Аштавакра-гита, 15-20

Алесь Ромашкин
(Аштавакра-самхита
 
Песнь Аштавакры:
беседа освобождения
Короля Джанаки и Мудреца Аштавакры)

    (фрагмент)
   
   
 ....   

 15
 
Речь Аштавакры: Если человек
с чистым умом достичь способен цели
и даже и не по канонам, то другой
может искать всю жизнь,
оставшись сбитым с толку.

Свобода – безразличие к объектам чувств.
Неволя  –  любовь к чувствам.
Вот – знание.
Теперь живите как хотите.

Насколько осознание творит
из энергичности, ума и красноречья -
глухого, глупого, ленивого, так что
его уж избегают те, чья цель –
хвала иль удовольствие.

Не тело,
 и не владелец тела вы,
ни действующий, ни берущий
последствия тех действий.
Вечно чистое сознанье,
свидетель без потребностей –
живите.

Гнев и желание – ума объекты,
но ум - не вы, и вами не был. Вы –
сознанье неизменное само,
без выбора –
и счАстливо живите.

Себя узнавший во всех существах,
и всех - в себе,
свободный от ответственности,
от забот - счастливый.

Сознание - ваша природа, все миры
в котором слово волны в море. Это – Вы,
так будьте же свободны от волнений.
 
Имейте веру, дорогой, имейте веру.
Не позволяйте в заблужденье впасть.
Вы сами Господин, чья собственность есть знанье,
Вы – вне естественной причинной обусловленности.

Тело,
согласно чувствам, останавливается,
перемещается ли, пребывает. Только Вы –
и не идущий, не пришедший - так зачем
о чем-то беспокоиться?

Пусть тело доживет
ли до конца Времен, иль пусть оно
придет к концу прямо сейчас. Что Вы,
кто состоит из чистого сознанья,
теряете или не теряете?

Позвольте
подняться мировой волне или же пусть
она спадает, с собственной природой
в согласии, – в Вас, в океане.
Ни выгод ни потерь Вам.

Вы - чистое сознание, и мир
не отделен от Вас. Так кто
же должен принимать иль отклонять,
и как, и почему?

Какое может быть рожденье,
ответственность ли, карма в неизменном,
одном сознании бескрайнем, мирном,
которое есть Вы?

Что б Вы ни видели - то это Вы один
в том проявляетесь.
Как могут быть браслеты,
цепочки, украшения другие
отличными от золота, того,
из чего сделаны они, быть?

Различения отставив
как «Это – я», и «я – не это», осознай,
что Все – Я;  будь же безразличен.
Вы существуете один. И кроме Вас
в самсаре никого. И вне самсары.

Что все иллюзия познав, любой
освободится от своих желаний,
лишь чистым восприятием и в мире,
где будто не существовало ничего.

Только одно. Было и есть и будет.
В том океане бытия. Для Вас
нет обусловленности. Нет освобожденья.
Живите счастливо, реализованно.

Свой ум,
как чистое сознание, не надо
тревожить мыслями про «за» и «против».
Будьте в мире
и оставайтесь счастливо в себе
сущностью радости.

Оставьте медитацию, держитесь
в вашем уме за это вот ничто.
Свободны в своей истинной природе,
чего Вам, медитируя, искать?

-16-

Вы можете рассказывать иль слушать
священные писания, но Вы
самодостаточным не будете, пока
не сможете забыть всё.

Можно получать,
как образованный, довольство от богатства,
от деятельности с медитацией, но ум
будет далек от прекращения желаний,
от состоянья вне объектов.

Все страдают
от собственных усилий, и никто
не понимает этого. Лишь следуя ученью,
удачливый спокойствия достигнет.

Удача никому не отдается,
не то что для ленивца, для кого
даже открыть/закрыть глаза –
уже за беспокойство.

Коль ум освобожден от всяких пар
противопоставлений как «я сделал это»/
«я не сделал это», безразличны
богатство, почести, и удовлетворенья чувств
и обретение свободы.

Вот один
воздержан, к чувственности безразличен,
другой же жаден и привязан ней,
но кто свободен от приятья с отреченьем,
тот не бывает ни воздержанным, ни жадным.

