Обычаи славян часть2

Евгения Грекова 2
               
                Нравственные устои славян.
                Этическое наследие славян.

                Версия

                По мотивам книг и статей:

 = Михаила Васильевича  Ломоносова (1711-1765)«Древняя Российская истории от начала   российского народа»
 = Ширинского Сергея Сергеевича (1937-2021) "Древняя Русь и славяне".
 = Валентина Дмитриевича Иванова (1902-1975))–  «Русь изначальная»
 = Рыбакова Бориса Александровича (1908-2001) «Язычество древних славян»
            *******************************
Разумное устройство дохристианского общества помогло русам сохранить идентичность. Пройдя многие невзгоды и испытания, славяне были и остались сильной, крепкой нацией, отличающейся высокими моральными качествами.
Говорить  о восточных славянах однозначно, очень сложно. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян разных племён первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

             Занятия восточных славян:

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, обработка даже небольших участков земли  давалась тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее, и в таких условиях,  славяне выращивали  несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лён. На огородах сеяли  репу, свёклу, редьку; садили лук, чеснок, капусту.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремёсел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы, практиковали вендетту – кровную месть за особо тяжкие обиды, нанесенные Роду. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали:  Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия; Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян);  Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня; Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией, а также  и всё, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу их жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, (в былинах, сказах, сказках пословицах и т.д., обычаях, традициях).

                Общественный строй и племенные союзы:

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в неё входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался "полюдьем".

VI век характеризуется объединением славянских племён в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

                Соседи восточных славян:

В первом  тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточно-германские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Племена славян, сформировавшиеся в ранние периоды их истории,- до образования и, в начале  существования, первых славянских государств:
   = Восточнославянские племена:
Кривичи – расселились в верховьях рек Волги и Днепра;
Вятичи – по реке Ока;
Ильменские словене - вокруг озера Ильмень, и по реке Волхов;
Радимичи – по реке Сож;
Древляне – по реке Припять;
Дреговичи – на землях между реками Припять и Березина;
Поляне – по западному берегу Днепра;
Уличи, тиверцы - Юго-Запад Восточно-Европейской равнины;
Северяне – по среднему течению реки Днепр и по реке Десна.
               
                Почитание природы  и встреча праздников:

В дохристианские времена люди чтили природу, справедливо считая её Матерью и кормилицей. Они поклонялись солнцу и просили его согреть их своим теплом. Возвышали воду и просили её подарить им много рыбы для пропитания. Поклонялись небу и просили его  полить землю для хорошего урожая. Чтили матушку Землю и  просили её о щедрости и изобилии. Языческим богам приносились  щедрые жертвы и возносились моления и благодарения; ритуальными танцами старались привлечь их благосклонность.
               
   В праздники у древних славян, не зависимо от тематики и времени года,   налагалось вето на любую тяжёлую работу: нельзя было сеять, косить, пахать,  колоть дрова, строить, мастерить, стирать, рукодельничать.
   В этот день  одеваться полагалось нарядно. Не допускались ссоры, всякая вражда прекращалась; нельзя было жаловаться или приносить дурные вести,  можно было говорить только о радостном и приятном. За нарушение этого правила полагались розги.
   Накануне праздников  избы чисто мелись; готовилось богатое угощение.  На столе у древних славян всегда должен был находиться хлеб и соль, что являлось символом гостеприимства.
               
Еще задолго до новой эры славяне обладали четко выраженным понятием нравственности как основы развития души.

«Сохраняйте душевный свет, вопреки всему, несмотря ни на что. Это тот свет, по которому вас найдут такие же светлые души» - В этом состоит  основное кредо жизни древних славян.
В изложенных в Ведах десяти заповедях арийца  (ариец — последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства), говорится:

 «Мысли, слова и действия дают добрые и злые плоды.
Замысел на чужое, на действие преступное, на неверие - суть грехи мысли;
поношение, ложь, клевета, непригодные речи - суть грехи слова;
овладеть чужим, совершить убийство, прелюбодеяние - суть грехи телесные».

