стр. 1. декларация живописи

Евгений Захаров 13
(Альбом-коллекция художников и писателей АБВГДейка)

Художник Гюстав Курбе (10.06.1819г.-31.12.1877г.)
Автопортрет с трубкой, холст, масло, стиль: реализм (ок.1849 г.)

                Декларация ЖИВОПИСИ

                Часть первая: Реализм

Страница 1.Забавная история появления в живописи художественного стиля реализм.

     История появления реализма, как отдельного стиля живописи, начинается в середине 19-го века. И, по мнению приверженцев этого стиля, имеет, в отличии от других направлений, не только географически точное место своего появления, но обладает и подлинным именем своего «отца» художника-основателя, и, к особой гордости поклонников, располагает и точной датой и даже временем появления стиля, вплоть до секунды!

     Официальной датой появления стиля реализм является 15 мая 1855 года. В этот день в Париже на площадке Елисейских полей происходило открытие «Всемирной международной выставки трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств», где и был павильон, в котором показывались картины живописцев разных стран и художников Франции.
 
     Вход на выставку был свободным для всех участников, и не содержал никаких моральных запретов или ограничений по возрасту, сословию, либо политическому мировоззрению. Даже для начинающих любителей были организованы ежедневные, свободные, выставочные столы так, чтобы любой ребёнок мог запросто прийти и показать любимые каракули, ради получения «личной минуты» восхищения. Только картины одного французского художника, который был хорошо известен в элите искусства, но к тому времени, из-за резкой неприязни Наполеона III к одной из его картин, около двух лет находился в опале, приёмная комиссия категорически отказала в участии в выставке.

     Имя французского художника Жан Дезире Гюстав Курбе. Он учился рисованию в частных школах, которые тогда называли ателье, потому что в европейской живописи доминировали различные течения эпохи романтизма и понимание изобразительного искусства обществом, во многом исходило из перспективы декоративного украшения интерьера.

     Романтизм накладывал жёсткие ограничения на живопись и юные художники, сидя в закрытых классах, годами обучались рисованию того, чего не существует, но выглядит красиво и нравится публике. Поэтому на картинах романтизма и доминировали мифологические сюжеты, воображаемые пейзажи, наблюдалось практическое отсутствие строгой геометрической формы, а выразительность персонажей художники учились достигать путём игры света и тени, чем делали живопись фантастически красивой, но искусственной и неправдоподобной.
И на ранних картинах Гюстава Курбе ещё сохраняется сильное влияние романтизма, которому он отводит второстепенные роли для оформления бокового пейзажа или общего фона, выводя на передний край обозрения максимально достоверное изображение натуры и предметов, рисуя их такими какие они есть в действительности. И с его картин постепенно исчезают все надуманные детали, искусственные украшения, мифические пейзажи, и прочая атрибутика присущая эмоциональному романтизму. Правдивость ставится им во главу угла, и, со временем, эмоциональная составляющая его картин становится неотъемлемой частью действительности жизни. Пейзажи пишутся им уже не ради фантастической игры красок, как было принято, а ради достоверности.  Персонажи на картинах Гюстава Курбе «получили» те дома, в которых жили; делали то, что умели; и ходили в той одежде, которую могли себе позволить. И также женщины на его картинах могли быть и уставшими, и недовольными, и плохо освещёнными, и даже обладать теми чертами лица и фигуры, которыми их наделила природа?

     Такие «вольности» художника шли вразрез моральному представлению искусствоведов приёмной комиссии о «правильной» живописи. Поэтому, по этическим соображениям, ему и было отказано в участии в выставке.

     Но художник не отчаялся и не стал никого осуждать, а снял неподалеку от выставки деревянный барак и организовал в нём выставку собственных картин, на примерах которых собирался показывать публике особенности личного стиля живописи, названным им – реализм. А, чтобы зрителям было проще разбираться в особенностях его манеры рисования, он напечатал основные характеристики стиля в небольших буклетах с незатейливым названием – Декларация реализма.

     Французское слово: декларация (фр. declaration – заявление) сегодня-слово громкое, и сейчас имеет широкую палитру понимания – от частного заявления до уровня конституции международного права, - а в середине 19-го века зачастую творилась путаница в толковании слов, и, к его современному пониманию, добавлялись ещё и различия в применении слова разными слоями социального общества: где одними декларация понималась исключительно в свете персональных обязанностей для самого заявителя; другими воспринималась в контексте обязательных требований для получателя; третьими виделась перечнем условий для взаимного договора сторон, а четвёртыми понималась на уровне общей характеристики не имеющей никакого личного отношения к нему .
     Я намеренно уделяю внимание смысловому разнообразию той эпохи в понимании слова декларация, с тем, чтобы показать читателю каким было личное отношение художника к такому «громогласному" заявлению. Добавьте к этому, что и для большего населения Европы слово декларация представлялось загадочным и могло не означать ничего, и становится очевидным: что, выпуская буклеты, в качестве осведомительного сопровождения своей выставки, Гюставом Курбе не преследовалась цель гигантского масштаба или мирового переворота в живописи, которое, в итоге, и произошло. И выставка организовывалась им для общества собратьев по кисточке, в кругу которых слово декларация имело узкое хождение и понималось ими как перечень или перечисление сугубо технического содержания, приравниваясь по смыслу к слову экспозиция (фр. Exposition – экспозиция, показ, выставка). Поэтому, вызывающее, официальное, «громогласное» для современного человека выражение «Декларация реализма», человеку 1855 года представлялось, скорее, отстранённым или дополнительным «показом технических моментов или нюансов», что было достаточно приличным, допустимым и весьма скромным, и, главное, не вызывало негативного осуждения, что, для художника, находящегося в опале, являлось важным обстоятельством, почему и было выбрано им.

     15 мая 1855 года, захватив буклеты, Гюстав Курбе явился на открытие международной выставки на Елисейских полях, где и распространил буклеты среди её посетителей. Встретил на выставке своего приятеля, в будущем известного художника-импрессиониста, гения и новатора современной живописи Эдуарда Мане. Художники разговорились, и, по легенде упрочняющей дружбу импрессионизма и реализма, вместе пошли в деревянный барак открывать выставку картин.

     По иронии судьбы деревянное строение, больше напоминающее заброшенный сарай, находилось на одной географической линии с центром Парижа, чем не могла похвастать международная выставка находившееся несколько в стороне. Людям нравятся «красивые» цифры и их «удачные» совпадения – это вселяет человеку уверенность и веру в правильности выбранного им решения, каким бы сомнительным оно не казалось. И хотя физическое расположение деревянного сарая совпадало только с одной из двух «счастливых» координат, но впечатление от увиденного в нём, производило в обществе резонанс такой силы, что «вторая», историческая координата не смогла остаться в стороне. Так, впоследствии, стиль живописи Реализм, получил от поклонников точное место своего появления: в 48 градусов 51 минуту северной широты и 2 градуса 21 минуту восточной долготы – координаты, которые, по иронии судьбы, удивительным образом, являются географическим центром Парижа!

Такая забавная история появления в живописи стиля Реализм. 

продолжение следует...