Пока желание с недоразборчивости есть,
останется и отвращенье чувств
и привлекательность; вот – корень
и поросль насаждения самсары.
 
Желанье зарождается в привычке,
а отвращение – от воздержания, но мудрый
свободен от всех пар анагонизмов,
самодостаточен, подобен он дитя.

Кто страстен - хочет избежать самсары,
чтоб избежать страдания, но тот
кто беспристрастен  – тот и без страданий,
не чувствует беды он даже здесь.

Гордящийся, пускай освобожденьем, –
иль своим телом, – ощущающий себя
их собственником - не провидец и не мистик.
Он все еще только страдалец.

Даже если Шива,
Вишну иль Брахма были вашим гуру,
пока Вы не забыли это все -
самодостаточным не можете вы быть

Тот, кто доволен, чувства чьи чисты,
и наслаждается он одиночеством,
плод знания и йоги практики обрел.

Не беспокоен, истину познав,
собой одним он полон в целом мире.

Кто удовлетворение в самом себе нашел,
уж ни одно из чувств не удовлетворит
как листья винограда не дадут
радость слону, что любит листья манго.

Трудно найти того, кто не привязан
к вещам, которыми он наслаждался,
кто не желает обладать вещами,
которыми он насладился...

Кто желает
освобождения иль удовольствия -  те оба
в самсаре связаны; великодушный человек,
не тянущийся к удовольству и свободе -
редок действительно.

Лишь благородный ум
свободен от привязки с отвращеньем
к религии, богатству, ощущеньям,
и жизни так же как и смерти.

Вот такой
не чувствует желанья устранить
все это, и не выражает гнев
от продолжения всего - живет счастливо
и независимо от внешних обстоятельств.

Так реализовавший это знанье,
так удовлетворенный, ум освободивший,
живет счастливо, просто наблюдая всё,
слушая слышимое, чувствуя все чувства,
нюхая пахнущее и  воспринимая вкус.
 
Кому самсары океан уж высох -
привязанности или отвращенья нет.
Свободен, пристально глядит, непреднамерен,
незацепляем чувствами никак.

Такое состояние – везде –
годится для освобожденного ума.
Одно – во сне и в бодрствовании,
с открытыми/с закрытыми глазами.

Великолепен всюду и свободен от желаний.
Воспринимается как хладнокровный, чистый сердцем.

Великая душа, освобожденный от стремлений
достичь иль избежать чего-либо - свободен,
пусть наблюдая, говоря, ходя,
слушая, чувствуя, вкушая, обоняя.

Освобожденный человек свободен от желаний.
он и не обвиняет и он не ...
(...дает, берет, разочарован, рад)

Когда великодушный не встревожен
и хладнокровен в удовлетворении желаний,
рядом со смертью даже - то освобожден.

Нет разницы меж удовольствием и болью,
между мужчиной с женщиной, успехом с неудачей
для мудрого, кто равно видит все.

Агрессии нет в жизни, состраданья,
смиренья,  гордости,  уверенности или
каких-то замешательств для того,
кто уж теченьем дней не управляем

Не склонен к чувствам, не привязан к ним
освобожденный, наслаждается в себе
с одним умом, 
и в достиженьи и в не-достиженьи.
 
Кто утвердился в абсолютном состояньи,
с пустым умом - альтернатив  не знает
и внутреннего постоянства и нехватки,
хорошего и злого.

Кто Свободен
 от “собственность”, "мое", ответственности, 
знает: ничто не существует,  все желанья
погашены давно внутри себя,
и в действии недействует

Тот, чья
ума работа уж растворена,
неописуемое состояние постиг,
уже свободен
от заблуждений умственных, невежества, мечты.

Хвала сознанию, благодаря ему
и заблуждение становится как грёза,
которое является удачей,
миром и светом.

Получить
все виды удовлетворенья обретеньем
объектов удовольствий можно - но нельзя
счастливым стать иначе как отказом.

Какая может быть удача для того,
кто выжжен изнутри палящим солнцем
необходимости достичь -
где дождь нектара мира?

