Справятся только женские руки

Галина Александровна Романова
Да, представляете: авиационный завод, завод, а "справятся только женские руки". Речь пойдёт об авиационных тормозах и их главном элементе - тормозных дисках. Оказывается, именно при их изготовлении так нужны женские руки. Кому-то это покажется удивительным, а вот моя героиня проработала всю жизнь в такой профессии.

Вашему вниманию - интервью Татьяны Васильевны Асеевой,
начальника отделения порошковых материалов центральной заводской лаборатории для главы "Моё рабочее место" книги "Наш завод. Время. События. Люди":

– Начала я работать на БЛМЗ лаборантом 5 разряда спектрального анализа в 1967 году, по направлению от завода окончила в 1979 Московский институт стали и сплавов (МИСиС), квалификация: инженер-металлург, специальность: физико-химические исследования металлургических процессов. Стала инженером в лаборатории (точнее – отделении) порошковых материалов (металлокерамики) центральной заводской лаборатории отдела главного металлурга, с 1992 г. возглавила подразделение. Имею звание «Ветеран труда». Была много лет членом заводского профсоюзного комитета.

Провела с коллегами ряд опытно-исследовательских работ по новым маркам металлокерамики, снижению трудоёмкости, улучшению условий труды, экономии электроэнергии, внедрению новой техники. Имею рационализаторские предложения. Изучила технологию производства металлокерамических секторов, владею всеми методами испытаний и исследований различных марок металлокерамики и порошковых материалов. Только в 1982 году было выполнено 6 работ, среди них: исследован порошок железно-медной лигатуры и изучена возможности использовать его в производстве фрикционных материалов; установлена возможность замены сернокислого железа на баритовый концентрат в составе металлокерамики  МКВ-50А с целью улучшения условий труда за счёт применения нетоксичного материала; установлена возможность отмены операции довосстановления никелевого порошка марки ПНЭ-1 в случае соответствия его ГОСТ по содержанию кислорода с целью экономии электроэнергии и снижения трудоёмкости.

Мне моя работа всегда была интересна, но рассказать хочу о рабочих профессиях, которые есть в цехе.

Фрикционные (тормозные) узлы принадлежат к одним из наиболее важных узлов в машинах. Они входят и в состав взлётно-посадочных устройств воздушных судов – шасси. Без тормозов не остановить такую махину, как самолёт, не выполнить подтормаживание или рулёжку на взлётно-посадочной полосе.

В тормозных устройствах используются фрикционные материалы с высоким коэффициентом трения. На БЛМЗ в 1959 г., впервые в стране, был создан цех металлокерамики, предназначенный как раз для производства изделий из таких материалов методом порошковой металлургии.

Конечно, кроме оборудования, требуются квалифицированные исполнители рабочих профессий – шихтовщики, смесильщики, прессовщики, сборщики, спекальщики и инженерно-технические работники – технологи.

Основная по своей трудоёмкости операция изготовления фрикционных деталей – прессование. Профессия, соответственно называется «прессовщик», точнее – «прессовщик твёрдых сплавов». Традиционно эта профессия является женской, потому что с такой, требующей быстрой точности, работой, справятся только женские руки – аккуратные, ловкие, трудолюбивые. Вначале необходимо отмерить навеску прессуемого материала на специальном дозирующем устройстве. Затем навеска засыпается в матрицу пресс-формы. А далее работа схожа с работой оператора: нажимать нужные кнопки на пятипозиционном прессе. Нажал – пресс-форма передвигается для прессования. Нажал – плунжер опускается, подаётся технологическое давление прессования. Нажал – и выходит готовая прессовка…
 
Здесь очень хочется вспомнить тех наших ветеранов, кто отработал в цехе не одно десятилетие. В их числе – Любовь Борисовна Щеголяева, Вера Алексеевна Сизикова. Подошло время, и по очереди они ушли на заслуженный – в полном смысле этого слова! – отдых. Производительность у них была поразительной! При этом, как начальник лаборатории, которому довелось проверить многие тысячи фрикционных деталей, знаю, что у этих работниц брака практически не было. С современных позиций может показаться, что нет ничего интересного в этой монотонной напряжённой работе. А им, нашим ветеранам, эта работа нравилась. Здесь важно в первые два-три месяца втянуться в неё, привыкнуть к цеховой атмосфере, к звуку работающих машин, влиться в рабочий сложившийся коллектив. Хотя это звучит пафосно, но нужно и осознать важности этой работы в масштабах страны. Представьте, что в каждом самолёте есть и ваш труд. Вы как бы и частицу себя отправляете в полёт!

Сейчас объём заказов возрастает. Нужны люди! Мы не можем не выполнить те производственные планы, которые нам даются, потому что это государственного уровня задача. Время настало опять поднимать производство и престиж именно рабочих профессий. Без этого с нашей страной считаться не будут, не выдержим мы мировой конкуренции. Наставником для новых работников будет мастер Надежда Ивановна Седых. Она сама не один год работала прессовщицей и, конечно, поможет во всём, поделится своим опытом. Не один год этим производством руководит Александр Фёдорович Борисенко, досконально знающий все технические тонкости.

Хочу заметить, что производственники – народ разносторонний. Знаю, что кто-то из женщин увлекается садоводством, цветоводством, кто-то книги читает в свободное время, у кого-то любимый телеканал – «Культура». Сама я люблю в театр сходить, книжные новинки почитать, выставки в картинных галереях посещаю. Так что производство не все силы отнимает, как думают некоторые.