5Исторические личности и их образы в балете

Галина Александровна Романова
(Продолжаю тему «Эпоха Ивана Грозного через призму балета»)

В данном эссе ограничимся описанием трёх исторических личностей рассматриваемой эпохи: царь Иван Грозный, князь Курбский и Анастасия – первая жена царя. Это вполне понятно: именно эти три образа являются главными в балете. О личности Ивана Грозного, чьё имя и носит эпоха, мы довольно подробно уже говорилиI. А вот почему именно князь Курбский и Анастасия? Давайте разберёмся на основании исторических сведений, почему именно этими главными образами ограничился Юрий Григорович?

Анастасия, Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (1530/1532 – 28.07.1560) – первая жена царя Ивана Васильевича, мать будущего царя Фёдора Иоанновича. Считается, что смерть царицы (предположительно отравленной) вызвала изменение душевного состояния Ивана IV и стала одной из причин, обостривших его борьбу с боярством. Именно от рода этой царицы произошла династия Романовых, сменившая Рюриковичей.

Брак Анастасии возвысил род Романовых. Позволил в дальнейшем внучатому племяннику Анастасии – Михаилу Фёдоровичу, стать родоначальником новой династии. Анастасия славилась своей красотой, и была выбрана Иваном после венчания на царство из множества претенденток со всей Руси. Возможно, именно это обстоятельство (психология выбора в юном возрасте) так повлияло на чувство царя и в дальнейшем – на изменения в его поведении после потери жены, но оставим это предположение психологам. Правда, на царский выбор мог повлиять и тот факт, что дядя Анастасии был у малолетнего Ивана опекуном. Мне это показалось вполне вероятным.

Венчание состоялось в 1547 году, супружество длилось 13 лет. Среди личных достоинств Анастасии, по описанию современников, были целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость. Её ум называли основательным. И это всё в добавление к красоте. Таким образом, Анастасия обладала всеми женскими добродетелями.

Бояре, и надо иметь это в виду, не одобряли выбор Ивана IV и его женитьбу. Имеется, к примеру, такое документальное свидетельство. Князь Семён Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?». В свою очередь Иван Грозный в посланиях к Курбскому упрекал бояр в ненависти к Анастасии.

По словам летописцев, «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели». Англичанин пишет о ней аналогично: «Эта царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

Мудрая царица Анастасия находила способы утихомирить мужа, используя его суеверные и религиозные страхи. Под влиянием Анастасии Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, который помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоём они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключённых и больше не травит людей голодными зверями.

Царица родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве. Как и было принято, она занималась рукоделием, вышиванием в своей мастерской, ряд произведений из которой хранится до сих пор в музеях России. Они свидетельствуют о вкусе и таланте хозяйки мастерской. Отличительная особенность этих работ – их историческая тематика: победа русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, царственное покровительство православным народам.

Если говорить о причинах смерти царицы, то в 1559 году она серьёзно заболела, из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась. Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году, когда спектральный анализ волос царицы показал значительную концентрацию тяжёлых металлов.

Иван очень переживал о смерти царицы и, по свидетельствам,  вспоминал её всю жизнь. С уходом Анастасии он лишился не только супруги, но и добродетели. Иван Грозный, подозревая окружающих в её убийстве, начал первую заметную кампанию против бояр и ближних советников. Сам царь во втором послании к Курбскому писал: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было». Также Иван указывал, что «и отравами царицу Анастасию изведоша».

Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников: священника Сильвестра и А.Ф. Адашева. Прямых доказательств не было, но на совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены.

«Тринадцать лет он наслаждался полным счастьем семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной, — пишет историк Карамзин, — но ещё не знали, что Анастасия унесла с собой в могилу! Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели».

Просмотр балета «Иван Грозный» после знакомства с историческими материалами об Анастасии показал, что её образ – это свет для Ивана IV, человеческий свет его правления, это громадная его личная потеря, изменившая личность, высвободившая в ней черты деспотизма, жестокости. Показано это очень талантливо и ярко.

Князь Курбский, князь Андрей Михайлович Курбский (1528 – май 1583) – ближайший приближенный Ивана Грозного,  русский полководец, политик, писатель, переводчик и меценат. Он происходил из смоленско-ярославской ветви Рюриков.

Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Род Курбских проявлялся в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена на Северном Урале, воевали под Казанью, с крымскими татарами. Род Курбских, будучи на административных должностях (наместники в Устюге Великом, Пскове и др.), не добился больших успехов. Андрей был старшим сыном московского воеводы, князя Михаила Михайловича Курбского, имевшего боярский сан. Князья Курбские часто поддерживали оппозицию правящему режиму.

В 1549 году 21-летний князь Андрей Курбский в звании стольника участвовал во втором походе царя Ивана Васильевича Грозного на Казанское ханство вместе с одним из своих родственников. После казанского похода князь был воеводой в одном из городов на юго-западных границах, охраняя их от татарских набегов. В 1551 году он командовал полком на берегу реки Оки, ожидая нападения крымских и казанских татар. Несмотря на свою молодость, князь Курбский пользовался особым доверием царя, о чём есть доказательства в исторических источниках.

В 1552 году царь Иван Грозный с большой армией выступил в новый поход на Казанское ханство через Коломну. Получив известие о том, что войско крымских татар осадило Тулу, царь направил туда на помощь тульскому гарнизону в том числе и полк Курбского-Щенятева. Крымский хан при приближении русских воевод снял осаду и бежал в степи, где князья Курбский и Щенятев разбили их, взяв многих пленных и ханский обоз. В этой битве Андрей Курбский получил тяжкие раны, но быстро выступил в новый поход, прикрывая движение царя к Казани, а затем брал с Иваном Грозным Казань и со своим полком преследовал убегающих татар.