Существование - плоды воображения. Оно
ничто в реальности, но нет чувства в душе,
чтоб знать, как различать иллюзию и факт.

Постранство “истинного себя” рядом,
не может быть достигнуто оно
ограничениями у своей природы.
Невообразимо, неизменно, безупречно,
легко...

Познанием своей природы,
устраненьем заблужденья,
чьё видение безоблачно, живут,
свободны от страданий.

Сознавая всё
как плод воображенья и себя
вечно свободным, мудрый человек
вести себя подобно дураку ли будет?

Кто Богом осознал себя и существует
или не существует лишь в воображении,
что человек должен отвергнуть, изучать,
что говорить и делать?

Домыслы «я – это»
и «я – не это» прекращаются для тех,
кто получил реализацию «все я».

Для мистика, нашедшего смиренье,
нет отвлеченья или концентрации,
невежества и трансцендентных знаний
ни удовольствий ни страданий нет.
 
Владенье небесами/нищета,
потери/выгода, жизнь в обществе/в лесу-
различья нет для мистика, который
от различений уж освобожден.

Нет чувственности, нет религии, богатства,
различий нет для мистика - свободен
от пар противопоставлений типа
«я сделал это» и «не сделал это».

Обязанностей и привязанностей нет
в сердце освобожденных мистиков,
и даже в этой жизни.
Такие вещи - для живущих...

Нет заблуждений, нет вселенной,
медитаций на То или освобождений
душе великой умиротворенной.
Все эти вещи – царство для воображений.

Понять, что всё иллюзия, возможно -
но как же без желаний?..
Даже видя, никто не видит это.

Тот, кто увидел Высшего Брахмана,
может подумать «Ах, я – Брахма».
Что думать тому,
кто уж вне мысли,
кто вне двойственности всякой.

Тот, кто заметил, что отвлёкся,
он может положить конец,
но двойственности нет для благородных.
Коль неча достигать, что тогда делать?

Мудрец не видит внутреннего постоянства,
не видит отвлечений и ошибок,
даже живя в миру как человек..

Ничто не делает тот, кто от бытия свободен
и от небытия, кто удовлетворен,
свободен от желаний кто и мудр,
даже когда свершает действие в миру.

Мудрец сопровождает наблюденьем то,
что делается в истинном само...,
не сталкиваясь с трудностями в
бездеятельности/деятельности той.

Кто без желаний, сам,
от обязательств независим и свободен,
подобен мертвому листу,
что ветром унесен
от всякой там причинной связи.

Нет ни горя
ни радости тому,
кто трансцендентен относительно самсары.
Повсюду в жизни ум смирен
как будто бы без тела.

Радость чья – в себе,
и чист и мирен кто,
тот к отреченью не стремится,
значения потерям не придаст.

Чем ум - пустой, кто уже в удовлетвореньи,
тем нет - ни гордости ни ложного смиренья,
обычных для для обычных же людей.
 
«Действие выполнено телом, a не мной».
Чист думающий так и в действии пассивен.

Он действует, хоть не способен объяснить,
не будучи дурак; освобожденный,
даже при действии - счастлив, благословляем.
Даже в самсаре счастлив он.

Имевший
достаточно бескрайних размышлений,
постигший мира - он не думает
(но знает, слышит, смотрит).
 
Чей ум вне постоянств и беспокойства,
освобожденья не желает или
протьвоположности его, ни их даров.
Познав, что вещи - только плод воображения,
великая душа живет как Бог
здесь и теперь.

Ответ держа за все свои поступки,
порою и не совершая их,
но смысла нет ни в сделанном ни в не-...
для мудрого, свободного от чувства
ответственности.

Ум
и не печален и не доволен
освобожденного. Он попросту сияет,
небеспокоим, без желаний, без сомнений.
 
Чей ум и не намерен размышлять
иль действовать -
без цели действует и мыслит тот.

Глупец
внимает истине средь замешательств,
а умный – принимает все смиренно,
вточ как дурак.

Невежественный практикует через силу
контроль ума и концентрацию, тогда
как мудрый  и не видит ничего,
что надо выполнять в себе, подобно
тем спящим оставаясь.

