Обычаи славян - часть 3

Евгения Грекова 2
               
                Мужские ремёсла  славян.
               
                Версия:

                По мотивам книг и статей:

 = Михаила Васильевича  Ломоносова (1711-1765)«Древняя Российская истории от начала   российского народа»
 = Ширинского Сергея Сергеевича (1937-2021) "Древняя Русь и славяне".
 = Валентина Дмитриевича Иванова (1902-1975))–  «Русь изначальная»
 = Рыбакова Бориса Александровича (1908-2001) «Язычество древних славян». «Русские вышивки и мифология»
 = Марии Васильевны Семёновой (род. 1958) - «Мы – славяне».

                *************************
               
   Северные и южные славяне проживали на огромной территории, с разными  климатическими условиями. Каждое племя было привязано к  определённому месту,  и занималось тем, что диктовала ему Природа. Жизнь требовала обеспечивать соплеменников жилищем, пищей, одеждой, предметами быта, защитными оберегами и амулетами,  оружием для защиты  от врагов. Для выживания  необходимы были знания и умение собирать съедобные и лечебные дары леса и многое другое.
Потому издревле распространённым на Руси было умение строить дома и подсобные помещения, позже - класть печи, изготавливать мебель; охотиться  на животных и зверей и добывать рыбу; сеять хлеб и выращивать овощи; разбираться в съедобных грибах, ягодах и травах; добывать дикий мёд; выращивать домашний скот;  обрабатывать шкуры животных; изготавливать из растений ткани и нити, шить одежду; прясть нити из шерсти овец, коз; вязать, ткать, прясть; использовать  травы для лечения недугов; изготавливать предметы быта, талисманы, обереги и амулеты; умение изготавливать оружие для воинов и орудия труда, а также  работать с деревом для изготовления ложек, тарелок, прялок и других  предметов, так необходимых в быту и т.д..
 
                Для справки: ***

   От наших далёких предков в сознании славян осталась вера в то, что:
= Талисман (от древнегреческого «посвящение, чары») является магическим предметом, который привлекает желаемые силы и ситуации к тому, кто его носит. Талисман  позволяет обрести удачу, любовь, финансовое благосостояние, стать более привлекательным.

= Амулет является магическим предметом, который имеет способность к снижению или отведению от его обладателя различных нежелательных ситуаций, сил, проблем. Считается, что амулет способен предотвратить сглаз. Кроме того, магические амулеты могут приносить удачу.

= Оберег может защитить человека во время столкновения  с такими неприятными явлениями, как сглаз, негатив и зло. Оберег - это не всегда личный предмет, который носят на теле или при себе. Его часто используют, чтобы защищать дом, или имущество. Оберег можно разместить на дверном косяке у входа в дом, у  порога, на кухне.
 
    Кстати, вышивка на одежде может также обладать оберегающей функцией. Классическим примером является одежда древних славян, в которой у каждого элемента было свое значение.

Раньше оберег носили рядом с важными и уязвимыми местами на теле. Народное сознание полагало, что особое значение имеет область вокруг лица, грудь, талия и ниже талии, запястье. Кроме того, оберег носили сзади, то есть на спине. Считалось, что этот предмет защитит от слов или сглаза, который бросили в спину.

Магические амулеты, талисманы и обереги являются  вещами, которые создал человек своими руками, но ими могут быть и предметы, имеющими природное происхождение (минералы, камни, клыки, перья, ветки растения и  т.д.)

                ***********************

«Всякому делу учиться надо» - вряд ли кто-то станет оспаривать эту очевидную истину. Вот и в далёкие исторические времена никто её не оспаривал, а чётко ей следовал, потому и уцелело человечество в целом, и славяне в частности, идя от простого к сложному, оттачивали своё мастерство, доводя его до совершенства, и передавали от отца к сыну, от поколения к поколению...
Так зарождались ремёсла; так жизнь развивалась от простого к сложному...

   Ремёсла делились на мужские, требующие наличие физической силы, сноровки, твёрдости, чисто мужского характера, и женские, для овладения которыми  нужны были творческие способности и навыки, чувство тонкого восприятия прекрасного, ловкость пальчиков, усидчивость, терпение и многое другое, что присуще женской натуре...

                Мужские ремёсла:

                Кузнечное дело.

   Кузнечное ремесло на Руси являлось самым популярным делом, кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работ на поле, огороде; оружие и доспехи для воинов; различные предметы быта...
 
