Из инженеров настоящего - в инженеры будущего

Галина Александровна Романова
Из раздела "Моё рабочее место" книги "Наш завод. Время. События. Люди". Молодой специалист - о молодежной политике, о дефиците кадров в промышленности.
 
Александр Алёхин,
26 лет, начальник отдела новых технологий и оборудования:

– О моём рабочем месте можно рассказать много интересного, но хочу поделиться впечатлениями о ярком событии, которое состоялось недавно.

Предложение принять участие в VII Международном молодёжном промышленном форуме «Инженеры будущего – 2018» поступило на БЛМЗ в середине марта от Союза машиностроителей России, в котором состоит наш завод. Этот проект Союза оценивается как один из самых значимых в сфере молодёжной политики. На форум приглашались молодые специалисты предприятий в возрасте от 20 до 35 лет. Местом его проведения стала в этом году Ульяновская область, берег Волги, где на 10 дней с 10 по 21 июля собрались молодые инженеры со всей страны. Генеральный директор ОАО «БЛМЗ» Никогос Окроян доверил честь представлять завод мне. Организационные затраты и содержание участников оплатил Союз машиностроителей России, а транспортные расходы – завод по приказу на мою командировку.

«Инженеры будущего» – прекрасное мероприятие для получения новых знаний, знакомств и ощущений. Данное событие даёт возможность попробовать свои силы в самых различных видах деятельности. Форум проводится с 2011 года, за это время в нём приняли участие около 12 000 молодых специалистов, учёных, аспирантов и студентов. Его участниками стали молодые инженеры из 400 промышленных компаний и 85 вузов из 60 регионов Российской Федерации. Много было зарубежных участников. Программа форума включала в себя обучение, деловую, спортивную и культурно-массовую составляющие.

На форуме было заметно, как сильна на некоторых предприятиях молодёжная политика и борьба за лояльность работников. Молодых специалистов систематически группами отправляют не только на образовательные мероприятия, но и на отдых на море. В настоящее время популярен и так называемый «Team building». Это организация коллективной деятельности в неформальной атмосфере, направленной на формирование навыков командной работы и создание командного духа. Это могут быть и спортивные мероприятия, и квесты, и творческие, интеллектуальные, тематические игры.

Мне были интересны современные тенденции в методологии проектной работы и организации производства. Прошёл обучение на соответствующем факультете. Выступал от холдинга «Технодинамика», в который входит порядка 30 крупных предприятий, в том числе и БЛМЗ. Выступая и участвуя в деловых и образовательных программах, я всегда называл себя представителем ОАО «БЛМЗ». В следующий раз делегатам завода надо обязательно взять флаг и прочую корпоративную атрибутику.

Для нас провели ряд экскурсий на предприятия региона. Среди них, кстати, были и наши партнёры. Мы побывали, например, на Авиастар-СП, БЛМЗ поставляет туда титановые отливки. Увидели, как в настоящее время производят самые большие самолёты на территории РФ: Ил-76, Ил-78, Ан-124 «Руслан», Ту-204. Наш завод делает, например, колёса для Ил-76МД. Авиастар-СП учувствует и в кооперации по производству МC-21, SSJ100. На этом предприятии, например, уже внедрены или активно внедряются инструменты бережливого производства:
– максимальная визуализация деятельности (доски с планами, предложениями, результатами, сведения о безопасности, стандартах качества, инфографика и т.д.);
– картирование (графическое представление порядка исполнения операций и использования оборудования);
– поощрение рационализаторской деятельности.

За дни форума у меня появилось много знакомых, работающих по смежным направлениям. Дружеские отношения сохранились и после форума, уже были встречи с участниками вне Ульяновска, в Москве. Практическую полезность данных связей покажет время.

Как оказалось, молодёжи в промышленности очень много, в основном это были конструкторы, проектировщики, электронщики, программисты. Ребята все инициативные, коммуникабельные и доброжелательные и, конечно, стремящиеся к карьерному росту. Они превращаются из инженеров будущего в инженеров настоящего.