Не достигает прекращения действий глупый,
ли действует он ли бездействует, в то время
как мудрый обретает мир в себе,
лишь зная истину.

Не в состояньи люди оценить себя –
будь они хоть сознаньем чистым, ясным, полным,
вне двойственности и сознаньем безупречным.

Глупцу освобожденья не достичь
и регулярной практикой; удачливый, однако,
свободным и бездействующим лишь
посредством различенья остается.

К Всевышнему глупцу не дотянуться,
поскольку он еще желает быть,
а мудрый наслаждается Верховным
и не желая этого совсем.

И даже существуя без поддержки
и устремляясь к достиженьям, глупый
питает тем самсару, мудрый же
уничтожает сам-корень несчастья.

Мир не находит глупый, потому что
желает этого; мудрец - всегда смирен
и отличает истину от лжи.

Самосознание того, чьё знанье
зависит от того, что видит он?
Мудрый не видит ничего того,
но себя видит уже бесконечным.

Как думать можно прекратить тому,
кто ошибается, но к этому стремится?
Это естественно всегда для мудреца,
который удовлетворен в себе.

Один считает так, что нечто существует,
другие – что не делают ничто.
Не думает так редко в мире кто,
и потому свободен от сомнений.

Себя считают чистой недуальностью,
но из-за  такого заблуждения – они
не это; не реализованы их жизни.

Ум человека, льнущего к свободе,
внутри себя покоя не найдет,
но ум освобожденного всегда
свободен от желаний самим фактом
существования вне этих категорий.

При виде тигров чувств испуганный бежит
в убежище, в котором
он прекращенье мысли практикует
и концентрацию.

В присутствии же льва
отсутствия желаний, слоны чувств
бегут иль, если убежать не могут,
прислуживают как льстецы сему владыке

Свободный от сомнений тот, чей ум
свободен от тоски и отвращений,
освобожденья средств не ищет.
Он наблюдает ли, иль слушает,
иль чует, обоняя иль пищу пробует –
всегда непринужденно.

Коли ум чист, ничем  не отвлечен
от слушания Истины простого,
ни действий, ни отказа он не видит
от действий, ни причины к безразличью.

Делает что приходится, кто чист,
чтоб реализоваться - как ребенок,
хорошее, плохое ли - не важно.

Всн достигается свободой внутренней: и счастье
и Высшее, от мысли чистота, она -
дорога к Окончательному Состоянью.

Когда себя не видят ни в делах,
ни получающим последствия тех дел,
тогда стихает все волнение ума.

Внимание спонтанным не-отождествленьям
у мудрого, но целеустремленность дурака,
не преднамеренная к неподвижности, не стоит
внимания.

избавленный от всех воображений мудрец,
несвязанный, чье пониманьей без оков,
может собою наслаждаться средь базара
или, наоборот, в горной пещере.

Привязок, склонностей нет в сердце мудреца,
он видит и оказывает знаки
соуважения ученым, феноменам, другу,
святому месту, королю, слуге.

Уравновешен мистик, даже если
он оскорбляем хоть насмешкой слуг,
сына, жены, другой родни иль внуков.

Довольный, когда мог быть недовольным,
и не страдая, хоть испытывая боль.
Лишь став таким же, можно знать
такое состоянье тех людей.

Самсара - ощущение ответственности. Мудрый,
бесформенен, пуст, неизменен, безупречен,
не замечает эту вещь.

Дурак бездействующий все же беспокоен,
реализованный же безмятежен в мире.

Счастлив
стоящим, спящим он, сидящим
пришедшим и идущим. Говорить,
молчать, постясь и принимая пищу.
Жизнь человека в мире - это всё.

В доме своем живя подобно как мирянин,
не чувствует несчастья повседневной жизни,
находится в себе, он безмятежен
подобно озеру большому, и  находит
печали уходящими все.

Даже воздержанье
от действия ведет к обратно к действу
глупца, но мудрому приносит
плоды бездействия.

Глупец
стремится отвращенье показать
к имуществу, но для того,
привязанность чья даже к телу
оставлена - 
ни отвращенья ни привязанностей нет.

В вечной ловушке ум глупца,
он в размышленьи пойман иль в не-размышленьи;
не-думанья природой обладает мудрый,
спонтанно думает, о чем приходится ему.
 
