Балет Жизель Адольфа Адана. О нём

Ольга Сысуева
на фото иллюстрация Гюстава Доре - капитан Фракасс.


«Жизель, или Вили;сы» (фр. Giselle, ou les Wilis) — «фантастический балет» в двух актах композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. Хореография Жана Коралли с участием Жюля Перро, декорации Пьера Сисери, костюмы Поля Лормье.

Премьера состоялась 28 июня 1841 года в театре Королевской академии музыки, на сцене Опера Ле Пелетье (Париж). Главные партии исполнили Карлотта Гризи (Жизель), Жюль Перро (граф Альберт), Адель Дюмилатр[en] (Мирта) и м-м Ролан (Берта).

В основе произведения «Жизель» Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах - погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы.

Но насколько я поняла, эту легенду сочинил либреттист Теофиль Готье.

Я в школе зачитывалась его романом Капитан Фракасс,


Роман Теофиля Готье Капитан Фракасс основан на знаменитой саге Александра Дюма-отца о трёх мушкетёрах и Бэкингеме, но только без мушкетёров и Бэкингема.

Фантазия Теофиля Готье на тему Людовика XIII.

Кстати, я мушкетёров спокойно слушаю на французском.


  Царствование Людовика XIII. Юный барон де Сигоньяк, представитель древнего, но захудалого гасконского рода, проживает в полуразрушенном замке предков, расположенном в окрестностях Дакса. Бедность и одиночество он коротает со своим преданным слугой, отставным солдатом-баском Пьером, обучающим своего господина фехтованию, а также старым охотничьим псом Миро и чёрным котом Вельзевулом. В дождливый осенний вечер в замке останавливается на ночлег труппа бродячих артистов. Актёры предлагают барону отправиться в Париж в поисках друзей его семьи. Он влюбляется в актрису Изабеллу и решает последовать с комедиантами в столицу.

В придорожной харчевне «Голубое солнце» актёры знакомятся с местным щёголем маркизом де Брюйером, человеком ветреным, но добросердечным, который приглашает их дать представление в своём замке. Изабелла же встречает там юную Чикиту — бродяжку, шпионящую на местного грабителя Агостена, который устраивает на пути в замок комедиантам неудачную засаду. После успешной постановки в замке Брюйер пьесы «Бахвальство капитана Матамора», маркиз увлекается субреткой Зербиной, в то время как супруга его кладёт глаз на юного актёра Леандра, отправившего ей любовное послание, перехваченное предусмотрительным супругом. Жеманница Зербина получает от хозяина замка заслуженные знаки внимания, в то время как Леандру приходится отведать палок от его слуг.


Русских читателей, вероятней всего, заинтересует то, что Теофиль Готье оставил путешествие о России, где, вероятней всего, им была узнана невероятная легенда о виллисах - девушках, которые умерли от несчастной любви.


Просто мне надоела правда Карина Мещерова - её все поняли, и просьба девушку пользоваться исключительно своими на работками.

В балете «Жизель» много символов.

Само происхождение имени Жизель идет от германского слова «gisil», что означает «заклад», «залог». Скрещенные на груди  руки у Жизели на геральдическом языке средних веков означали «верность».

Во втором акте сам рисунок танца символичен: диагонали вилис — карающие, острые, будто повторение пронизывающей шпаги Альберта из первого акта; бег по кругу, словно вечность; и, конечно, крест, в который выстраиваются танцовщицы — рисунок, утерянный в XX веке и недавно вернувшийся на сцену Большого театра.

Цветы. В первом действии это ромашка. Простой полевой цветок, на котором гадает Жизель. И она сама как ромашка — естественная и очаровательная. Мы вслед за Альбертом удивляемся наивности Жизели, которая верит в подобное гадание. Но эта искренняя вера оказывается губительной.

Альберт приходит ночью на кладбище с букетом лилий. Есть несколько значений этого названия. Среди них «ночь» или «темнота», а также «ночная тишь». С букетом этих же цветов Жизель склоняется в мольбе перед Миртой, будто просит ее даровать эту ночную тишину. На голове у самой Повелительницы Вилис венок из цветов мирта — символа тишины, мира и наслаждения. В эпоху Возрождения вечнозеленый мирт также символизировал вечную любовь.

XIX век в музыке — это еще и торжество вальса. - цитируется по журнал La Person, правда почему там автор не указан - мне неизвестно.

ЖИЗЕЛЬ ПРОЧНО ВОШЛА В ТЕАТРАЛЬНУЮ И КИНОКУЛЬТУРУ - ЗА ЧТО-ТО,  в общем лично моё мнение - понравилась и прижилась в кинокультуре.


ФИЛЬМЫ И СПЕКТАКЛИ ПРО ЖИЗЕЛЬ
 
Красная Жизель» Борис Эйфман создал на собранную музыку произведений Чайковского


ИМПЕРИЯ ПОД УДАРОМ, Жизель играет Изле Лиеппа, хотя кто-то и скажет что увидел в танцующей Жизели Диану Вишнёву, но я точно сказать не могу - врать не буду.


Всё-таки воронежские и лискинские театралы во многом сейчас находятся под магнетическим влиянием худ. рука оперного Театра Александра Литягина - и я здесь не могу отличить ЗНАНИЕ БАЛЕТА от ФАНАТИЗМА ПО АЛЕКСАНДРУ ЛИТЯГИНУ.

Да он выступал на телевидении с Дианой Вишнёвой, но всё-таки это не точно.

Меня просто в этой истории всегда интересовал томный АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СЕРЕБРЯКОВ (БОРИС ВИКТОРОВИЧ САВИНКОВ)-  а он, кстати и поёт и танцует - просто концерта Алексею Серебрякову я желаю, но, к сожалению, не было


ТАНЦУЮЩИЕ ПРИЗРАКИ, тоже с участием моего любимца Алексея Валерьевича Серебрякова


КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ - про балерину Ольгу Спесивцеву один из самых грустных сериалов того времени,

просто на деле - когда некоторые неосторожно делают рерайт с меня - это ж всем очевидно.

У меня нормальный стиль в литературе - и Ольга Будина - это явный подкос под мои исследования про Алексея Валерьевича Серебрякова.

Обожаю и люблю творчество роскошного киноартиста страны Алексея Валерьевича Серебрякова.