В рамках деловой программы был поднят вопрос о работе технических специалистов не по специальности в сферах, где зарплаты выше и есть возможность проявить себя в большей степени, нежели на заводе. Выступая, генеральный директор Госкорпорации «Ростех», президент Союза машиностроителей России Сергей Чемезов отметил, что в недавнем времени промышленности сложно было конкурировать по уровню оплаты труда из-за высокой конкуренции с финансовым и коммерческим сектором. Он пояснил, что при значительных инвестициях в производство оно оставалось не самым эффективным, оттого и зарплаты были такими. В настоящее время наблюдается стабильная динамика роста как инвестиций в производство, так и эффективности промышленных предприятий, а, соответственно, и оплаты труда специалистов. В условиях проведения политики импортозамещения реальный сектор экономики станет одним из самых выгодных видов деятельности.

Выступавшие руководители просили не бояться своих суперсовременных идей и реализовывать их на своих предприятиях. «Поле для реализации талантов молодёжи в России сейчас такое, какого нет нигде в мире. Для того чтобы проявить себя, сейчас созданы все условия», – это слова первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенёва.

На форуме действовали различные образовательные программы. На моём факультете программа делилась на теорию и практику. Если в двух словах, то нам представляли современную концепцию создания новых, высокотехнологичных продуктов. На практических занятиях мы поделились на команды «финишеров» (основные разработчики продукта) и «кооперантов» (центры компетенции). Финишеры разрабатывали высокотехнологический продукт, а кооперанты предлагали свои услуги согласно своей компетенции. Наша команда работала над «Мультифункциональным самолётом-нырятором». Этот аппарат по задумке разработчиков должен был вести радиоэлектронную борьбу, находясь на дне океана без экипажа. Мы разрабатывали концепцию системы дистанционного управления транспортным средством. До создания прототипа, конечно, дело не дошло, ведь форум длился всего 10 дней, но мы сделали бизнес-план, дорожную карту, техническое задание и презентацию, с которой уверенно защитили данный проект перед комиссией, состоявшей из глав промышленных предприятий, учебных заведений и общественных деятелей.

Были и сопутствующие программы, например, спортивные. Я даже стал победителем в кроссфите. Это популярное современное спортивное направление, в основе которого лежат интервальные тренировки высокой интенсивности с рядом выполняемых упражнений. Моему результату помогло то, что я с детства занимался различными видами спорта, считаю, что это должно быть неотъемлемой частью жизни каждого человека. Помимо неоспоримого оздоравливающего эффекта занятие спортом – это своего рода тренировка своего сознания для всех остальных побед в других сферах жизни. В спорте очень наглядно показаны основные действия, которые необходимо совершать для получения желаемых результатов. Если хочешь одерживать победы, необходимо планомерно, день за днём трудиться, преодолевать себя, развивать себя по всем необходимым направлениям. Те же самые принципы, что и в жизни. Не зря говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».

Знаю, что в советские годы на заводе была целая разветвлённая спортивная структура для работников завода. Об этом и в экспозиции музея рассказывается. В последнее время была организована команда по мини-футболу, завод начал участвовать в городских спартакиадах. Это очень правильно по моему мнению. Необходимо учитывать, что поколение Y (те, кто родился в 1981 году и позже) в настоящее время становится основным игроком на рынке труда, оно более озабочено своим здоровьем, больше и занимается спортом, чем поколение Х (родившиеся до1981 года). Да и вообще, сегодня тематика здорового образа жизни очень популярна. Считаю, что развитие спорта будет отличным дополнением к комплексу нематериального стимулирования на нашем предприятии. Есть множество идей на этот счёт, можно было бы сделать свой спортивный зал либо обеспечить оплату спортивных занятий сотрудников на стороне, также здорово было бы проводить соревнования между работниками и выступать на муниципальных и региональных спартакиадах.

Есть у меня ряд предложений по формам объединения молодёжи на БЛМЗ. Думаю, обязательно нужно создать (или возродить) организованную корпоративную работу вне зависимости от возраста. Можно будет проводить интересные мероприятия, выходящие за границы нашего рабочего места. Об этом стоит задуматься и поговорить отдельно.

Конечно, моё рабочее место в первую очередь связано с производством, с новой должностью начальника отдела новых технологий и оборудования. На ней тоже много планов и уже начатых работ. К ней я пришёл, окончив с отличием Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов» по специальности – металлургия (2015), менеджмент (2016), поработав на БЛМЗ инженером-технологом цеха производства титанового литья (2015), заместителем главного металлурга (2016), главным металлургом (2017). Хочется как инженеру настоящего заниматься будущим.