Самым старым способом обработки металла являлась ковка. Ковка – это обработка металла, с помощью нагревания его до высоких температур. 
После нагревания изделие помещалось на наковальню и доводилось до нужной формы и размеров с помощью молота, после чего изделие опускали в воду  для закалки.
 
   Так же древние кузнецы занимались ЛИТЬЁМ:  металл  плавился  до жидкого состояния и отливался в нужные формы. Для изготовления оружия производилось сначала литьё, затем ковкой  изделие доводили  до нужного состояния и, если требовалось, затачивали.
 
В кузнечном деле использовались различные инструменты, такие как молот, наковальня, кувалда, горн, зубила и клещи.
Молот – это орудие, которое использовалось при ковке, с помощью его правились изделия. Молоты, чаще всего, выполнялись из чугуна, по форме и принципу действия напоминали современный молоток.
 
Кувалда – это инструмент для нанесения очень сильных ударов, которая  по форме также напоминает современный молоток, только очень большой и тяжёлый с длинной рукоятью. 
Для плавления металлов использовался горн, большая печь, ширина которой больше высоты. Также не мог обойтись кузнец  без наковальни - главного опорного кузнечного инструмента, на котором производилась ковка. Для удерживания раскалённого металла использовались кузнечные клещи, а для его обработки – прочный металлический стержень, называемый зубило...

                Скорняжное дело.

   Скорняки занимались выделкой и обработкой шкур животных. Пушнина и изделия из кожи использовались в создании одежды, кроме того, это был товар, один  из самых главных в торговле, приносящий Роду реальный доход...

Сначала на мясную сторону шкуры наносили овсяный состав и оставляли на несколько дней для размягчения. Затем с помощью специального ножа, размякшее мясо счищалось, и шкура обрабатывалась измельченным мелом для удаления влаги. Далее шкура выбивалась и вытягивалась, после чего её можно было использовать для изготовления изделий.
               
                Гончарное дело.
 
    Гончарное ремесло на Руси, наряду с другими ремёслами, являлось весьма важным и прибыльным делом. Изначально этим видом деятельности занимались исключительно женщины. Для производства посуды и предметов быта использовалась глина, которая смешивалась с песком, ракушками, кварцем. После чего из получившейся глиняной массы, вручную, лепили сосуды различных размеров.
 
Позже гончарное дело перешло  в руки мужчин. В конце 9 века появилось важное орудие для производства посуды – гончарный круг. Он был деревянным, крепился к специальной скамье. Одной рукой гончар вращал круг с глиняной массой, а другой формировал из неё посуду. Из глины изготавливали и первые игрушки, которые несли свой символический смысл; считалось, что различные свистки и колокольчики  отгоняли от детей, от дома злых духов. Предметы интерьера, чаще всего были выполнены в виде птиц и зверей.

                Работы по дереву.

Одним из важных мужских ремёсел были работы по дереву. Из лиственных пород делали  детские колыбельки, столы, скамьи; из плодовых деревьев -  ложки.
 
                Ложка как столовый прибор:

На Руси ложка появилась по приказу князя Владимира в 998 году, который сразу после крещения Руси, ввёл правило кушать не руками, а специальными для того приспособлениями.
Деревянные (из липы, вишни, яблони, рябины, сливы, груши и пр.) ложки были лёгкими, удобными, не нагревались от горячей пищи.
 
Их изготавливали особые мастера «ложкари».  Изготовлением ложек занимались всей семьёй в зимний период отдыха от полевых работ. Заготовки, которые называли «баклуши», поручали делать детям и подросткам.
   
(Выражение «бить баклуши», позже приобрело смысл «ничего не делать», так как работа эта была  самая примитивная и лёгкая, не требующая особого мастерства).  Далее за обработку «баклуш» брались старшие члены семьи.
Первые ложки были грубоватые с толстой ручкой, постепенно им стали придавать более изящные формы. Каждый мастер имел свои  индивидуальные  формы, рисунки  и краски.

Расписывать «под хохлому» ложки стали только спустя столетия,- в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

               Ложка в качестве музыкального инструмента:

   Впервые их в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали весёлые песни и частушки ритмичным постукиванием одной ложки об другую. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки были  «душой» любого русского гулянья.
Кстати, очень полезно обучать маленьких детей игре на  ложках. Это развивает не только чувство ритма и мелкую моторику, но и позволяет снять чрезмерную активность маленьких непосед и  знакомит их  с традициями наших предков.
На Руси у каждого члена семьи она была своя, поэтому часто её  носили с собой  в особом мешочке.  Отсюда пошло и выражение: «К чужому столу, да со своей ложкой».

