Для важного задания важен каждый человек

Галина Александровна Романова
С этим утверждением не поспоришь. Тем более, что так называется один из материалов в книге "Наш завод. Время. События. Люди", которую продолжаю публиковать на портале. Ведь "то, что написано пером, не вырубишь топором". Правда, пером уже не пишут. И спорить можно по любому поводу. Но тот, кто делает дело, знает, как важно иметь рядом сподвижников, коллег, помощников - команду, как теперь говорят.

Балашихинский литейно-механический завод возобновил выпуск колёс для одной из самых лучших и по-прежнему актуальных моделей гидросамолётов – для Бе-12. Производство авиационных изделий для российских самолётов и вертолётов – устойчивая специализация предприятия, и опыт БЛМЗ, без преувеличения, бесценен. Причём не только опыт предприятия в целом, но и опыт в сочетании с современными наработками на каждом рабочем месте. Рабочие и специалисты многих профессий с гордостью могут сказать: «Моё рабочее место связано с производством тормозного колеса для Бе-12».
 
К этому колесу предъявляются высокие требования: служить не менее 20 лет во всеклиматических условиях. Заказ формировал департамент продаж, которым руководит Татьяна Арлащенкова. «Российская авиация в постсоветское время пережила один из самых сложных периодов своего существования, – рассказывает Татьяна Петровна. – Но на протяжении последних лет отношение к поддержанию надлежащего состояния лётной годности самолётов Военно-воздушных сил Российской Федерации изменилось, в связи с чем в строй возвращаются самолёты после ремонта и глубокой модернизации. К такому типу техники относится и самолёт Бе-12. В прошлом (2014) году ОАО «БЛМЗ» получил ответственный заказ на колёса данного наименования в таком объёме, который показывает, что заложена основа для дальнейшего развития авиации. Уже поставлена заказчику первая партия колёс».

Интенсивная работа по освоению изделия началась сразу же после получения заказа. Трудностей было немало. Единожды освоенное в прежние годы, в современных условиях это колесо практически осваивалось заново. А начинался процесс освоения, естественно, с работы инженеров. Рассказал об этом ведущий инженер департамента технологий механообработки инженерного центра Александр Клочко.

Человеку с его профессиональным опытом ещё в самом начале были понятны сложности, с которыми придётся столкнуться производству. Конечно, много всего надо было предусмотреть, в том числе и возможности заводов-партнёров по исполнению заказов на нужные нам заготовки. Например, поставку алюминиевых штамповок нам пришлось ждать 6 месяцев. Такой срок станет понятным, если пояснить, что для выполнения заказа БЛМЗ требовалась тонна металла, а плавильная печь – десятитонная, и надо было скомплектовать полный пакет заказов на данную марку сплава. Подобные моменты, безусловно, надо предвидеть, учитывать. Опыт таких специалистов, как Александр Александрович, здесь очень важен.

«В нашу задачу входило конструкторско-технологическое сопровождение производства, унификация применяемых материалов в целях уменьшения затрат на изготовление и снижения трудоёмкости, – пояснил Александр Клочко. – При освоении колеса КТ83А нам с технологами пришлось возобновить разработку технологических процессов, так как некоторых документов уже не было. Пришлось с нуля проектировать специальную технологическую оснастку, инструмент, писать новые программы для станков с программным управлением (ПУ). В результате нашей работы 46 наименований деталей, которые мы заказывали раньше в сторонних организациях, сейчас производятся собственными силами, на БЛМЗ. В изделии значительно сокращена номенклатура деталей от первоначальных более чем 700 позиций».

Производство этого колеса  стало серьёзной задачей для наших молодых специалистов. Вот что говорит Наталья Мельникова, инженер-технолог участка сборки агрегатов дирекции сборочного производства: «Не хватало опыта и информации, приходилось делать чертежи заново, проектировать с учётом более современных технологий, которыми мы теперь располагаем. Мы внедряли свои предложения по замене материалов на некоторые позиции: например, вместо бронзы стали использовать алюминиевый сплав. Вносились отдельные изменения и в конструкцию самого изделия. Это было вызвано нашими производственными особенностями. Как вы знаете, у нас сейчас много нового механообрабатывающего оборудования с программным управлением».

Производство такой ответственной продукции – это сложный процесс, который требует слаженной работы многих отделов и цехов. Это и литейное, и механическое производство. В этом колесе – 4 алюминиевых литых детали, с изготовлением которых успешно справился цех по производству алюминиевого литья, начальником которого является уже много лет Юрий Иванович Калягин. В выпуске колёс, тормозов, агрегатов для воздушных судов основная доля работ приходится, конечно, на механическое производство, возглавляемое заместителем генерального директора – директором механического производства Владимиром Письменным. Владимир Алимович в связи с освоением тормозного колеса для самолёта Бе-12 называет множество имён специалистов и рабочих, которые внесли свой вклад в общее дело на своих рабочих местах.

Это в первую очередь представители таких весьма востребованных в наше время профессий, как инженеры-программисты и наладчики станков с ПУ. Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением 6 разряда дирекции по высокотехнологичному производству Евгений Тишкин работает в «непрерывном тандеме» с инженером-программистом Надеждой Филимоновой над изготовлением оснастки. Профессионально поработал над технологическим процессом для КТ83А инженер-технолог дирекции по производству универсальной механообработки Антон Асташин. Изделие передаётся из рук одного специалиста в руки другого. Одна операция сменяется другой: после токарных работ на токарно-карусельном станке производятся трудоёмкие фрезерные, слесарные, сверлильные операции. Очень помогли знания и опыт наладчика металлорежущих станков 6 разряда Григория Паскаля и слесаря-инструментальщика Виктора Степанова. Григорий Григорьевич участвовал в подборе оснастки, консультировал конструкторов и технологов, сам налаживал станки, изготавливал детали. При изготовлении барабанов слесарь-инструментальщик Виктор Степанов выполнял сверлильные и слесарные операции, подготавливал изделия для приёмки.

Мастер дирекции по высокотехнологичному производству Галина Шлыкова, которая организует прохождение деталей по операциям, отметила работу молодых, но уже очень квалифицированных слесарей-инструментальщиков Максима Богомолова и Олега Меркулова. Они участвовали в изготовлении оснастки и режущего инструмента. «Пришлось возобновить прошлые знания, вспомнить молодость, когда делались эти детали», – говорит Галина Викторовна. На новейшем современном оборудовании «HAАS EC 1600-4Х» внедрял фрезерную операцию Сергей Ростиков – наладчик станков и манипуляторов с программным управлением 6 разряда.
 
В сложном процессе подготовки изделия не обойтись без химико-гальванических процессов. Асс в них – заместитель директора гальванического производства по производству Ирина Симкова. «Механическое производство было и есть одно целое, и мы к этому стремимся», - говорит Ирина Александровна. А потом добавляет: «И, несмотря на то, что работаем мы с железом, с химикатами – вредными и опасными веществами, очень ценим хорошую, добрую, тёплую и чистую атмосферу в нашем дружном коллективе».

Окончательный этап – это сборка колеса на участке сборки колёс и тормозов дирекции сборочного производства. Начальник участка Вагик Мартиросян очень доволен работой молодых рабочих Алексея Лапсакова, Александра Красникова, Наргиз Снитко: «Ребята активные, работу всегда выполняют без нареканий и в срок». Молодёжь в свою очередь говорит, что не справилась бы без своего наставника слесаря механосборочных работ Натальи Максимовны Пережогиной, которая проработала на заводе 44 года и помнит первое освоение этого колеса.
 
Интересно и образно сказала о роли каждой детали Наргиз Снитко: «Вот, казалось бы всё практически готово к сдаче изделия, но остался один маленький болтик, который «не идёт», и всё тут… И приходится тратить много времени, чтобы подогнать его метчиком, а без этого болтика – никак нельзя».

Важен – мы это понимаем – и каждый человек, его профессионализм. Руководитель, специалист, рабочий. Самую высокую ответственность за выполнение этого заказа несут генеральный директор ОАО «БЛМЗ» Сергей Иванов и заместитель генерального директора – директор по корпоративному управлению Никогос Окроян. В выпуске колеса тормозного КТ83А есть труд ещё очень многих людей разных профессий. На десятках рабочих местах рождается это изделие – одно из многих, выпускаемых производством. И каждому, кто трудится в реальном секторе экономики – огромное спасибо за вклад в российскую авиацию:
И в каждой серебристой птице,
Парящей в вечных небесах, –
Твоих трудов блестит частица.
И снова утро на часах!

… Где-то взлетают и садятся на колёсах, сделанных в Балашихе, самолёты-амфибии Бе-12, а новые заказы всё поступают и поступают, а значит, всё больше нужно и рабочих рук на рабочие места.