Для мистика, который как ребенок
играет без желания, для тех
привязок нет хоть в выполняемой работе

Благословенен знающий себя
и неизменный во всех состояньях,
с умом, свободным от стремлений, видит ли,
слушает, чувствуе лит, нюхает ли, ест.

Самсаре не подвластен,  чувству индивидуализма,
цели и мыслям мудрый человек,
он навсегда свободен от мечтаний
и неизменен как пространство.

Тот великолепен,
кто отказался от всех целей, он –
как воплощенье удовлетворения;
такой  характер, внутренний центр на
необусловленном
и непосредственен весьма.

Великая душа – пришедший Истину узнать –
без тяги к удовольству и свободе,
всегда и всюду без привязанностей он.
 
Что выполняь тому, кто  – чистое сознанье
и отказался от всего, что может быть
изложено в словах от самых сверхнебес
до самой до земли?

Кто испытал Неописуемое, достигает мира
своей природой, понимая: здесь
все – лишь иллюзия, ничто....

Нет правил,
беспристрастности, отказов
иль медитации для тех, кто
простое восприятие, и кто
не признает стереотипов бытия.

Кто светит Бесконечности сияньем,
не подчинен причинной связи бытия,
не обусловленность ничто и не освобожденье,
ни удовольствий ни страданий не чинит.
 
В Сансаре правит иллюзия.
И просвещенный человек
живет в красоте свободы от “я”........

Для мистика, сознавшего себя
вовне страдания, нерушимым,
нет ни мирского знания ни смысла
в словах “я тело”, или “моё тело”.
 
Лишь с низким интеллектом человек
бросает деятельность в стиле прекращенья думать,
посредством этого в сумятицу ума
и несуразицу впадает он вполне.

Глупец от глупости избавиться не может,
и истине внимая. Может лишь
казаться он невозделенным внешне,
внутри же он еще желает чувств.

Активный в глазах мира, человек,
посредством знаний действующий, не находит
занятия иль разговора хоть о чем – нибудь.
 
Тому, кто неизменен и бесстрашен,
ни темноты, ни света, разрушенья,
нет ни чего бы ни было....

Ни ничего - ни силы духа ни благоразумья,
ни храбрости для мистика, природа
которого уже вне описания
 от индивидуальности.

Нет ни небес, ни ада, ни освобожденья в этой жизни.
Ничто не существует для провидцани в видимом ни в слове...

Не тянется к имуществу, не огорчен
его отсутствием. Спокойный ум
у мудреца полон бессмертия нектаром.

Беспристрастный
не хвалит лучшее, не обвиняет злое.
Довольный и равный в удовольствии и боли,
не видит ничего, что нужно выполнять
 
Не ненавидит он самсару или стремится знать себя. Свободный
от удовольствия и нетерпения, не мертв он и не жив.

Мудрец заметен
от нетерпения свободой, нет привязок
к таким вещам как дети и супруги,
от чувственных стремлений он свободен,
не беспокоится и о своем он теле.

Всюду мир тем, кто живет на то,
что к мудрецу само приходит,
идет где идется, и спать ложится там,
где встретил он закат.
 
Взлетать и падать разрешите телу.
Великая душа не думает об этом,
забыв о пребывании в самсаре,
на основанье истинной природы
лишь опираясь...

Мудрый человек
рад полноте своей и без вещей,
живя как нравится, без дуализма и
избавленный от всяческих сомнений,
он не привязан ни к какому существу

Других он превосходит состояньем
без ощущения «себя». Будь золото ли
камень ли земля - ему едино.
Где привязанности сердца развязаны,
свободен человек от жадности и слепоты.

Душой свободен, удовлетворен,
кто ни на что особого вниманья
не обращает, нет желаний в сердце -
ну кто с таким сравнится....

Кто другой,
кроме лиц прямодушных без желаний,
 не знает зная, видит не смотрят
 и, говоря, не говорит ничто?
 
Будь нищий иль царь, он превосходит остальных,
кто – без желания, чьё виденье вещей
избавлено от «хорошего» и «плохого».

