Обыкновенная богиня из другого века

Клуб Слово
. Ей рукоплескали в Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Токио, Париже, Риме, Каире
и многих других городах мира. Её танец называли «поэзией, драмой и
музыкой в движении»
Про неё на протяжении всей её жизни говорили исключительно в превосходной
форме – великая, неподражаемая, гениальная. И не было ни одного человека,
кто бы усомнился в её уникальности. Немногие знают о том, что в Москве
есть музей-квартира балерины Галины Улановой. Он находится в высотке
на Котельнической набережной. В этом музее сегодня можно узнать многое
о жизни великой балерины. Москвичкой знаменитая балерина становиться
не собиралась — слишком любила родной Ленинград.НО советское
правительство определило ей место в Москве — всё  лучшее должно  быть  в столице.
 * Галина Уланова родилась 8 января 1910 года. Родители Гали оба были
артистами Мариинского театра, выступали в антрепризе Анны Павловой,
позднее отец стал режиссёром балетного театра, а мать — преподавателем.
Маленькая Галя в детстве не мечтала о балете. Она хотела стать моряком,
и непременно — капитаном. До девяти лет её любимой одеждой была матроска,
а любимой игрушкой — кораблик на верёвочке. Но  родители решили отдать
дочь в балетное училище — это был интернат, а значит Галя была бы всегда
на государственном обеспечении, одета, обута и накормлена. В девять лет
Галя начала учиться балету. Поначалу ей не удавалось привыкнуть к интернату:
в первое же утро она попыталась сбежать, а потом, видя мать,  навещавшую
её каждый день,плакала, уткнувшись ей в колени. Но именно с тех пор Галя
на всю жизнь запомнила слово «должна». И это слово её жизнь и определяло.
«Я должна… Эта формула в моем сознании появилась куда раньше, чем
стремление к творчеству и чем желание играть и танцевать на балетной сцене».
 После окончания училища Уланова была сразу принята в балетную
труппу Ленинградского театра оперы и балета. Не в кордебалет, а сразу
солисткой. На первую зарплату, растерявшись от невиданной суммы —
60 рублей, накупила пирожных в кафе «Норд» . А больше ничего не придумала.
Она тогда совсем не увлекалась вещами, естественными и понятными для любой женщины:
косметикой,  безделушками. Но то, что французы называют «шармом» было в
ней заложено природой.
* Свою первую Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» она танцевала танцевала   
всю жизнь.  В 1935 году Уланова впервые танцевала на сцене Большого
театра «Лебединое озеро». Вскоре попала в число сталинских любимиц —
была четырежды награждена Сталинской премией. После подписания договора
с Германией, Риббентропу не могли не показать русский балет — гордость СССР.
На следующий день после выступления Улановой прислали корзину цветов от
министра третьего рейха. Уланова была насмерть перепугана этим даром
  По воспоминаниям тех, кто знал её, она носила значок «Ворошиловский
стрелок» за меткую стрельбу, ходила на занятия по противовоздушной
и противохимической обороне, ездила на трамвае, не выделяясь ничем в толпе.
По словам людей, работавших с ней в труппе, никогда от неё не исходило
ощущения звезды и ни в чём не давала она почувствовать исключительность
своего положения.
* Свою личную жизнь Уланова всегда тщательно оберегала от посторонних
глаз. Впервые она вышла замуж в 17 лет — за Исаака Милейковского,
преподавателя фортепиано в училище. Маленький, лысоватый, ничем не
примечательный — все удивлялись этому выбору. Но Галина никому ничего
не объясняла, а уже через год рассталась с мужем и увлеклась дирижёром
Кировского театра Евгением Дубовским.Но и их гражданский брак тоже
оказался недолговечным. В 1937 году Уланову познакомили с Юрием
Завадским — к тому времени уже не только талантливым актёром, но и
состоявшимся режиссёром . Завадский был старше Улановой на 16 лет,
был женат на Вере Марецкой, имел сына. Завадский стал единственным
официальным мужем Улановой — правда, не сразу, а тогда, когда роман
 уже подошёл к концу. Брак был не совсем обычный: они жили в разных
квартирах и никогда не вели совместного хозяйства — считали, что только
так и могут существовать два творческих человека. Официально они
оставались мужем и женой до самой смерти Завадского .
