25 лет - на передовой

Галина Александровна Романова
Анна Калачёва, старший контролёр отдела контроля рассказала о своей жизни на Балашихинском литейно-механическом заводе для корпоративного журнала. Эти воспоминания вошли в книгу "Наш завод. Время. События. Люди".
Итак, рассказывает Анна Калачёва :

– Первая запись в моей трудовой книжке появилась в августе 1981 года, когда я поступила контролёром станочных и слесарных работ в отдел технического контроля (ОТК) номер 20, а точнее – в бюро технического контроля (БТК) четырнадцатого цеха. Все записи в течение трудовой жизни были сделаны здесь, на БЛМЗ. Правда, места работы на нашем заводе я меняла.

В БТК цеха №14, продукция которого – воздушные и гидравлические агрегаты управления тормозными системами авиационных колёс, проработала по 1988 год. С начала следующего года перешла работать комплектовщиком изделий и инструмента в том же четырнадцатом цехе, а с 1992 года по сей день работаю в системе охраны (ВОХР – военизированная охрана, ОВО – отряд ведомственной охраны, отдел контроля). Должности менялись: стрелок, контролёр на КПП – контрольно-пропускном пункте, начальник группы, но в целом я вот уже почти 25 лет – на «передовой», в проходной БЛМЗ.
 
За эти годы было много всего: и обыденного, и интересного. Мы с коллегами стараемся добросовестно выполнять свои обязанности. Вспоминаю мастера на контроле Валентину Савченко, своего наставника Валю Сысоеву. Уже здесь, на охране, меня учили Елизавета Петровна и Анастасия Сергеевна. Между командами в охране у нас было соревнование: кто больше задержит нарушителей. Когда начали во вторцветмете металл принимать, много мы пресекали случаев и обнаруживали охотников поживиться. Однажды нашла украденные бронежилеты. Представляете? Премию получила. Сейчас мы просто контролёры на проходной, экономической безопасностью другие люди занимаются.

Если посчитать, то половина моей трудовой жизни, молодость, пришлась на социалистические времена, а половина – на новые. Разница между этими периодами, конечно, есть. И дело не только в возрасте, но и в различии систем. В первую половину был свой порядок, выработанный десятилетиями. Приходишь на завод и сразу попадаешь в коллектив, где каждый заметен: и рядовой, и руководитель. Мы знали, что поставят в очередь на жильё, дадут путёвку на отдых, вовлекут в общественную работу. На заводе я вступила в комсомол, была в БТК-14 секретарём комсомольской организации. Мы и с мужем познакомились по комсомольской линии.

Все заводские работники очень любили общественные мероприятия, которые проходили после работы, после выполнения плана. В профилактории любили вместе отдыхать. На выходные зимой ездили в Петушки Владимирской области, где летом работал пионерский лагерь для детей заводчан. И в колхоз нравилось ездить. На строительство посылали: магазина «Детский мир», поликлиники. Любили на городские демонстрации в праздники ходить с транспарантами, флагами. Жизнь была интереснее, человечнее, веселее. Всегда друг другу подсказывали, помогали.


Сейчас совсем мало объединяющего. Ты просто работаешь. А, может, это возраст уже не для мероприятий? Нравится, когда на заводе что-то общее проходит: то ли митинг ко Дню Победы, то ли на День города идём, то ли в конференц-зале какой-то праздник. Надо, чтобы это было!

На заводе работали и многие мои родственники: дедушка Андрей Иванович Писарев – электриком второго цеха, отец Сергей Петрович Подольский – наладчиком в восемнадцатом, свёкор Николай Степанович Калачёв – нормировщиком. Здесь же работал муж Станислав Николаевич.

Отец мой часто бывал в командировках. Например, в Валдае, где налаживал станки для производства чугунных секторов и тормозных дисков. В нашей семье считалось: надо работать. Не принято было болтаться. Представьте, что уже с 10 августа по окончании школы я пришла на завод. Это отец мечтал, чтобы я работала на контроле в белом халате, поэтому я так и трудоустроилась. Дедушка мой воевал, но про войну никогда не говорил, как-то не принято было. Дедушка считал, что семья – превыше всего, не различал приёмных детей и своих родных. Мы – рабочие люди, скромные, привыкшие добросовестно работать.

У меня у самой есть дочь. Я очень рада, что она имеет высшее образование. Училась в школе на «хорошо» и «отлично». Сама я всего лишь среднюю школу окончила, а вот в дочери увидела природные данные, поэтому настраивала, подталкивала её к дальнейшей учёбе. Теперь у меня есть и два внука.

Годы бегут, а дорога на завод всё та же, привычная. Нет, не совсем: подземного перехода, очень удобного, не стало. Но и к этому привыкли. Уже трудно от БЛМЗ оторваться. Надеюсь встретить на заводе ещё по крайней мере два юбилея – заводской и свой личный. С одним из заводских юбилеев, с 80-летием БЛМЗ, связано вписанное в мою трудовую книжку поощрение – награда Почётной грамотой и премирование. До сих пор помню, приятно.

Вообще-то руководители должны уметь заметить человека, вовлечь в коллектив. Кстати, и отметить человека, который честно работает. Мне кажется, что до сих пор сохраняется роль моральных стимулов. О материальных не говорю: это само собой. Думаю, что каждый руководитель должен больше внимания обращать на своих подчинённых. Проявлять инициативу, давать предложения в отдел кадров о поощрении. Нужно уметь замечать успехи, отмечать их разными способами. Человек от этого распрямляет плечи. Приятно ведь, что когда входишь на завод, сразу за проходной светится бирюзовая обновлённая Доска почёта БЛМЗ. Хочется, чтобы новые работники завода, так же, как и мы когда-то, полюбили БЛМЗ и много лет привычной дорогой спешили по утрам в заводскую проходную.