Лялины горы

Сергей Карпеев 3
Авторская статья, написанная на основе легенд и преданий  Нижегородской области 
*********** **** ****** ********** ***** ****** ************ ******* ********* **********
   
 
Лялины горы (также есть название -  урочище Лялинское) расположено на левом берегу реки Ветлуги в Варнавинском районе Нижегородской области. Это место вполне можно внести в реестр памятников природы НГО – настолько оно красивое и раздольное, также Лялины горы – историческое место Поветлужья, про которое сложено множество легенд и преданий.
 
Лялины горы находятся около места впадению в Ветлугу маленькой речки – Ляленка, которая получила имя от Лялинского урочища. У местных жителей до сих пор сохранились легенды про разбойника Лялю, который становался на этой горе может пятьсот, а может быть, четыреста лет назад.
Происхождение прозвища «Ляля» - имя у разбойника было другое – имеет много версий, при этом среди разбойников и «вольных людей» имя это довольно часто встречается. Под одной версии произошло оно от устаревшего названия курительной трубки: люля, люлька, которое обычно использовали казаки. Также по преданиям известно, что прозвище «Ляля или Люля» давали детям-подкидышам, которых в люльке подбрасывали к чужому жилью.
По другой легенде «Ляля» - произошло от имени славянского божка любви – Лель (Леля), мол, был этот разбойник красив собой, и охоч до бабьего племени – вот поэтому его так и прозвали.
 
По народным побаскам известна и предыстория Ляли, бежал он сюда с малым отрядом после поражения войска атамана Ильи Долгополова (принимал участие в восстании Степана Разина). Тут, в Поветлужье, был глухой таежный край, где легко было укрыться от царских войск. Одновременно тут проходила оживленная водная магистраль – река Ветлуга, где можно было грабить суда богатых купцов, или брать мзду за безопасный проход.
 Лялина гора также может считаться геологическим объектом, так как на её склонах и разрезах можно увидеть геологическое прошлое Ветлужского края. Эта гора образовалась в результате подмыва рекой Ветлугой моренной гряды, оставшейся здесь от эпохи последнего крупного оледенения (так называемое, Днепровское оледенение в Четвертичном периоде Кайнозойской эры), это примерно 200 тысяч лет назад, что по геологическим меркам совсем недавно. Моренная гряда или морена – это различные породы, принесенные сюда ледником: от валунов и обломков до глины, мергеля и песка.
Лялина гора находится на левом берегу Ветлуги около селения Камешник (тут раньше был лесосплавной участок и речная пристань).
Изучали эти места и нижегородские археологи, которые нашли тут следы и остатки черемисского поселения, много веков назад на этом месте жили марийские племена, которые отличаются погребальным обрядом, орудиями труда, украшениями и прочими находками.
 
Вернемся к разбойнику Ляле: историкам удалось установить, что многие легенды имеют настоящее обоснование – осенью 1670 года в этих краях появился разинский отряд. Его атаман достаточно легко увлек крестьян на погромы барских усадеб и их приказчиков. Управляли «разинцами» атаман Илья Пономарев-Долгополов и черемисский пристав Мирон Мумарин. В отряд входили: два разинских есаула (из казаков), 5 казанских ямщиков, десяток посадских людей из города Козьмодемьянска и более тридцати черемис (марийцев). Из воскресенских вотчин бояр Собакиных в отряд вступило свыше сотни крепостных крестьян.
Этот разинский отряд вполне открыто брал деревни и села, чинил расправу и народный суд над жестокими помещиками или их приказчиками, кого-то убивали, кого-то просто отстраняли от дел, помещичье добро отходило войску или атаману. Местные крестьяне сами на сходках выбирали себе старосту общины.
Однако царские войска после захвата города Козьмодемьянска послали в эти края усиленный отряд (около пятисот стрельцов) с целью подавить народное восстание в Поветлужье (отряд воеводы Василия Нарбекова). Восставших было около восьмисот человек, но против регулярной армии они сражаться не могли. Их по частям разгромили и рассеяли по ветлужским и унженским лесам. Более двадцати основных зачинщиков были повешены, также много восставших прилюдно пороли, потом клеймили и сослали на каторгу.
 
