Зима. Кама и рыбак...

Нина Созонова
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку!Добрых и чудесных Вам, пока ещё зимних денёчков!;
Фотографируя очередной рассвет над Камой, заметила на льду одинокую фигуру рыбака, и что-то вдруг всколыхнулось у меня в памяти и заставило задуматься о рыбаках и рыбалке. Признаюсь, я относилась к такому времяпрепровождению немного скептически, но что-то из моих отдельных пазлов в голове сложилось и получился ответ: КТО же такие РЫБАКИ?

Рыбу в нашей семье любят все. Из детских воспоминаний со слов Бабушки, наш Дедушка был «добрым» рыбаком, и баловал свою семью рыбкой, порой вкусно солил и вялил её. В углу кладовки, Бабушка хранила деревянную кадушку для засолки рыбы. Вот говорила, подрастут рыбаки, тогда и пригодится - это она про моих братьев, для которых рыбалка была большим увлекательным занятием в детстве. А пока рыбаки были маленькие, у них и улов тоже был мелким. Чаще их добычей лакомилась кошка, но иногда на уху и даже рыбный пирог хватало. А порой эту мелкую рыбу Мама жарила, да так вкусно, что получать удовольствие от хрустящих плавников и хвостиков не мешала даже костлявость этих рыбок.
Когда мне было лет 7-8, мои братья очень оживлённые пришли с очередной рыбалки, принесли свой улов и попросили Бабушку почистить рыбу. Их восторженные рассказы не смолкали целый день. У одного, воооот такие лещ и окунь сорвались, а у второго, вооот-вооот-вооот такая щука, а ещё какая-то большущая рыбина леску порвала...Разумеется, я наконец-то не выдержала и тоже напросилась с ними на рыбалку, хотя может быть и прочитанная сказка "О рыбаке и золотой рыбке" А.Пушкина сыграла роль.
Бабушку моё желание видимо обрадовало:
- Ну придётся подготовить кадушку, с твоей помощью точно улов «добрым» будет.;
Польщённая её словами, я попросила Бабушку ещё раз показать кадушку, чтобы знать сколько нужно рыбы наловить...И вот ранним утром в полудрёме, плетусь за братьями на берег Камы. Вначале всё было интересно, наживляли червяков, закидывали и закрепляли за коряги и песок удочки, у каждого под надзором по несколько штук. А потом началось...для братьев клёв, а для меня отбивание от комаров, отвлекало только наблюдение за рассеивающимся туманом и разгорающийся рассвет, отражающийся в воде. Да, первая рыбалка меня не особо впечатлила, зато помогла познать этот процесс и встретить самые первые ранние лучики Солнца.

Второе моё наблюдение за рыбалкой состоялось во время поездки в район д.Усть-Чикурья, где комсомольско-молодежная бригада заготавливала сено в качестве шефской помощи для совхозов района. Основная стоянка бригады располагалась на берегу, а учитывая наше бездорожье, проще добираться было по Каме на лодке. В бригаде были молодые парни со всего района и конечно среди них нашлись и рыбаки, которые очень разнообразили меню своей бригады. У ребят были лодки и рыбу они ловили перетягами, донниками и пр. снастями, поэтому улов у них был совсем не детский, как раз для дедушкиной кадушки. Мы подъехали, когда ребята проверяли свои снасти и потом разбирали свой улов, в котором оказались крупные рыбины щуки, судака, леща, окуня, всю мелочь они отпускали обратно в реку. Ребята накормили нас вкуснейшей ухой, ароматов к которой добавлял свежий речной воздух и утопающий зеленью и цветами берег, вот начала об этом писать и сразу слюнки потекли и вспомнила, как сожалела, что поскромничала и отказалась от предложенной добавки... Поездка эта, меня конечно же впечатлила, выехали на рассвете, вернулись уже на закате, в какой-то момент я попросила отключить мотор и немного проплыть по течению в тишине между двумя очаровательными берегами, с одной стороны пологий и песчаный берег, с другой - высокий со свисающими сверху корнями, ветвями и контрастными почвенными разрезами, и за каждым поворотом и изгибом реки новые восхитительные пейзажи.А воздух, воздух то какой, меж двух берегов Камы, тёплым июльским вечером... Вот в нём всё: с обоих сторон доносятся ароматы нашего таёжного леса, наших полевых мёдоносов, землицы нашей и смешиваются легким ветерком с влажностью и свежестью воды. А потом этот ароматный коктейль орошает твоё лицо, вот облизнешь губы и уже наслаждаешься не только ароматом, но и вкусом нашей уральской Природы... Я до этого плавала по Каме на катерах и самоходке, но там столько отвлекающих шумов, поэтому наслаждение от поездки в лодке и тогдашнее чувство единения с Природой отложилось в памяти на долго...

Вот написала про уху и вспомнила одного из знакомых мужа – Ивана из лесного посёлка Луным. Для меня Иван был олицетворением - «уральского характера», такой крепко сложенный, от него так и веяло надёжностью и спокойствием, замечательно простой душевностью и теплотой. К сожалению, я не знакома была с его семьёй, Иван изредка бывал в Гайнах и заглядывал к нам, в те годы выбираться из Луныма можно было только по узкоколейке, а потом ещё и через Каму на пароме. Так вот, Иван привозил нам порой солёную и вяленую рыбу, в том числе вкуснейшего жереха, а ещё по-настоящему «царскую» рыбу - стерлядь. Ах, какая из стерляди вкуснейшая уха - форель и сёмга точно отдыхают;;;. Вот эти две рыбы - стерлядь и жерех, по-моему, самые вкуснейшие из Камских рыб. Не хочется о грустном, но раз вспомнила, не могу не написать, что жизнь Ивана оборвалась, когда он не побоялся защитить соседей и встал на пути вооруженного охотничьим ружьём, пьяного дебошира. Вот так порой уходят молодые хорошие люди…

В позапрошлом году было ещё одно открытие, связанное с рыбалкой.Я познакомилась с замечательными людьми – Джульеттой и Василием. Они приезжают к нам в район из Тюмени отдохнуть и порыбачить. Привозят с собой удочки, палатку и несколько ночей проводят в полном единении с нашей замечательной Природой. Для Василия, это родные места и проживая вдали от них, в душе его теплится любовь к своей малой Родине, его я очень хорошо понимаю, а вот Джульеттой - просто восхитилась. Приезжать в глухую уральскую тайгу - какая отважная женщина;! Хотя наверняка, лучше вот так: Приезжать в прекрасную уральскую лесную сказку – какая удивительно душевная не просто женщина - а мечта рыбака;;;!
Вот увидела из окна одинокого рыбака на льду и все эти картинки сложились. А ведь «добрые» рыбаки - самые счастливые из людей. Счастливые – потому что, они могут позволить себе по нескольку часов, а порой и дней в тишине наслаждаться и напитываться природой, её звуками и напевами, её многоликими красками и красотой, её неповторимыми рассветами и закатами, а удочка она так, для общего фона, ну а если повезёт ещё и ухой подкрепиться…А ещё они наверняка романтики и мечтатели. Вот ведь обязательно, кто-то из этой замечательной плеяды, сидит терпеливо, смотрит на поплавок, размышляет и мечтает поймать свою «золотую» рыбку, чтобы весь Мир сделать счастливее. Что-то и у меня защемило, может собраться как-то и отправиться на «добрую» рыбалку, а вдруг "волшебница рыбка" существует и именно мне повезёт?  А Вы как думаете, друзья, поняла я настоящих «добрых» рыбаков или нет?

Даже скованная холодным льдом
И укрытая белоснежным ковром,
Кама-реченька зимою не спит,
А бежит к Волге-матушке, бежит.

Как же хочется порою реке,
Пробежаться волной налегке,
Только панцирь её ледяной,
Не даёт встряхнуть водой.

Покорилась Кама морозной Зиме,
Так заботится она о живущих в воде,
Чем толще ковёр из снега и льда,
Тем теплей у неё на песках у дна.

Там в глубинных просторах её воды,
Тихо шепчутся караси-окуньки:
-Наверху, у лунки рыбак сидит,
На мормышку нас хочет словить.

Но продрогший рыбак не печалится,
Если рыбка ему не поймается,
День на Каме провёл он вовсе не зря-
Он душою Природы наполнен сполна.