Вальсы Грибоедова для Чёрной розы Тифлиса

Зера Черкесова Новеллы
Вальсы А.Грибоедова, посвященные Чёрной розе Тифлиса Нино Чавчавадзе-Грибоедовой. "Черной розой Тифлиса" Нино называли современники.
 Нино(или Нина) получила европейское образование, будучи дочерью А.Чавчавадзе, государственного деятеля и поэта Грузии. Эти два вальса Грибоедов и посвятил ей.

Иллюстрация.

Иллюстрирую не портретом прекрасной Нино, есть очень хорошие, кисти известных художников, но это для другого раза...Тема этого эссе на стыке музыковедческой и музыкотерапевтической и чуточку мемуарной(на чем я и мы, автор, этих строк, воспитывались) —  всё же не совсем о Нине Чавчавадзе и считаю, такая иллюстрация была бы не вполне уместна. Как и репродукции картин с изображением помпезных  старинных балов, в огромных залах и в нарядах не нашего времени, давно ушедших в прошлое, виденных нами только в кино. А приведу как иллюстрацию к двум камерным и вневременным вальсам Грибоедова — шедевр французского импрессиониста Огюста Ренуара, "Девушки за фортепиано", по-моему, отлично создающий настроение статье  и вашему, читатель, восприятию. Сюжет на картине вечный:девушки и музыка. И они вполне могут разучивать вальсы Грибоедова.

Справка о картине:

«Девушки за фортепьяно» (фр. Jeunes filles au piano) — картина, написанная в 1892 году французским художником Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir, 1841—1919). Принадлежит музею Орсе (инв. RF 755). Размер картины — 116 ; 90 см, размер рамы — 159,5 ; 132 см . Существуют также другие варианты перевода названия этой картины — «Две девушки за фортепьяно», «Девушки у пианино», «Девушки у рояля» и пр.

------------------------


Нас воспитало радио. Давно знаю эти два великолепных вальса Александра Грибоедова, их постоянно просили передать в ежедневом адиоконцерте по заявкам, между 13 и 14 часами в полдень. Первая часть(30 минут)-классика, а вторая часть(30 минут) эстрадная песня. Многие пропускали первую часть, классику, но я ревностно слушала ей, воспитываясь на лучших классических образцах. И даже вела записи в тетрадки и блокноты. зачастую прямо на полях ведшейся тут же тетради по другим предметам, делая уроки и т.д. а потом переписывая в Журнал. Я записывала за диктором названия, композиторов, исполнителей, чтобы закрепить в памяти, я рассматривала это как самообразование, а не только "послушать музыку". Это хорошее совмещение, метод:учить, не уча специально.

Так что весь репертуар так называемой популярной классической музыки знаю очень хорошо. По многу раз переслушивала в радиоконцерте в детстве, отрочестве, ранней юности. Потом радио незаметно стало вытесняться, но я продолжила музыкальное самообразование в др. формах и источниках. Сейчас в интернете.

Я не знаю, заказывают ли эту музыку сейчас, когда бы случайно не включить радио или проходить мимо включенного, то даже песен хороших уже, как правило, не услышишь, чаще какой-то шумовой псевдо-песенный фон; а не то, чтобы классической музыки.

Сейчас я, спустя изрядно времени, в интернете попадаю(в ютьюб, ру ютуб) на эти казалось, полу-забытые произведения, ибо тогда казалось, что это лишь попса в классике, хотелось чего-то сложнее, стать искушённее.
Но сейчас понимаю, что совершенна Простота, когда она достигает какой-то неизведанной точки отсчета.

И вот такие произведения и живут в веках. Так что и полонез Огиньского и К Элизе Бетховена, это не попса, это высокая простота и совершенство. Музыка, которая не придумана "от ума", а рождена "из пламя и света рождённое слово", используя знаменитую лермонотовскую метафору.

Вот эти два вальса Александра Грибоедова, на мой слух, тоже образцы "из пламени и света". Печать блестящего дарования в автора в музыке не менее, чем в литературе.
И эти два грибоедоваских вальса постоянно заказывали в концертах по заявкам радиослушателей. Но я так давно их не слушала... Так что взволнована новой встречей. Прекрасны оба вальса. Но один из них особенно был популярен. Мне кажется, в этом стаккатированном ритме и полётности рондообразной мелодии - что-то от моцартовской стилистики, это звучит несколько камерно-салонно-барочно, в отличие от "Вальса-фантазии" М.Глинки, уже мощного симфонического полотна, лишь написанного в вальсовой темпоритмике.
Впрочем, если бы использовать тему этого вальса Грибоедова, то можно развернуть и симфоническое полотно, это вопрос транскрипции(переложений).

Остается добавить, что посвятил Александр Грибоедова оба вальса своей возлюбленной супруге, дочери грузинского просветителя, дипломата и поэта,— Нине Александровне Чавчавадзе-Грибоедовой, история их любви прекрасна и драматична. Но не будем здесь о грустном, а вернемся к чудесным вальсам.


