Меланхолия Альбрехта Дюрера...

Алексей Гончаров2
Картина из интернета.


Картина “Меланхолия” является самой известной и в то же время самой загадочной гравюрой Альбрехта Дюрера. По толкованию смысла эта гравюра одна из самых сложных в мире. За пятьсот лет издано огромное количество объяснений изображенному на картине. Но она так и остается до конца не понятой и загадочной.

В полотне заключено столько символов и ребусов, которые так и не объяснены до конца ни искусствоведами ни математиками.Кто изображен на картине? Кем является этот персонаж, сидящий в самом центре полотна? Точного ответа на этот вопрос нет, большинство воспринимают эту картину как духовный автопортрет самого художника.

Сам Дюрер очень туманно описывал свою работу, он упоминал лишь, что связка ключей на боку у “Меланхолии” – это символ власти, а мешочек с монетами у ее ног – это символ богатства. Голова фигуры украшена венком из цветов-лютиков и водяного кресса. Это народные средства от приступов смертельной тоски.

Чуть левее от крылатой Меланхолии расположился маленький Амур с книжкою в руках. Он не летает и не стреляет своими любовными стрелами, а просто тихонько спит на краю мельничного жернова. Возможно это означает, что в состоянии меланхолии, в которой находился художник, такие страсти как любовь и желание отходят на второй план и засыпают.

На картине изображено большое количество разных инструментов – пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди. Многие известные искусствоведы считают, что тема картины – это человеческое познание, которое движется по восходящей. Первая ступень – это познание через предметы, обыденные вещи, ремесла.

Далее мы видим инструменты научного познания – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, магический кристалл. На этом уровне человек познает мир с помощью цифр, вычислений и абстрактного мышления. И самый высокий уровень познания – это связь человека с всевышним.

Этот уровень символизирует лестница Иакова, по которой Ангелы взбираются на небеса и спускаются на землю. Еще одна интересная и загадочная деталь на картине – это таблица с цифрами на стене. Это квадрат “Сатурна” придуманный самим автором.

В нем зашифрованы некоторые важные для автора даты – например цифра 16 означала день смерти его матери, а две цифры в нижнем ряду составляют год создания картины. Значение остальных цифр так и остались тайною автора.

Так же не ясно, почему надпись “Меланхолия” держит летучая мышь, почему на небесах изображена радуга и комета, что это за сфера в ногах у художника и почему собака у его ног такая худая.
На все эти вопросы многие столетия пытались найти ответы искусствоведы разных времен, но точных ответов так и не найдено.

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht D;rer, немецкое произношение (21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, один из величайших мастеров западноевропейского искусства эпохи Северного Возрождения. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии в качестве раздела теории пропорционированияв искусстве. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Гравюры Альбрехта Дюрера широко представлены в музейных и частных собраниях.

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое — Альбрехт, Ханс и Эндрес.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства. У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику. После первого путешествия в Италию он ещё не вполне воспринял достижения итальянских мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера[49]. На молодого художника обратил внимание Фридрих Мудрый, поручивший ему, кроме прочего, написать свой портрет. Вслед за курфюрстом Саксонским иметь свои изображения пожелали и нюрнбергские патриции — на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам.
С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера — средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.

 Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях[54]. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы. Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию.


         @