                Гадание на ложках:

На ложках  в старину гадали целыми семьями. Самым известным было гадание в  бочке с водой. Ночью каждый член семейства клал в наполненную водой бочку свою ложку. Воду хорошо взбалтывали. Утром смотрели: если все ложки сгрудились в одном месте, - это означало, что  весь год в Роду все будут здоровы и благополучны. Если же одна из них оставалась в стороне – быть беде – либо кто-то умрёт, либо от рода отобьётся.

                ************************

                Многофункциональность ножа:

   Нож был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории... В далёком прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. В Древней Руси (11-12 века) нож являлся атрибутом любого свободного человека. Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребенок, в определённом возрасте, получал нож, с которым никогда не расставался.

    Кстати:

Как столовый прибор, нож стал использоваться  позже,  чем ложка, сначала в княжеских домах, затем в домах зажиточных бояр...

                Ювелирное дело:

    Мировое ювелирное искусство начиналось с украшений, которые изначально делались из кости, морских ракушек и т.п. Но в VII тысячелетии до н.э. человечество изобрело технику механической обработки самородного камня, а в V тысячелетии до н.э. появляется высокотемпературное плавление меди в горнах и техника литья. Ювелирное искусство начинает стремительно развиваться.

Несмотря на трудные условия жизни в те далёкие времена, славяне жили «не хлебом единым». Умение изготавливать ювелирные изделия также занимало людей.
Самым популярным ювелирным изделием в Древней Руси были колты, а попросту - височные кольца. Чаще всего эти кольца были полыми, изготовленными из золота или серебра. Для изготовления височных колец древние ремесленники использовали  ювелирную  технику, называемую ЗЕРНЬЮ: готовые колты украшались маленькими металлическими шариками.

Также в ювелирном деле использовалась СКАНЬ. Это тонкая, как волосок, проволока из золота или серебра, которая скручивалась в жгут, из него «плели» ажурные узоры. В наше время на раскопках были найдены великолепные колты, украшенные жемчугом и разноцветными рисунками.
 
Еще одной излюбленной ювелирной техникой славян являлось ЧЕРНЕНИЕ, которое использовали для украшения браслетов. Чернь – это сплав из олова, меди, серебра и других металлов. Её наносили на изделие, как основу для будущего рисунка. В качестве узора чаще всего использовали языческую тематику и символы.

                *********************
                Для справки:

Изречения из политического документа начала 13-го века под названием:
"Моление Даниила Заточника»:
 ="Лучше бы ми железо варити, нежели со злою женою быти", (читай: «жить со злой женой также тяжело, как  железо варить»).
  ="Не огнь творит разжение железу, но надмение мешное", (читай: « Без непрерывного дутья мехами железа не сваришь»).
  ="Безумных бо ни куют, ни льют, но сами ся ражают" ( читай:  «Дураков не сеют и не пашут — они сами родятся»).
  ="Ржа ест железо, а печаль ум человеку".
  ="Злато бо искушается огнём, а человек напастьми". ( читай: «Золото огнем, человек бедой познается»).

 Эти и подобные им изречения приводятся в тексте как взятые из самых обычных дел, подобных черпанию воды из колодца или выпечке хлеба. Именно так упоминаются многие металлургические и металлические дела в древних славянских былинах, песнях и иных произведениях народного эпоса.

Названия, упоминания и образы, подобные приведенным, показывают, что труд по добыче и обработке металла был в древней Руси одним из самых обычных и распространенных.

Отсутствие  в сохранившихся памятниках древней письменности каких-либо специальных описаний металлообрабатывающих процессов объясняется очень просто: не было особой нужды их описывать. Они были общеизвестны народу, для которого производство железа издавна было столь же жизненно необходимым и столь же освоенным, как производство хлеба.
Раскопки русских городов VII-VIII веков показывают, что в этих городах работало немало ремесленников, занятых добычей и обработкой металлов.

                ******************

С 1586г. каждый из побывавших в московском Кремле отдает дань почёта пушечному и колокольному литцу Андрею Чохову (родился около 1545 –ум. 1629), отлившему  Царь-пушку весом в 2400 пудов (40 тонн). Его имя сохранилось на других пушках: "Троил" (430 пуд.), "Аспид" (370 пуд.) и многих других. Великий мастер пушечных дел, он воспитал многих учеников, среди которых особо выделяются Дружина Романов, Богдан Молчанов, Василий Андреев, Микита Провоторхов.

