Красота квантовой физики

Ленивый Критик
https://youtu.be/fULXL6wdO4I
Алексей Михайлович Семихатов (род. 1959) — советский и российский физик и математик, популяризатор науки, научный куратор Политехнического музея.






...


Сама идея ускользает,
Безмолвно прячась в глубине,
А смысл на время исчезает -
И это не понятно мне!

Закон исследуя вселенной,
Учёный видит сквозь стекло
События природы тленной!
Его высокое  чело

Стремится глубже разобраться
С теорией небесных струн -
Нам остаётся восхищаться
Обилием научных гун!


инет
Философская энциклопедия
Гун-обобщение
   

ГУН (кит., буквально—обобщение, а также совмещение, обобществление, генерализация)—термин китайской философии и логики; этимологически восходит к изображению сведенных вместе рук. Гун означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта (“общего имени” — гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (гун) остальные звезды (“Лунь юй”), а ступица—спицы в колесе (“Дао дэ цзин”). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом гун [2] — частичным синонимом и омонимом гун, совмещающим значения “общественный, публичный, альтруистический” и “правительственный, высший, главный”. Термин “гун [2]” играл важную роль в утопических концепциях: “колодезных полей” (цзин тянь — обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), “Великого единения” {Да тун — трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии). В *Чжуан-цзы” вселенская функция гун [2], раскрываемая в понятиях “центра/предела” (цзи) и “предельно большого” числа 10000 (тьмы), приписывается дао.
    Логико-гносеологическое истолкование гун как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит “Сюнь-цзы”, где максимально обобщающее “большое объединяющее имя” (да гун мин, соответствует “большому имение—да мин — в “Мо-цзы”) — “вещь” (у) не является ни универсалией в европейском смысле, т. к. не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием “вещности”. В современном китайском языке иероглиф гун используется, в частности, для передачи понятий “коммунизм” (гунчаньчжуи), “республика” (гунхэго).
    Лит.: Кобзе“ А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, с. 178—209.
    А. И. Кобзев

https://youtu.be/OkppzpP4QTk