Страны Московской утверждение. Святой князь Даниил

Анастасия Сергеевна Соколова
               

               

                «СТРАНЫ МОСКОВСКОЙ УТВЕРЖДЕНИЕ»
                СВЯТОЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ 
                1261-1303

    

        В глубине бывшей  барской  усадьбы,  в окружении буйно разросшихся кустов сирени  затаилось здание  нашей  деревянной  двухэтажной школы.    Изящная резная беседка, увитая  диким  плющом,   придавала особый   уют этому   тихому, заповедному уголку   Замоскворечья.  Все здесь ласкало глаз, вселяло в душу  покой и умиротворение. 
        Но стоило только перевести взгляд на другую сторону улицы,  как  благостное настроение  сменялось чувством тревоги.    Вдоль  четной стороны   Даниловского вала возвышались  мрачные,  почерневшие от времени  стены  древнего   Свято-Данилова  монастыря.   Удручало  не только состояние  самого древнего, «первого на Москве» монастыря, основанного  в 1282 году младшим сыном святого благоверного князя  Александра Ярославича Невского,  князем Даниилом Александровичем Московским,  но и то,  что власть не нашла святому месту иного применения, как разместить  за  монастырскими стенами колонию для отбывающих сроки малолетних преступниц.
        Удручало, но  уже никого не удивляло.  Ведь  руководитель государства обещал к 80-му году, то есть,  ко времени построения коммунизма в СССР, показать  нам «последнего попа».  Новый виток атеистического мракобесия, сравнимого по масштабам с церковными погромами 20-х годов начала века, набирал силу.
        И тогда  невозможно было представить, что через два десятилетия, в 1983 году   именно  этот первый  московский монастырь  станет  в Москве  первой  Божией  обителью,   возрожденной к духовной жизни, и  под сенью древних монастырских стен  разместится  синодальная  Резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с помещениями Священного Синода и домовой церковью в честь  Всех святых в земле  Русской   просиявших.  В  храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов  каждое утро  будет совершаться  братский молебен  основателю   монастыря, святому благоверному князю Даниилу Александровичу Московскому,  положившему  начало объединению удельных княжеств в единое   могучее  Российское государство под главенством   Москвы и освобождению русских земель от монголо-татарских завоевателей.

                Младший сын Александра Невского   
      
        Родоначальник  московской линии Рюриковичей: великих князей и царей Московских,  святой благоверный князь Даниил Московский  родился в  стольном граде Владимире в 1261 году, в злое время  русской национальной  катастрофы. Уже тридцать  лет Русь находились под властью золотоордынских ханов. Многие города, являвшиеся  центрами ремесел, торговли и культуры, были разрушены и уже никогда не восстановились.  Количество погибших и уведенных в плен  исчислялось сотнями тысяч человек. Пользуясь разобщенностью русских князей,  захватчики умело управляли  страной. От воли  хана зависело назначение князей   на великокняжеский стол и  разрешение междоусобных споров между  русскими князьями. Золотой Орде смута между  князьями   была выгодна: вражда не позволяла русским князьям объединиться против поработителей. Принцип завоевателей «Разделяй и властвуй!» действовал безотказно.               
        Князь Даниил  был  четвертым, младшим сыном  великого князя  Киевского и Владимирского,  Александра Ярославича Невского (1220-1263)  и   супруги его, — Александры, дочери Полоцкого князя Брячислава Васильковича.
        Младший  княжич   был наречен  Даниилом в честь преподобного Даниила Столпника, христианского подвижника V  века. Образ  небесного  покровителя князя  отображен на печатях Даниила Московского.  До рождения  Даниила в великокняжеской семье росли три его старших брата: Василий, Дмитрий и Андрей и сестра Евдокия.
        Двух лет от роду Даниил лишился отца.
        В 1262 году  в ответ на притеснения со стороны татар во многих русских городах  вспыхнули мятежи.  Во Владимире, Суздале, Ростове Переславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. За мятежами неминуемо должна была последовать расправа.  Опытный  военачальник и дальновидный дипломат, Александр Невский  последовательно  проводил  политику,  как в отношении  западных агрессоров, так  и  восточных золотоордынских  завоевателей.  Князь отправляется в Орду. Несмотря на тяжелую ситуацию,  Александру Ярославичу удалось уговорить хана не наказывать мятежников. Кроме того, князь добился для русских людей права не участвовать в качестве воинов в походах Золотой Орды.  Эта поездка великого князя  затянулась на год.  В Орде  он  почувствовал недомогание и, будучи больным,  выехал на Русь.
        Александр  Ярославич Невский   скончался в Городце Волжском, 14 ноября 1263 года,  перед смертью приняв схиму,  - высшую степень монашества, под именем Алексея.  Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о смерти князя  словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!».  Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре,  во Владимире.
        «Соблюдение Русской земли, — писал историк С. М. Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси   и  сделали  его  самым  видным    историческим   лицом   в  древней   истории от Мономаха до Донского».
        Вдова   Невского, княгиня Александра,  приняла  постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса. Время преставления матери  князя Даниила в летописях не указано. Однако известно, что погребена великая княгиня Васса в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре, в народе  получившем название  «Княгинин монастырь».  У окрестных жителей  княгиня почиталась праведной.
                ____________
             
        После смерти   великого князя  Александра  Ярославича Невского, высшую власть во Владимирской земле получил  в рамках лествичного права  родового наследования  его брат Ярослав Ярославич Тверской (1230-1272).
        Обычай  лествичного престолонаследия на Руси  предполагал передачу наследных прав между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем  — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения. Женщины к наследованию не допускались.
        Сыновья Александра Невского  поделили отцовское наследство.  Младшему в кормление досталось  Московское княжество,  самое малое и бедное,  по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья:
        «Видяще, святее, братия твоя отрока тя еще мала суща, наследия отча лишити тя умыслиша и удел малейший, Московский, точию вдати ти изволиша; ты же, кроток сый и незлобив,  ничтоже противовещал еси и за обидящих тя Господеви молился еси». 
        Прежде в Москве не было постоянного княжеского стола. Московское княжество на короткое время выделялось во владение сыну Всеволода Большое Гнездо Владимиру Всеволодовичу (княжил несколько месяцев в 1213 году), внуку Всеволода Владимиру Юрьевичу (1236—1238) и дяде Даниила Михаилу Ярославичу Хоробриту (1246—1248). После их смерти город возвращался в состав Владимирского великого княжества.

        Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании  князя  Даниила его дядей-опекуном,  великим  князем  Ярославом Ярославичем,  и об управлении  Москвой  тиунами  великого князя Ярослава, пока тот  с 1264  года  и до своей кончины в 1272 году занимал великокняжеский стол во Владимире. 
         Юный князь Московский  охотно изучал грамоту, воинское и политическое искусства. От  своих воспитателей  князь узнавал о жизни  и подвигах  его легендарных пращуров:  князе Владимире Красно Солнышко, Крестителе Руси,  его святых сыновьях  князьях  Борисе и Глебе, о  великих  строителях земли русской, благочестивых, мудрых и дальновидных властителях и воинах -  князьях  Владимире Мономахе, Андрее Боголюбском,  Всеволоде Большое Гнездо.   О жизни  своего отца юный Даниил узнавал из уст митрополита Кирилла, из рассказов родственников и многих очевидцев, свидетелей   беспримерных  подвигов  Александра Ярославича  Невского. 
        И по материнской линии князь  Даниил был потомком легендарных воинов Древней Руси, – Мстислава Удалого и Мстислава Храброго.
        В годы правления Московским княжеством  князь Даниил,  «добродетели высокия в сердце вкоренивый»,  все сложные междоусобные  конфликты  старался  решать  исключительно мирным путем,  по примеру своего отца, никогда не участвовавшего  в  княжеских междоусобицах.   

                Строитель и миротворец

        Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич  отошел ко  Господу   в 1272 году. Недолго  после старшего брата Ярослава княжил на Владимирском престоле   Василий Ярославич, скончавшийся в 1276 году.  После смерти дядей юный    князь Даниил переезжает  из Владимира в   Москву  и  приступает к правлению доставшимся ему по наследству Московским княжеством, в те времена маленьким и незавидным.
        Обустройство на новом месте князь начал со строительства в Кремле   Спасо-Преображенского храма.    Вместо деревянных церквей  возводились  каменные. «Стольный град твой храмы Божиими украсивый, величию Москвы тем послуживый».    Для торговли  князь  Даниил выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью.  «От бед и скорбей всем скорое прибежище», молодой князь, проявлял заботу и милосердие к своим подданным, тем «многия други себе стяжавый».    «Хозяин Москвы», так  стали называть в народе князя Даниила, который  «над людьми бо своими царствуя, слезу всяку  от лица страждущих отымал еси».
        После  смерти  великого князя Василия Ярославича власть во Владимиро-Суздальской земле   перешла к Дмитрию Александровичу,  второму сыну  Александра Невского.  Старший   сын  Невского Василий  скончался в 1271 году. 
        Не прекращающиеся междоусобицы между  старшими братьями  сотрясали Русь.  Андрей Александрович, князь Городецкий,  ждать власти после  смерти старшего брата   не желал.    Борясь со старшим братом Дмитрием  за  великокняжеский стол, Андрей  обращался к золотоордынскому  хану,  и приводил  на Русь татарские отряды, опустошавшие русскую землю.
        Столкновения   между старшими братьями огорчали  князя Даниила, не желавшего участвовать в братоубийственных  войнах.  Знание  далекой и близкой русской истории,  память об отце, великом князе Александре, спасителе и защитнике Руси,  помогали  князю  Даниилу  постигать науку власти и государственного служения.   Неизбежно вовлекаемый  в междоусобия князей,   миролюбивый  князь Даниил, Богом дарованной ему мудростью  добивался мира: в ходе переговоров  многие  столкновения    удавалось  предотвратить.
        В  1282 году  у города Дмитрова  при встрече князей, боровшихся  против великого  князя Дмитрия Александровича за великое княжение,   стараниями   князя  Даниила Московского  соперники заключили мир,  и противостояние обошлось без кровопролития.   