Нет ни достоинства ни недостойных проявлений,
даже познаний истины для мудреца,
цели достигшего. теперь он –
бесхитростная искренность, не более.


Что что прошел освободившийся от всех
желаний и свободный от страданий,
в себе покоем удовлетворенный - как
и кем это описано быть может?

Кто удовлетворен всегда, не спит и в сне глубоком,
не спит в мечтах, не пробуждается в активности.

Без мыслей даже в размышлении, без чувств
средь чувств, не понимая даже в осознании
и без ответственности чувства и  к себе.

Ни счастлив ни несчастен, ни привязан
ни отделён, ни рвущийся к свободе
ни свободный – ни кто-то ни никто...

В безумьи без безумства, неподвижен ум
без равнодушия, и в глупости не глуп,
благословлённый даже в мудрости - не мудрыйне

Освобожденный хладнокровен безусловново
от обстоятельств и условностей того,
что выполняемым и выполненным кличут.
Всегда, везде - один и тот, без вожделенья.
Тревог о сделанном и о не сделанном там нет.


Он не доволен похвалой, наветом не расстроен.
Он не боится смерти, ни привязан к жизни.

С миром в душе кто - не стремится в лес
иль в общество. Что б ни было и где бы
то ни было, он остается тем же.

19

Сказал Джанака: Осознанья истины пинцетом
я смог извлечь из сердца своего
болезненный шип бесконечных впечатлений

нет никакой религии, нет чувств,
нет философии, имущества, двойственности или не-двойственности.

нет никакого прошлого, и будущего нет
и настоящего. Нет космоса и вечности.

Нет “моего” или “не-моего”,
хорошего/плохого, дум/безмыслий

воображенья нет иль сна глубокого,
ни пробуждения, ни состояния вне их,
и страхов никаких, конечно, нет.

нет ни далекого ни близкого,
в границах или без,
нет ничего большого или малого

нет жизни или смерти,
нет никаких миров, вещей этого мира,
нет ничего безумного,
и неподвижности ума.

Мне, остающимся в себе самом,
любые разговоры не нужны
 о йоге, знании или трех целях жизни.

20

Сказал Джанака: Нет в моей природе
чистейшей  элементов никаких,
нет никакого тела, нет ума,
способностей нет.
иллюзорного и никакого отчаяния.


Свободен от понятий двойственности - нет
писаний никаких священных, самоосознанья,
ума, свободного от всех объектов чувств,
нет удовлетворения и нет свободы от желаний.

Нет никакого знания или невежества, нет «я»,
нет «это» и «моё», необусловлен,
освобождения нет никакого и
нет никакой своей природы.

Для того,
кто всегда свободен от себя,
нет никаких причин и следствий, никакого
освобождения в течение их жизни,
и завершений в смерти никаких.

От индивидуальности свободен,
нет «делающего», «терпящего» последствия,
и прекращенья деятельности нет,
возникновенья мысли нет, нет цели
нет никаких идей по результатам.

Нет никакого мира, никакого
нет поиска освобожденья, никаких
нет мистикиков, и никаких провидцев,
никто не ограничивает и
никто свободу не приносит. Остаюсь
в своей не-двойственной природе.

никаких
ни  воплощений нет ни инкарнаций,
нет цели, средств, исканий, достижений.
Покоюсь в собственной не-двойственной природе.

Всегда чистейший, не оцениваю я,
мерила нет к оценке, для оценки.

Бездеятелен, ни рассеянности нет,
ни концентрации ума,
нехватки пониманья,
ни глупости, ни радости ни горя.

Свободен от суждений, нет ни правды,
 ни абсолютной истины, нет счастья
и нет страдания.

Тому, кто чист всегда,
иллюзии, самсары нет,
привязок, отреченья,
нет никаких живых существ,
нет никакого Бога.

Недвижим, неделим,
я утвержден в себе самом,
нет деятельности,
бездеятельности нет,
не обусловлен я
и нет освобожденья.

Благословенен кто и безграничен,
нет никакого инициирования или
священного писания тому,
нет бытия или небытия,
единства или двойственности нет.
О чём ещё здесь говорить?
Молчу.