В своей «Истории кн. вел. Московского», князь Андрей Курбский описывал эти события. Во время казанской осады Андрей Курбский вместе с младшим братом Романом проявил выдающуюся храбрость. В «Царственной книге» имеется подтверждение этого рассказа: «А воевода князь Андрей Михайлович Курбский выеде из города, и вседе на конь, и гна по них, и приехав во всех в них; они же его с коня збив, и его секоша множество, и прейдоша по нем за мертваго многие; но Божиим милосердием последи оздравел; татарове же побежаша на рознь к лесу». В это время Курбский был одним из самых близких к царю Ивану Грозному людей.

В марте 1553 года молодой царь Иван Грозный сильно заболел и велел боярам принести присягу на верность своему малолетнему сыну царевичу Дмитрию. Однако многие крупные бояре и сановники поддерживали кандидатуру удельного князя Старицкого (двоюродного брата царя). Бояре спорили и медлили с присягой. Священник Сильвестр и Алексей Адашев (которых, кстати, подозревали потом в отравлении Анастасии), самые близкие к царю люди, о которых князь Андрей Курбский отзывался с большим почтением, также отказывались присягать на верность малолетнему царевичу. Андрей Курбский тем не менее к ним не примкнул. В последующие годы он не однажды выполнял поручения по подавлению восстаний, получал знаки царской милости и в 1556 году Курбский был пожалован царём в бояре.

С началом в 1558 году Ливонской войны огромное русское войско (по словам князя Курбского, более чем в 40 тысяч воинов) выступило из Пскова в Ливонию, одним из командиров сторожевого полка был князь Андрей Курбский. Войску был дан приказ «воевать землю», то есть жечь и опустошать посады. Войско возвратилось с большим количеством пленных и богатой добычей. Ливонский орден начал переговоры о мире, но Иван Грозный на перемирие не согласился. В походе Курбский был первым воеводой передового полка (авангарда). За весну и лето русские завоевали до двадцати городов. «И пребыхом в той земле аж до самаго первозимия, - пишет князь Курбский. - И возвратихомся ко царю нашему со великою и светлою победою».

Весной следующего года Курбский был послан на южную границу, которой вновь угрожали крымские татары. Князь Андрей Курбский вместе с князем Мстиславским были назначены воеводами правой руки, стояли в Калуге, в Мценске. В августе, когда крымская угроза миновала, Курбский вернулся в Москву.

В 1560 году, когда начались неудачи в Ливонии, Иван IV поставил во главе русского войска Курбского, который одержал над рыцарями и поляками ряд побед. Был воеводой в Юрьеве, затем командовал в ряде походов в Ливонии, командовал сражением с польско-литовским государством из-за прав на обладание Ливонией, был назначен воеводой в Великие Луки. Затем, уже под Невелем, Андрей Курбский, командуя большим войском, не смог отразить литовский набег. Участвовал в 1562 году в большом походе под командованием Ивана Грозного на Полоцк.

В это время уже начались преследования и казни сторонников Сильвестра и Адашева, побеги опальных или испуганных царской опалой в Литву. Курбский в 1563 (или 1564 году), получив известие о предстоящей опале, бежал и поселился в Великом княжестве Литовском. Надо сказать, что есть мнения, что Курбский передал сведения о передвижении русской армии, что привело к поражению под Улой. К тому же, король Сигизмунд-Август и вельможи польские писали Курбскому, уговаривая его перейти на их сторону и обещая ласковый приём.

Обещания свои выполнил, передав русскому беглецу и его сопровождавшим обширные поместья в Литве и на Волыни. Уже осенью 1564 года Курбский воюет против Москвы. Поскольку он прекрасно знал систему обороны западных рубежей, при его участии литовские войска неоднократно устраивали засады на русские отряды. Курбский участвовал в осаде польско-литовским войском города Полоцка, в опустошении земель Великих Лук.

Интересно, что из Литвы он вёл с Иваном Грозным многолетнюю переписку, в которой отмечал и то, как царь расправился с его родственниками. Жизнь его на новой «родине» можно, по моему мнению, оставить за пределами настоящего эссе по ряду причин, в том числе и потому, что в балете «Иван Грозный» она находится за пределами взятого временного периода, хотя, безусловно, для более глубокого понимания личности Курбского она представляет интерес. Мне кажется многозначащим тот факт, например, что там, в Литве, Курбский именовал себя князем Ярославским.

Как уже упоминалось, мнения об исторической эпохе Ивана Грозного, о нём самом, равно как и о балете «Иван Грозный», высказываются и существуют самые различные. Вот так же обстоит и с оценкой личности князя Андрея Курбского. Знакомство с информацией о нём позволило обратить внимание и при просмотре балета на то, как выведен образ этого героя в хореографическом произведении искусства. Правда, без достоверности, ведь в спектакле причиной его поведения показано мщение из-за любви к Анастасии. И вот тут-то ещёраз хочется отметить, что историю стоит знать, тем более при просмотре произведения на историческую тему. Оказывается, именно противоречивой фигурой показан князь Курбский и в балете. Близок к царю, смелый участник битвы за Казань, возвышен Иваном Грозным и облачён доверием, но неоднократно мелькающий в сценах в качестве тревожной противостоящей угрожающей силы, приверженной боярам и выведенный в итоге как отравитель Анастасии, как обобщающий образ противостояния Грозному. Именно такое понимание сложилось у меня.