        Как отмечает  историк, профессор В.В.Назаревский в своем труде «Из истории Москвы. 1147-1913»,  князь Даниил «соединил в себе святость, храбрость и политическую мудрость отца своего.   При нем  Москва окрепла. Выросший под бурями татарскими, среди борьбы своих родичей из-за Владимирского великокняжеского стола, наш энергичный князь направил свои силы на увеличение и округление собственного небольшого удела.  Князь Даниил Александрович Московский был домовитым хозяином и обустраивал стольный град храмами».
        В  1282 году  в Замоскворечье,  на правом берегу Москвы-реки, на южной Серпуховской дороге,  20-летний князь начинает строительство «первого на Москве»  монастыря в честь своего небесного покровителя  преподобного Даниила Столпника.      Место, выбранное князем для строительства, находилось недалеко от дороги, ведущей из Москвы в  Серпухов, Рязань и дальше, в Золотую Орду.   
        В построенных вокруг храма  монашеских  кельях  поселились первые иноки.  Монастырь  разрастался, становился известным далеко за пределами Москвы. К стенам Божией обители по воскресным и праздничным дням стекалось множество богомольцев.
        Через три года, в 1285 году, князь Андрей  привел на Русь татарские полки.  Великий князь Дмитрий Александрович, вместе с другими князьями, внезапным ударом одолел кочевников.
        В   том же году на земли тверского князя Михаила  напали литовцы,  и  московский князь Даниил  поспешил на помощь Твери. «Скорый в помощи, милостивый в нуждах», сын князя Александра Невского встал  на защиту Руси от иноземных захватчиков, продолжив дело своего отца.   Враг был повержен.               
        Борясь  со своим старшим братом  великим князем Дмитрием Александровичем за  великое  княжение,  князь Андрей  вновь «сходил» в Орду, задарил хана  и привел на  Северо-Восточную Русь многочисленное  татарское войско во главе с  братом хана Токты, ордынским полководцем  Туданом,   в русских летописях именующимся  Дюденем.  В 1293 году  князь  Андрей с  «Дюденевой ратью» захватил и опустошил   Муром,  Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь и Москву.  Всего 14 русских городов.
        Из новгородской летописи: «В лето 6801 (1293)… Того же лета би чолом Андреи князь цесареви съ иными князи на Дмитриа князя с жалобами, и отпусти цезарь брата своего Дуденя съ множеством рати на Дмитриа. О, много бяше пакости крестианомъ безвинныя городы поимаша: Володимеръ, Москву, Дмитровъ, Волокъ и иныи  грады, положиша всю землю пусту…».
        «Никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского» - так отозвался историк Н.М.Карамзин об Андрее Городецком.      
        Свято-Данилов  монастырь первым встретил нашествие «Дюденевой рати» на Москву. Как и вся московская земля,  Божия обитель была сожжена.   Чтобы  возродить  Москву  из руин,   князь раздает свое личное имение обездоленному народу, с которым он разделил все тяготы и беды: «Сиротам и вдовицам отче благосердный… людем твоим  помощниче богодарованный».   Всем миром трудились москвичи,  вновь  созидая Московское княжество. И Москва  возродилась, восстав из руин.
        В 1294 году скончался великий князь Дмитрий Александрович (1250-1294), перед смертью  приняв монашеское пострижение в великую схиму.  Князь-схимник  был погребен в его родном городе Переславле.  Великое княжение перешло  к  Андрею.
        В 1295 году  князь  Андрей   вновь  собирает войско,   теперь возжелав  присоединить к своим владениям Тверь, Москву и Переславль.   Князья  этих городов  объединяют  усилия   и  единым войском  выступают против  великого князя. Мудрость младшего брата, его великодушие и  миролюбие и на этот раз  берут верх над ожесточенностью старшего.     После девяти дней противостояния ополчений друг против друга, переговоров и обмена послами,  «князья стали пересылаться и помирились». 
        Наконец,  в 1296 году на съезде русских князей во Владимире, епископам Владимирскому  Симеону и Сарскому  Измаилу  в присутствии ханского посла  удалось  убедить князей  прекратить ссору  и заключить мир. "И замало бою не бысть промежи ими, и взяша миръ, и поидоша  восвояси".   Князь Андрей согласился «поделиться» с братом Даниилом великим княжением. Он отдает московскому князю в управление  Великий Новгород,   что   свидетельствует   о  возросшем политическом влиянии  Москвы.
        В том же  году князь Даниил основал в Москве Богоявленский монастырь.
В  будущем настоятелем Богоявленского монастыря станет Стефан, старший брат  всея Руси чудотворца, преподобного  Сергия Радонежского.  Святитель  Московский  и всея Руси чудотворец  Алексий (1292-1378) в этом монастыре примет монашеский постриг. В наше время  на месте  древнего монастыря сохранилась только одна церковь Богоявления.
        На Крутицких холмах над Москвой-рекой  в 1300 году  по велению князя Даниила был построен  Архиерейский дом  с храмом в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.   Монастыри и храмы  князь Даниил поддерживал своими  щедрыми вкладами.   В  том же году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития – важнейший монастырь в городе (епархии), настоятель которого носил титул архимандрита, возглавлял монашество этого города и имел определенные права вне своего монастыря, обладая авторитетом в глазах князя, городских властей и епископии.
        Проложенная  при правлении князя Даниила  Большая Ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрёстка торговых путей. Московские земли  становятся центром притяжения для народа из других княжеств.
        В 1301 году  князь Даниил  участвовал в Дмитровском съезде   четырех русских князей Северо-Восточной Руси, созванном  в городе Дмитрове с целью   прекращения междоусобицы между русскими князьями - сыновьями и ближайщими родственниками   Александра Невского:  Владимирским великим князем   Андреем Александровичем, Тверским  князем  Михаилом Ярославичем,  племянником Александра Невского, Московским  князем  Даниилом Александровичем и Переславским  князем Иваном Дмитриевичем,   внуком  Александра Невского.  В ходе переговоров  всем  князьям  примириться не удалось. Михаил Тверской уехал из Дмитрова в распре с князем Иваном.
        Высочайшим Указом Императрицы Екатерины II от 20 декабря 1781 года был утвержден герб города  Дмитрова и дано его описание: «В верхней части щита герб Московский. В нижней — четыре Княжеския короны, в горностаевом поле, в память бывшаго в оном городе знаменитаго четырех Российских князей съезда».

        Московский  князь  Даниил был мирен и кроток, «преуспевал в братолюбии, не покушаясь насилием приобретать чужие земли».  За 30 лет княжения   только один раз  князь  был вынужден принять участие в военных действиях.   
        В 1301 году  князь  Даниил  разгромил  у Переяславля-Рязанского татарский отряд, приведенный Рязанским князем Константином  Романовичем для захвата Московских земель.  Выиграв сражение, князь Даниил   присоединил к Москве Коломну и прилегающие к городу земли. Плененному рязанскому князю Константину  в Москве  оказывались все полагающиеся  высокой персоне почести.  Ко всеобщему удивлению,  одержав победу,  Московский князь  не стал   присоединять завоеванные земли к своим владениям,   как это было принято в те времена,  а показал пример истинного нестяжания,  любви и братолюбия, «в чине властителя кротость детскую проявивый».
        Эта первая крупная  победа над  ордынскими отрядами стала предтечей грядущей через восемь десятилетий  победы  правнука князя Даниила,  Дмитрия Ивановича Донского  над войском темника Мамая на  поле Куликовом.      
         