Андрей Чохов отлил свою Царь-пушку из бронзы в 1586 году, в начале правления царя Фёдора I Иоанновича, сына Ивана Грозного (будущего зятя Бориса Годунова). Новому царю, который, как считается, был слаб умом, тогда было всего 11 лет. Тем не менее, с правой стороны пушки у дула есть его литое изображение в виде наездника в короне и со скипетром, а в средней части ствола справа имеется надпись, из которой следует, что пушка отлита его повелением. Там же, но с левой стороны, – другая надпись, в которой указывается место отливки (Москва), год «7094 от сотворения мира», и имя автора («литец Ондрей Чохов»). В соответствии с традициями русских литейщиков того времени Царь-пушка великолепно художественно оформлена.

                *******************

Знали многие ремёсла.               
Весь в труде  там  жил народ          
А  мужчина был вынослив,
Ведь на нём держался Род. ..
      
...Был кузнец у них в почёте,-               
Подчинял себе металл.
Он «волшебник» был в работе:
Быт нелёгкий облегчал.

Он ковал  серпы и косы,               
И лопаты, топоры,
Что не ведали износу,-
И в  хозяйстве все добры.

Наковальня и кувалда,               
Горн, зубило, молоток,
Клещи; печь - вот всё что надо,
В чём нужду имел  знаток.

И с литейным производством               
Был знаком славянский люд;
Под Андрея руководством
Мастера там пушки льют.

Имя автора «Царь-Пушки»               
Всем известно с давних пор.
Вся в узорах-завитушках –
Оторвать так трудно взор.

Есть легенда: "не стреляла               
Эта пушка никогда,-
Устрашением стояла
Шедшего на Русь врага".

***********************
    
...Обработкой шкур животных               
Занимались скорняки.
(Раньше – женщины, охотно),
Но потом уж – мужики...

В доме всем нужна посуда,-               
Снова «дамы» впереди;
И опять случилось чудо,-
В дело влились мужики:

Оттеснили женщин вскоре;               
Создали  гончарный круг.
«Сдали те «дела», не споря,
Есть другое для их рук.
*************************

...В быт вошла хозяйкой ложка               
Сразу как крестилась Русь;
Изготовить её сложно,
Но процесс представить тщусь:

Мастерили ложки часто               
Всей огромною семьёй;
Стар и мал – и он участник.
И зимою,встав с зарёй,

Там подросток «бил баклуши»,               
Мастер «лишку» убирал,-      
Из лип, яблонь, клёна, груши
Чудо дивное «ваял».

(Не работал мастер с хвоей:               
Есть секрет у ремесла,-
и смола, и запах стоек),-
Ложка будет не годна).   

Инструменты: мал топорик,               
Нож, теслО, кривой резак...
С мастером никто не спорит,-
В этом, тоже, он - вожак.   

Ложку там имеет каждый,-               
Даже в гости ходит с ней;
В Русь, явившись лишь однажды,
Навсегда осталась  в ней.

...В старину на них гадали,               
Поместив их в чан с водой:
Если в кучу собирались –
Будет лад со всей роднёй.

Если ж – НЕТ: одна в сторонке,               
Значит, скоро ждёт беда:
Иль умрёт кто в их хатёнке,
Иль уедет навсегда. 

А ещё на них играли,               
Чётко отбивая такт:
Вечера так коротали,
Развивая свой талант.

Ну, а вилка появилась               
Много позже, чем она.
Правда, тут же воцарилась,
Ибо стала всем нужна.               

...Самый первый «туз в колоде»-               
Несомненно - острый нож;
Он был главным на охоте,
Стал потом на кухню вхож...

*************************

...Ювелирные работы –               
Суть мужское ремесло;
Приносило в Род доходы,
Мастеров к себе влекло.

Понимали наши предки:               
«Люд не только хлебом сыт»,-
И изящные предметы
Украшали древних быт.

Золотая ЗЕРНЬ на колты               
Наносилась не спеша,-
Цветом дивным ярко-жёлтым
Услаждалась их душа.

Нитей тонких волосинки               
Золота и серебра
В жгут свивались, и в «снежинки»
СКАНЬ плелась как кружева.

***************************

...Сеяли ячмень и просо,               
Колосилась в поле рожь.
И на тех смотрели косо,
Кто гнушался  общих нош.

...В вёсны землю ублажали,               
Урожай могла чтоб дать.
Велес – бога почитали,
Чтоб, живя, не забывать,       

Что защитник, покровитель               
Их богатства – это он;
Их премудрости учитель
И их внутренний закон…

Продолжение следует: