Владимир Табурин... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Картинка из интернета.


Владимир Амосович Табурин (1864 — 13 января 1919, Петрогра) — русский художник, книжный график, иллюстратор, фоторепортёр, писатель, журналист, и автор рекламных плакатов.

Владимир Табурин — известный в прошлом петербургский художник. Его дед Фёдор Трофимович Табурин (род. 1777 г.) был в 1809—1817 гг. штурманом, а позднее чиновником 14 класса и учителем Штурманского Балтийского училища в ведомстве Адмиралтейского департамента Министерства морских сил. Отец Амос Фёдорович (1808—1873), коллежский асессор, служил в1833—1847 годах письмоводителем, исправлял должность казначея Высочайше утверждённого в 1832 году комитета об устройстве города Кронштадта. Два старших брата Владимира, — Георгий (род. ок. 1865 г., окончил Павловское военное училище в 1886 году) и Константин (род. 1.06.1866 г.), — были офицерами, принимавшими участие в Русско-японской войне. Владимир родился в 1864 году.

В «Живописном обозрении» художник помещал рисунки с натуры, посвящённые событиям из жизни царской семьи: торжественному перевезению императорских регалий, коронованию Николая II и Александры Фёдоровны — темам традиционным для массового и благонамеренного издания, а в «Ниве» с середины 1890-х годов в рубрике «Литературный альбом» его рисунки наряду с работами Н. Н. Каразина, Е. М. Бём, И. С. Ижакевича, Л. О. Пастернака, Е. П. Самокиш-Судковской иллюстрировали произведения выдающихся мастеров литературы, чьи собрания сочинений ежегодно выходили в виде бесплатных приложений к журналу, либо такие произведения публиковались на страницах основного издания. Таким образом, Табуриным были иллюстрированы произведения А. С. Пушкина, И. С. Тургенева,И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, П. Д. Боборыкина, Вл. И. Немировича-Данченко, А. К. Шеллер-Михайлова.

В годы Русско-японской войны (1904-1905) В.А. Табурин прибывает в качестве специального военного корреспондента и фоторепортёра журнала «Нива» к театру военных действий в Маньчжурию. Здесь его деятельность разнообразна: он пишет репортажи, делает бытовые зарисовки с передовой, пробуя себя в качестве баталиста, публикует много экзотических для рядового российского читателя снимков северо-восточного Китая. Его репортажи с передовой, сопровождаемые рисунками и фотографиями, появлялись в это время едва ли не в каждом номере журнала «Нива».

В 1900-е он был штатным худож­ником популярного журнала «Нива», сотрудничал с еженедель­ником «Живописное обозрение стран света», иллюст­рировал издания русских класси­ков, а также книги для детей и подрост­ков. Создавая рисунки для открыток, поначалу он подражал Елизавете Бём — впрочем, в 1900–10-е годы изображения умильных детей во взрослых костюмах с подписями в виде посло­виц или дру­гих нраво­учений были общеевропей­ской тенден­цией. Табурин сотрудничал с фирмой «Зингер», изображая швейные машинки с ее логотипом, рисовал ил­люстрации для патриоти­ческих открыток во время Первой мировой войны — с детьми в военной форме и оружием. Пожалуй, самые удивительные из его «детских» открыток — серия с типажами политиков, включая анархистов и бундистов с оружием и бомбами.

Помимо литературной иллюстрации художник публиковал в журнале свои самостоятельные работы, но, будучи штатным художником «Нивы», много работал по заказу для журнала, выполняя тематические и юбилейные работы (к 200-летию С.-Петербурга) и различные поручения редакции по художественному оформлению переплётов для ежегодных собраний сочинений (например, Собрание сочинений В. А. Жуковского1902 года, Генриха Гейне, И. Ф. Горбунова, 1904 года) и др., выходящих в издательстве А. Ф. Маркса.
К 1913 году был удостоен личного дворянства.

Владимир Табурин умер 13 января 1919 года. Следы его братьев теряются в 1920-е годы: Георгий, сделав карьеру при большевиках в качестве председателя вырицкого сельсовета, был арестован по «делу офицеров», Константин, принимавший участие в белом движении, остаток своих дней провёл в Крыму.

Отношение к творчеству В. А. Табурина различных критиков нужно рассматривать в контексте противоборства различных художественных школ и умственных течений начала века. В целом высказывания по адресу творческой манеры художника от ироничных до отрицательных. Они обусловлены восприятием работ Табурина сквозь призму оценки работ художников журнала «Нива» как архаичных, нехудожественных, рутинных, рассчитанных на потребу невзыскательного обывателя. При этом Табурин упрекается не персонально, а коллективно, как имя нарицательное в совокупности с прочими «коммерческими» художниками. В устах этих «левых» критиков творческие принципы таких художников — символ «старой», уходящей России. Они необходимы постольку, поскольку необходимо их преодоление и движение в сторону новых изобразительных средств, свежего взгляда на художественные возможности рисунка, иллюстрации, а новым течениям в искусстве приходилось пробивать себе трудную дорогу в условиях всеобщей испорченности вкусов «всякими» Табуриными, Ижакевичами и пр.
Тем не менее, искусство и фотографии Владимира Табурина, его замечательные открытки  не могут оставить равнодушным и сегодняшнее поколение людей, как память о нашей истории и культуре.


          @