        В 1302 году   в состав Московского княжества вошел  Переславль-Залесский. Сын великого князя Дмитрия Александровича  удельный князь Иван Дмитриевич Переславский  скончался бездетным в 1302 году, завещав свой удел своему  младшему дяде  Даниилу  Александровичу Московскому, «его же любляше паче всех».
        «Надо заметить, - отмечает историк Риттер В.Я. – что этот случай передачи земли по наследству стал поистине знаковым для того времени. По древнему обычаю, земли княжества делились между всеми  членами рода князя по мужской линии по старшинству.
Старший получал столичное княжение, младший – самую отдаленную периферию. В случае смерти кого-либо из наследников его земля переходила к его сыновьям или, в случае его бездетности, к старшему в семье.  Но все эти вопросы решались только общим собранием членов княжеского рода. Этот обычай служил  одной из причин междоусобной розни. Любой князь мог отобрать земли у родича или просто убить его и, заручившись поддержкой влиятельных членов семьи, затем получить одобрение на семейном совете.    Однако князь Иван передал свои владения по наследству близкому члену семьи независимо  от решения большинства. Это, бесспорно, создало прецедент в государственном праве Руси и показало один из выходов из тупика междоусобной розни и раздробленности русских земель».
        Не приняв волю покойного брата, Андрей Городецкий послал  в Переславль своих наместников. Многие другие князья «негодоваша на него велми». Но князь  Даниил  изгнал представителей брата из города. Разгневанный на брата Андрей едет в Орду жаловаться на Даниила и просить военную помощь.  Однако  осуществить очередной поход на Русь мятежному князю не удалось: князь Андрей скончался в 1304 году.  Тело покойного  великого князя было погребено  не в первопрестольном Владимире, а в его отчине – в Городце, в церкви святого Архангела Михаила.         
         
                *   *   *               
        Для совершения молитв и духовных бесед со старцами  князь  Даниил  часто  посещал   особенно полюбившийся ему Данилов монастырь.   Приезжал князь в монастырь  на службу  вместе  с семьей. Отстояв обедню, князь трапезовал, оглядывал новые рубленые кельи, интересовался: не нуждается ли в чем братия.
        В семье князя Даниила  Московского и его супруги Агриппины, дочери галицко-волынского князя Льва Даниловича и  венгерской принцессы Констанции,  дочери венгерского короля Белы IV, было  как минимум 7 сыновей. В «Родословии русских князей», помещенном в Софийской первой и Новгородской четвертой летописях, упоминается еще один сын Агриппины   Андрей, по договорным грамотам известна дочь Агриппины и Даниила Анна.
         В 1303 году   смертельно    больной князь   передает княжение своему  старшему  сыну Юрию и в стенах Данилова монастыря  принимает  монашеское пострижение в великую схиму. По сообщению   Лаврентьевской летописи  князь Даниил  Александрович Московский отошел ко Господу  из жизни временной в жизнь вечную  5 марта 1303 года «на Москве в своей отчине,   в черньцах и в скиме».  Его земного жития было  сорок два года – столько же, сколько и родителю его,  князю Александру  Ярославичу Невскому.
        По своему    смирению   князь Даниил заповедовал братии  быть погребенным на общем монастырском кладбище среди  простых монастырских иноков,  «со всеми вместе», а не в самом монастыре, как полагалось князьям. «…гроб твой, аки краеугольный камень, граду Москве положивый… молитва твоя о людех и по смерти не оскудевает».( Икос 8).  Сведения о дате смерти Агриппины и месте ее захоронения не сохранились.
               