К сожалению, автор ролика не указала названия произведений. Сделаю это здесь:

Вальсы Грибоедова не имеют каких-либо названий, и потому их традиционно называют Вальс Ля бемоль мажор и Вальс ми минор – пожалуй, самый известный вальс Грибоедова. Есть свидетельства, что еще при жизни драматурга и музыканта этот вальс разошелся во множестве рукописных нот среди друзей и знакомых Грибоедова и постоянно звучал и в московских, и в петербургских гостиных.

Звучал он и в Тифлисе, в исполнении Нины Чавчавадзе-Грибоедовой…
Этими двумя вальсами традиционно открываются постановки пьес "Горе от ума".

Из музыковедческой работы процитирую эти факты:
"Войдя в кружок молодых русских музыкантов - Алябьева, Верстовского и других, — он овладел впоследствии под руководством петербургского профессора гармонии Иоганна Миллера теорией музыки. Не ограничиваясь одним исполнением чужих пьес, Грибоедов по целым часам радовал окружавших своими импровизациями. Может быть, это сыграло свою роль в том, что в нотном виде в истории остались лишь два вальса Грибоедова".

Вот ещё воспоминания о Грибоедове–пианисте. Писатель К.Полевой писал: «Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик».

А вот, что говорил русский драматург П. Каратыгин: «Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно: Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать: Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайди и Вебер были его любимые композиторы».

К сожалению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу. Сохранились лишь два вальса. Условно их можно назвать: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор. Первый из них написан в течение зимы 1823/24 г. Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова, рассказывала: «У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки». Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».

Свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, вероятно, тогда же.

А вот еще любопытный факт. Современники высоко оценили два вальса Грибоедова. А когда композитор М.М. Иванов написал неудачную оперу по сюжету «Горе от ума», то единственным ее украшением был грибоедовский вальс e-moll, исполнявшийся на балу у Фамусова.

Бытование двух вальсов Грибоедова, по признанию музыковедов, идет даже вне связи с именем автора, став "народными"(особенно вальс ми минор, — в такой же мере, как пьеса "Горе от ума" давно разошлась на цитаты, без особой привязки к имени Грибоедова. Например:"А судьи кто?" Или:"Счастливые часов не наблюдают", И также:"И дым Отечества нам сладок и приятен"...Или ироничное:"Как Чацкий, с корабля на бал". И много ещё...

Вообще же, Грибоедов уникальный композитор тем, что будучи всего лишь автором двух вальсов, он прочно вошел в историю русской музыки наравне с русской литературой(хотя, конечно, "Горе от ума" в первом ряду русской литературной классики, в отличие от двух вальсов музыканта-любителя, и тем не менее, они популярны до сих пор.

---------------

Ссылки.

По ссылке в рецензии к эссе привожу ролик, в котором пианистка профессионально и ярко исполнила оба вальса. Но очень хочется как-нибудь и самой попробвать, так что занесла в папку "Мой фортепианный репертуар", который когда-нибудь я начну осваивать. Сейчас стоят более насущные задачи, но прослушивание с этой мотивацией в том числе обостряет восприятие произведений, мысленно проигрывая их и/или пропевая, а можно и танцевать - это всё  же вальсы!

Считаю, что эти вальсы заслуживают быть включенными в список Музыкотерапии, для гармонизации нервной системы и поднятия тонуса и радости.

Считается, что от Грибоедова из музыкальных его сочинений дошли до нас только эти два вальса. Но как знать...Может быть, однажды явятся и другие сочинения. Так, Вивальди и Йоганн-Себастиан Бах были открыты только спустя два века.

Ныне во время Глобальной информационной революции, когда мир массово получил доступ к хранилищам информационного наследия, многое стало открываться...

4 февраля 2023г.


https://www.youtube.com/watch?v=yPYTksTrq08

А. С. Грибоедов.- Вальс ми минор

Очень интересная интерпретация знаменитого вальса ми минор Грибоедова:симфоническая и с колокольчиками! Подобно свиридовскому вальсу.

"С колокольчиками зима. Со скрипками Осень. Струнные (арфа или гусли) сказка. А ещё эту музыку исполняет музыкальная шкатулка (иголочки как арфа)".

А фортепианные исполнения во множестве, но привожу эту ссылку, потому что оба вальса сыграны один за другим, не искать по отдельности, и потому что на мой взгляд сыграно профессионально и ярко.

Приведу также ролик с отрывком из х/ф "Прощание с Петербургом" О Грибоедове. где также звучит вальс ми минор.

И еще упомяну о постановке Малого театра. "Горе от ума", что я некогда видела по ЦТ, и включила бы ныне в список того, что смотреть из театральной и кино-классики.



Ссылки на мои публикации:
--------------------------

http://stihi.ru/2022/03/31/2815
Ссылки моих публикаций по музыкотерапии(работаю над этой темой).

http://stihi.ru/2022/03/25/125
Что планирую посмотреть из драмы в ближ. время(список индвидуальный и все время меняется, пополяется, тут главное правильные принципы:ничего слишком, до утомления, и правильный подбор для образования и исцеления, гармонизации, "чернухи" нам уже хватило...).