка» - что означает, - раскрой себя, все наставляемые уже «звезды» - большие или маленькие, но индивидуальные (главная задача в этом принципе – «сиять»).
; принцип «весов» или «найди себя» - что означает, - твой выбор – твои возможности. Принцип «весов» - это принцип вечного поиска, стремление выработать свою точку зрения к изменению и поиску нового, с последующей соразмерностью между участниками.
; принцип «рейтинга» / он же основной принцип нашей команды «пробуй, планируй, побеждай», что означает, - каждый обучающийся выбирает свой путь по своим силам на общих конкурсных площадках, которые часто проводятся в общеобразовательном учреждении – МБУ ДО «ДДТ Нижегородского района», подтверждается документами за участие или дипломами - наградами.
; принцип «успеха» - создай шедевр, прими участие в он-лайн или «живой» выставке, подтверждается документами за участие или дипломами - наградами.
; принцип равноправия – наставник и наставляемый – равноправные партнеры и пользуются одинаковыми условиями и материалами.
Третья пара: наставник старшего уровня – Бунтова Настя 14 лет (победитель районного конкурса «Материнская слава» 2022г.)и наставляемая – Кузнецова Таня 7 лет – обучающаяся младшего уровня второго года обучения (активный участник выставок и конкурсов).
Давайте, рассмотрим процесс наставничества как общение и движение между двумя людьми, партнерами, обучающимися. Хочу подчеркнуть, как координатор, педагог над изучаемой в данной среде, моделью наставничества, наставник  берет на себя определенную ответственность над наставляемым в части раскрытия его способностей и талантов. Процесс трансформации и развития раскрывается на территории общей трудовой деятельности в области изобразительного искусства. Но есть вопросы, которые еще не раскрыты мной: Из чего состоит «секрет движения» между наставником и наставляемым? В какой момент достигается наставляемый уровня наставника? Может ли наставляемый «обойти» наставника? Для ответа на эти вопросы, нужно использовать описанные в данной статье принципы.
       Подводя итоги, хочу сообщить, что на занятиях нашей дружной команды, во время программы «Наставничества», мы с ребятами разрабатываем и создаем картотеку определенных шаблонов в виде игры, которую мы используем в реализации данной модели наставничества. Но это уже «наш секрет».