Эти древнейшие на Земле основы нравственности изначальной, единой веры всего человечества славяне сохранили и пронесли через тьму веков, невзирая на всю ложь мира сего. Каждая из этих драгоценных заповедей искрилась в русском языке богатейшей россыпью пословиц и поговорок, переливавшихся чудным светом народной мудрости. Таких мудрейших посланий наших предков великое множество,- приведу лишь некоторые из них:

                Замысел на присвоение чужого:

(Христианская заповедь: «Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома, ни поля его, ни раба его, ни рабыни, ни вола его, ни осла – ничего, что есть у ближнего твоего») -

-  На чужой каравай рот не разевай!
-  За чужим добром не гоняйся с багром!
-  Не надейся, Роман, на чужой карман!
-  Воровское стяжание впрок не пойдёт.
-  Пожалей чужое — Бог даст своё.
 - Свои сухари лучше чужих пирогов.
-  Чужое - не прочно, даже если оно  и большое; а свое — и малое,а больше пользы принесёт, потому что оно  правое.

                Замысел на действие преступное:

- Жить вёртко /лукаво/ — помирать тёрпко.
- Каково житьё, таково и на том свете вытьё.
- Как жил, так и умер. Каково живётся, таково и отрыгнётся.
- Лучше смерть, нежели зол живот.
- Молись, а злых дел берегись!
- Чего в другом не любишь, того и сам не делай!
- Жизнь дана на добрые дела.

                Замысел на неверие:

- От Бога отказаться - к сатане пристать.
- Без веры живёшь на этом свете, а на том не проживёшь.
- Грехи любезны доводят до бездны.
- Бог не выдаст, свинья не съест.
- Плакаться станешь, Бог больше жить заставит.
- Смерть - злым, а добрым - вечная память.
- Про мёртвого не молви худа - Бога обидишь.
- Что Богу угодно, то и пригодно.
- Тот не унывает, кто на Бога уповает.
- Ни хитру, ни горазду, ни убогу, ни богату суда Божьего не  миновать.
- Родится человек на смерть, а умрет - на живот. /на жизнь вечную/.
- Смерть по грехам страшна. Не бойся смерти, бойся грехов! Жить страшнее, чем умереть.
- Сеешь живучи, жнёшь умираючи.
- На сем свете мы в гостях гостим.
- Жив Бог, жива душа моя.

                Замысел на поношение:

 - Других не суди, на себя погляди! Обери сперва с себя репьи. Сам в грязи лежит, а кричит: не брызгай!
- Брань — не смола, а саже сродни: не льнет, так марает.
- Не наше дело попа хаять: на то есть другой поп.
- Кто кого обидит — того Бог ненавидит.
- Обиженная слеза не капнет на землю, а всё на человеческую голову.
- Обиженного обижать - двойной грех. 
- У кого желчь во рту - тому всё горько.
- В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не замечает.

                Замысел на ложь:
- Что лживо, то и гнило.
- И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
- Всякую ложь к себе приложь.
- Не с ветру говорится, что лгать не годится.
- Врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор.
- Правда, что шило в мешке, - не утаишь.
- Делай не ложью,- будет по - Божьи.

                Замысел на    клевету:

(Христианская заповедь: «Не произноси ложного  свидетельства на ближнего своего»):
— Клеветники на том свете раскалённые сковороды лижут.
— Ябедника на том свете за язык вешают.
— Клевета - что уголь: не обожжёт, так замарает.
— Змею обойдёшь, а от клеветы не уйдёшь.
— Лихо тому, кто неправду творит кому.
— Бог любит праведника, а чёрт - ябедника.

                Замысел на непригодные речи:

- Бойся Вышнего, не говори лишнего!
- Во многословии не без пустословия.
- Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.
- Язык мой - враг мой.
- Слово — не нож, а до ножа доводит.

                Замысел на овладение чужим:

                (Христианская заповедь: «Не кради»)-

- Неправдой нажитое впрок не пойдет.
- Нажитое грехом не устроит дом.
- В чужой прудок не кидай неводок!
- И с умом воровать – всё  беды не миновать.
- Украсть - в беду попасть.
- Раз украл - навек вором ославился.
- За свое вступайся, а за чужое не хватайся.

                Замысел на совершение убийства.
                (Христианская заповедь: «Не убий»):

- Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина.
- Убитый молчит, но за него спросится.
- Мёртвый у ворот не стоит, а свое возьмёт.
- По чужую голову идти — свою нести.
- Сгубить легко, да душе каково?