После войны, в Москве Уланова жила с Иваном Берсеневым, актёром и
режиссёром. Говорили, что он входил в первую десятку самых красивых
мужчин Москвы. Иван Николаевич был намного старше Улановой —
он был артистом Художественного театра. Берсенев был женат
на Софье Гиацинтовой, но ради Улановой оставил семью. Вместе они прожили
до смерти Берсенева  С конца 50-х годов Уланова жила с Вадимом Рындиным —
главным художником Большого театра. Он был старше нее всего на восемь лет.
Был умён, чрезвычайно начитан, с ним было очень интересно разговаривать.
Несмотря на то, что Уланова не любила говорить о личной жизни, как-то
она призналась: «Вадим Федорович был ревнивым. Иногда это приводило ко
всяким неприятностям. Но что лукавить?! В глубине души я думала: вот тебе
уже за сорок, а тебя ещё ревнуют…»  Он был неравнодушен к алкоголю —
говорят, именно из-за этого они и расстались. Но ни один из её мужей в
квартире, в которой сейчас находится музей Улановой, не жил. Балерина
переехала в неё в 76 лет, одна. Уланова говорила о своей личной жизни
так: «Наверное, я — просто по характеру не домашний человек, вот и семьи
не получилось. Но все мои мужья были люди творческие, талантливые,
очень интересные. Они многое мне дали, многому научили… Я всех с
признательностью вспоминаю». * Ещё в юности родители сказали ей:
«Галя, ты ни в коем случае никогда не должна иметь детей. Или сцена,
или дети…» Несколько лет вместе с Улановой жила её подруга
Татьяна Агафонова — журналистка, которая ради великой балерины оставила
карьеру и стала её компаньонкой, помощницей, домработницей. Уланова
относилась к ней как к дочери, но Татьяна рано умерла и тогда Галина
Сергеевна осталась совсем одна. Уже после смерти Улановой долгое время
оставалось под вопросом, кому достанется её квартира. Детей у неё не было,
 сама она была единственным ребёнком, но, разумеется, наследники на квартиру
с видом на Кремль быстро нашлись. Конституционный суд отказал им в праве
на наследство, но возникла другая опасность — что квартира и имущество
будет пущено с молотка. Инспектор-налоговик тогда даже сообщила ,
что в квартире Улановой «одни побрякушки». К счастью, всего этого
удалось избежать, когда квартиру взял на баланс Бахрушинский музей.
Большинство тех, кто посещает сегодня музей Улановой, удивлены тем,
как она просто и скромно жила — если учитывать, какие возможности у неё были.
Она сама себе готовила, убиралась в квартире и ходила по магазинам.
Любила играть со своим пуделем Большиком и всегда со смехом доставала
мячик, который он загонял под шкафы. Она говорила: «Я никакая не великая,
просто так сложилась жизнь и судьба. Я обыкновенный человек и хочу
остаться собой».
* Она прожила долгие 88 лет и к своему 90-летию в 2000 году намеревалась
написать мемуары, в которых хотела рассказать историю своей жизни,
опубликовать редкие фотографии и письма известных людей XX века.
Но книга Галины Сергеевны так и не вышла… По свидетельству нескольких
близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из
которых можно было что-то узнать о её частной жизни…
Умерла Галина Уланова 21 марта 1998 года от инсульта.
«Обыкновенная богиня», – сказал об Улановой Алексей Толстой.
«Человеком другого измерения» называл её Сергей Эйзенштейн.
«Гением русского балета» – Сергей Прокофьев.
«Я из другого века», – обронила как-то Уланова печально и с лёгким недоумением.
В 1990-е годы в Стокгольме был установлен памятник Улановой.
 Это — первый и единственный памятник русскому человеку за границей,поставленный
при жизни.
Великая балерина охоронена на Новодевичьем кладбище.
 
поставленный при жизни.....