Именно после разгрома восстания Степана Разина появился в местных лесах разбойник Ляля со своей ватагой, отсиделся он в глухомани до ухода царских отрядов, а потом стал промышлять на Ветлуги «лихим ремеслом». Место тут и впрямь было удачное: по Ветлуге шли караваны купеческих судов, а в зимнее время недалеко от этих мест шёл торговый тракт из Нижнего Новгорода на Кострому. Купцы уже прознали про грозного атамана, и, как правило, старались договориться с разбойниками, чтобы не потерять все добро, а то и саму жизнь. Торговые суда вставали на причал в Камешнике, знающие люди передавали атаману денежный (или иной) выкуп, и суда беспрепятственно проходили мимо Лялиной горы. Такой вариант устраивал обе стороны, а тех, кто отказывался платить – грабили прямо по середине реки.
Ляля, по преданиям, никого не убивал, хотя держал в страхе не только местных богачей, но и удальцов своей банды. Он был резким и властным, не терпел неподчинения. Предание так рисует его портрет: «Это был широкоплечий, мускулистый мужик среднего роста; лицо загорелое, грубое; глаза черные под кустистыми нахмуренными бровями; волосы темные».
Не раз нападал Ляля со своей ватагой на барские усадьбы и монастыри, так, народное предание описывает разграбление разбойниками монастыря в Ченебечихе. Сперва Ляля не мог взять монастырь, но потом построил через лес большую дорогу, и всей ватагой разом напал на лесную обитель. Монастырь был разграблен, а большой монастырский колокол сбросили в реку Какшу, где он, якобы, лежит до сих пор.
 
Такой разгул и разор святых обителей принудил вновь сюда прийти царским отрядам, чтобы обложить логово разбойников и взять Лялю живым или мертвым. Однако тайно подобраться к становищу государевы солдаты не смогли. Никогда не обижал Ляля простых людей, случалось, что вступался за них, спасая от барского или чиновничьего произвола, поэтому местный люд поспешил предупредить его об опасности. И перед большой облавой сумел Ляля незаметно сменить разбойничье логово из Сивкового бора на левом берегу Ветлуги на глухое место среди топей и болот. Узнал про это стрелецкий голова, но до морозной зимы пройти войскам туда было невозможно – стал он ждать холодов.
Понял Ляля, что обложили его царевы слуги, как медведя в берлоге, и решил он распустить ватагу, но прежде нужно было награбленное золото и серебро спрятать до поры до времени, так как унести его они были не в силах. Один ватажник из местных жителей для схорону указал на небольшое озерцо в пойме Ветлуги. Сложили разбойники все сокровища в большую дубовую бочку, просмолили как следует, цепь привязали, закрепили ее за пень, а потом бросили в озеро.
 
Вся ватага разбежалась кто куда - до срока условленного, чтобы потом добро достать и разделить поровну. Зимой, как сковало морозцами болотную грязь – подошли туда с разных сторон царские войска, а разбойников уже давно нет. Но и сама ватага уже за своими сокровищами не вернулась, кто в монастырь ушел – грехи замаливать, кто погиб по дороге, кто связался с другими лихими людьми. Так и дожидается Лялин клад своего хозяина, но никому постороннему не дается. А озерцо около Ветлуги народ так и прозвал – Кладовым, мол, скрыт там до будущих времен клад несметный, кто достанет – самым богатым человеком будет.
Много легенд про скрытые сокровища рассказывает местный люд: говорят, что часть золота и серебра была закопана на самой Лялиной горе, наложено было на эти сокровище заклятие аж на триста лет. Этот срок уже прошел, а клада пока никто не сыскал. Много народу хотело попытать своего счастья, много старых и свежих копов есть на самой горе и под горой, да вот того разбойничьего золото так никто и не нашел.
 
По местным легендам трое смельчаков искали бочку с золотом в Кладовом озере, и вот, как наступила полночь - нашли они тот старый пень, на котором была цепь, ведущая в озеро. Тогда стали они втроем тянуть эту цепь, чтобы вытащить бочку, но тут из воды, словно видение, вышел сам разбойник Ляля, и закричал на них страшным громовым голосом. Мужики в страхе разбежась. А когда днем пришли они на тоже место - ни пня, ни цепи найти уже не смогли.