                Замысел на прелюбодеяние.
         (Христианская заповедь – «Не прелюбодействуй»):

- От нашего ребра нам не ждать добра.
- На чужих жен не заглядывайся, а за своею пригляди!
- Жена шаловлива, так мужа бей.
- Чья душа во грехе, та и в ответе.
- Жену выбирай не глазами, а ушами /т.е. по славе/.
- Жена по мужу честна. Доброю женою и муж честен.
- Мать праведна - что ограда каменна.

Все эти десять грехов были выражены и в таком виде:

- ментальные грехи /алчность; зависть; отрицание реальности Творца/;
- словесные грехи /лжесвидетельство; грубые слова; ревнивые речи; ложь/;
- физические грехи /нанесение телесных повреждений; похоть; воровство/.

Изначальный смысл некоторых российских пословиц, к сожалению, был искажен. Примером могут послужить опасные недоговорки известных пословиц:
- Пьяному море - по колено, === а лужа - по уши.
- В здоровом теле - здоровый дух ===  редкая удача.
- Повторенье - мать ученья  === и прибежище для лентяев.
- Кто старое помянет - тому глаз вон, === а кто забудет — тому оба.
- В семье не без урода, === а из-за урода всё не в угоду.
- Тише едешь - дальше будешь, === от того места, куда едешь.
               
               Что  думали о душе  древние славяне.

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она не рождённая, а вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

Сергий Радонежский,  будучи образованным и владеющим тайнами ведической цивилизации, сумел соединить в единое целое учение Христа и то, что на Руси уцелело от прежней ведической культуры. Именно с подачи Сергия Радонежского русское христианство стало называться православным, до него такого названия не было...
                ***************************************

Жили древние славяне               
Как единая семья.
Много грамот берестяных
Сохранила Мать-земля.

Их писали как мужчины,               
Так и женщины  с детьми;
Почитали быт общинный,-
Лозунг их: «Не посрами».

Сверх - богатых нет, ни бедных;               
Славят воинскую честь.
Без привычек жили  вредных,
Не приемля слово «лесть».

…Строили дома большие,-               
Род в полсотни человек.
Верили, что Домовые
Охраняют дом-ковчег.

Все язычниками были,               
В пантеоне – сонм богов.
И их искренне молили
О здоровье всех Родов.

Поклонялись солнцу, небу,               
Матушке земле, воде,
Чтобы - «Год был без ущербу,
А в Роду не быть беде».

Совесть там – в приоритете,               
Жить старались в чистоте.
Процветала и вендетта,-
Нравственность на высоте.   

Сыну нет покоя, если               
Брата смерть не отомстил.
Не имел в семье он веса,
Если "кровника" щадил.

Месть внутри самой общины,               
Также меж чужих племён -
Это был удел мужчины,
Ведь семьи - защитник он.

Но, бывало, уступали               
Чтобы  погасить вражду,-
Брак с «врагами» заключали,
Горю,  подведя черту.

Постепенно изменялись               
И число, и быт Родов,-
Связь с природой сохранялась
Ещё множество веков…

Семьи Рода разрастались,               
И раздельно стали жить.
В племена объединялись –
Легче так врага отбить.

Охраняли князь с дружиной               
Поселенья, города
От врагов, что шли с чужбины,
Словно талая вода.

…Век шестой; теперь союзы               
Создаются. Племя Рось,
На себя приняв «обузу»,
(так издревле повелось),

Племена объединило,               
Что восточными звались.
И, создав большую силу,-
В наше время прорвались…
               
...Было бы наивно думать,               
Что язычество ушло,-      
Стоек лет тех давних  сумрак,-
Христианство в Русь вошло.

Вера новая  всходила               
И внедрялась много лет. 
Кое-где мечом и силой,-               
Стоек наш менталитет;               

...Восхищала их терпимость               
К верованиям чужим,-
С благодушием сравнимо:
«Волей вашей дорожим».

Нас учили предки наши:               
«Не убий», «Не укради»!
«Из греховной не пей чаши»,-
«Честь  свою всегда блюди»;

«Не желай себе чужого»,               
И других «не поноси»,
И до волоса седого
И «отца, и матерь чти».

«За слова твои - с тя – спросят»,-               
Ты  «на ближнего не лги»;
Даже мысли «плодоносят»:
«Ты от Зла всегда беги»…

...Их учения о жизни -               
Поговорок многих суть,-
От рождения до тризны:
«Правды Путь не позабудь»…

...Их ведические знанья               
Уцелели сквозь века,-
Мудрости очарованье
Нас влекут издалека…

Продолжение следует.