18. Конкурс Анжамбеман

Чалиева Елена
Здравствуйте, дорогие друзья, авторы и гости Стихиры!


С вами Елена Чалиева.

Конкурс я вам приготовила не очень простой, на поэтическую технику, посвящённый интересному приёму, который называется «анжамбеман».

Так что это такое? Немного теории.

Одним из требований к стихотворению в классической силлабо-тонической поэзии была строфическая замкнутость. В рамках одной строфы должна была раскрываться одна мысль, фразу нельзя было обрывать на одной строке и продолжать в другой. Но со временем, в период романтизма и последующие, от этого правила стали отходить и допускать переносы. Это явление получило название анжамбеман и стало очень распространённым.
Термин «анжамбеман» происходит от французского слова «enjambement», которое образовано от глагола «enjamber», что переводится как «перешагнуть». Согласно определению из Исторического словаря галлицизмов русского языка, анжамбеман (иногда встречается «анжамбман») – это перенос в стихотворении, возникающий из-за несовпадения метрического членения с синтаксическим. При чтении такого стиха разрыв обязательно отмечается цезурой (паузой), без неё строки теряют ритмическую выразительность.

В классической теории стихосложения выделяется три вида анжамбемана:

• «сброс» (rejet), при котором фраза завершается в начале следующей строки;
• «наброс» (contre-rejet) – начало предложения локализуется в конце предыдущего стиха;
• «двойной бросок» (double-rejet), при котором предложение начинается в середине одного стиха и завершается в середине следующего.

Анжамбеманы в поэтическом тексте выполняют важную функцию. Они позволяют с помощью интонации выделить существенные образы. Если переносов много, то такое стихотворение приобретает особый ритм, напоминает прозаическое произведение. Иногда, например, когда от основной фразы отрывается предлог или отрицательная частица, анжамбеман позволяет придать речи непредсказуемость, создать неожиданный сюжетный поворот. Это оригинальное художественное средство продолжает пользоваться популярностью и среди современных авторов.

Примеров использования приёма множество, и их легко найти в поисковиках. Я приведу М. Цветаеву:

Мне всё равно, каких среди
Лиц – ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно…
«Тоска по родине! Давно…», М. И. Цветаева.


Помимо разрыва между частями предложения существуют также внутрисловные анжамбеманы, при которых одна часть слова от другой отделяется цезурой и переносится на другую строку. Такие переносы характерны для поэзии XX – XXI вв.

Лично я считаю внутрисловный анжамбеман сложным, но очень выразительным средством современной поэзии. Что же он даёт стихотворению? Удачный анжамбеман вносит в стихотворение новые образы. Вот пример - стихотворение Веры Павловой, которую считаю великим мастером минимализма в поэзии (умеет Вера из восьми поэтических строк выжать максимум смысла):

Месяц в облако нырнул,
затаил дыханье ЦУП.
Мыс Канаверал. Байконур.
Пламя выплюнув из труб,
в плаванье уходят ле —
тающие корабли,
потому что на Земле
больше неба, чем земли.

Анжамбеман превратил слово «летающие» в два слова, добавив «тающие». Читая, мы видим картинку не только взлетающего космического корабля, но видим, как быстро он тает в небе, исчезая прямо на глазах (если не живьём, то уж по телевизору всем это видеть приходилось). Надеюсь, что вы поняли, в чём фишка: внутрисловный анжамбеман хорош, когда разбивка слова переносом обогащает стихотворение новым смыслом.


Итак, ЗАДАНИЕ КОНКУРСА «АНЖАМБЕМАН»:
Присылайте ранее написанные или новые стихотворения (кроме поэтических переводов), которые содержат красивые анжамбеманы. На это будет обращаться особое внимание при приёме и оценке стихов. ТЕМА СВОБОДНАЯ.
Запреты обычные: нецензурщина, порнография, пошлость, политика и СВО.
Объём текста – не более 40 строк.
От одного автора принимается 1 произведение.

Опять действует опция "Стихотворение другого поэта": каждый автор имеет право представить на конкурс не только одно своё, но и  одно произведение другого автора Стихи.ру с его согласия. Согласие должно быть написано на странице стихотворения в рецензиях.

К участию и голосованию приглашаются все авторы сайта Стихи.ру, зарегистрировавшие свою страницу не позднее 01.07.2022г.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией к этому анонсу конкурса по следующей форме:

- Слова приветствия ведущей и участникам конкурса (не обязательно, но желательно);
- ИМЯ АВТОРА;
- НАЗВАНИЕ стихотворения;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;

Представляя произведение на конкурс, автор может сделать ремарку «Без обсуждения».  В этом случае в ходе конкурса, в том числе при голосовании, его стихотворение обсуждаться другими авторами не будет.

ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ до 11 марта включительно до 21:00 час или до набора 20 стихотворений.
Голосовать могут ВСЕ АВТОРЫ Стихиры.

В этом конкурсе, так как он на поэтическую технику, уже традиционно
ГОЛОСОВАНИЕ – "народное" с привлечением ЭКСПЕРТА.  БЕЗ ОЦЕНОК и БЕЗ ОБЯЗАЛОВКИ. Один голос – один балл. ГОЛОС ЭКСПЕРТА – 10 баллов. Победители определяются по количеству набранных баллов: баллы, полученные при голосовании (с учётом ПДБ) + голос эксперта 10 баллов.

ПРИЗЫ:
1 место – 2000 стихобаллов;
2 место – 1500 с/б;
3 место – 1000 с/б;
4 место – 500 с/б.

И в качестве бонуса победителю конкурса: победитель включается в список «Избранные авторы» нашей площадки. Все авторы, включенные в список «Избранные», имеют «Право двойного балла» (ПДБ), что означает, что в любом конкурсе при народном голосовании голос «избранного» автора приносит стихотворению не один, а два балла.               

Участие в конкурсе бесплатное. Но если у кого-то из вас вдруг появится противоестественное желание поддержать конкурс стихобаллами, то это можно сделать, перечислив их на логин literkonkurs.))

Друзья, жду ваши стихи с анжамбеманами.

Редактор площадки Елена Чалиева, моя страница – http://stihi.ru/avtor/chalieva.
Картинка из интернета.