                Итоги тридцатилетнего правления               
               
        Князь  Даниил  Александрович Московский   приступил к правлению   небольшим  Московским  княжеством   в самый тяжелый период монголо-татарского владычества. Доставшиеся князю по наследству  владения  занимали   территорию, ограниченную средним течением Москвы-реки, без выхода к Оке.  Москва  тогда была единственным городом княжества. 
        К концу  своего  тридцатилетнего правления  князь Даниил присоединил к  Московскому княжеству  Коломну, «Лопастеньские места» Рязани  и Переславль, поставив под свой контроль всё течение Москвы-реки. Московское княжество занимало центральную часть русской земли и располагалось в месте пересечения сухопутных и водных путей. Благодаря присоединенным территориям   население Московского княжества  увеличилось почти вдвое.  Присоединение к Москве  Коломны и Переславля-Залесского выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных княжеств Руси и явилось началом объединения Русской земли в единую мощную державу вокруг  Москвы.
        Своим потомкам  князь Даниил оставил  одно из самых больших   удельных княжеств на Руси  с перестроенной и укрепленной от  татарских набегов  Москвой, воздвигнутыми монастырями и храмами, проложенными коммуникациями, интенсивно развивающимся земледелием и торговлей.  Князь Даниил Александрович Московский  заложил основы будущей российской государственности со столицей в Москве.  «Смиренномудрием, братолюбием и мудростью небесною княжение Московское возвеличил еси и сильно сотворил еси е».
        Святой  князь Даниил  радел о благополучии своего княжества и своих подданных и никогда   не стремился к завоеванию великокняжестого стола. Свои политические задачи  князь Даниил решал путем переговоров с противниками, что помогало избегать братоубийственных кровопролитий.
        Благочестие, справедливость и милосердие стяжали  хозяину Москвы всеобщее  признание и уважение: «Возсиял еси, яко пресветлое солнце, на престоле Московском, благоверный княже Данииле, величием души своея и добродетельми всю землю Российскую озаряя…».  Удельному  князю Даниилу  Московскому  удалось стать одним из  самых влиятельных князей Северо-Восточной Руси, что в дальнейшем позволило получить  великокняжеский стол его  сыновьям, великим князьям   Юрию Даниловичу и Ивану Даниловичу Калите.
        Святой благоверный князь  Даниил стал основателем  династии московской ветви дома Рюриковичей -  московских Даниловичей, представителями которой были все последующие московские  великие князья и цари. Династия  угасла после смерти  сына  Государя всея Руси Ивана  Васильевича Грозного,  царя Федора Ивановича в 1598 году.
        Митрополит Московский Платон в составленных им в  XIX   веке «Житиях святого благоверного князя Даниила Московского» пишет о том, что князь Даниил   «Сей-то первоначальный основатель  положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю… и предоставил большую славу ее возвышения своему сыну, великому князю Ивану Даниловичу, прозванному Калитой».
        Сыновья князя  Даниила, великие князья Юрий Даниилович(1303-1325)  и
Иван I Даниилович Калита (1325-1341), как в последующие века и все  великие князья и цари  Московские, продолжили начатое их славным пращуром  дело по собиранию Земли Русской вокруг ее срединного града  - Москвы. 
               
               
                «Господин сего места»

        Свято-Данилов монастырь за свою многовековую историю пережил  как счастливые периоды духовного и экономического  расцвета, так и горькие времена забвения, разорения и гонений.
        В 1325 году святитель Петр переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву, предсказывая освобождение от золотоордынских ханов и будущее возвышение Москвы как центра всей Руси. Преемник Святителя Петра митрополит  Киевский и всея Руси Феогност окончательно утвердил в Москве митрополичью кафедру.
        Сын князя Даниила,  Иван I Данилович Калита при поддержке Святителя  Феогноста в 1330 году переводит  архимандрита и часть иноков Данилова  монастыря  в построенный  им «во едином во дубу» Кремль, в основанный   при церкви Преображения Господня  Спасский монастырь: «приведе отътуду (из Данилова монастыря в Спасский  -А.С.)  архимандритию ту и близь себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю».
        Деревянные строения Даниловой  обители почти два столетия пребывали в запустении. При храме Даниила Столпника и в местности вокруг монастыря поселились несколько крестьянских семей, из которых и образовалась впоследствии Данилова слобода.  Со временем  монастырское кладбище разрослось и  постепенно стало мирским. Неприметная могила князя Даниила затерялась и могла бы совсем исчезнуть. Но этого не произошло.
       «Степенная книга» повествует о том, как сам князь Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Когда великий князь Московский Иван III (1462-1505) ехал на охоту мимо запустевшего Данилова монастыря, под одним из сопровождающих его бояр споткнулся конь. И тут перед остановившимся боярином  явился светозарный муж и молвил: «Не  бойся меня, я христианин и господин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский. По воле Божьей я положен здесь. Скажи от меня великому князю: “Сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог”». С того времени великий князь Иван III  установил петь соборные панихиды и раздавать милостыню в память о своем предке. Но обитель при нем восстановлена не была.
        Новое явление святого князя Даниила людям произошло спустя несколько десятилетий   в правление сына великого князя  Ивана III великого князя Василия Ивановича. Князь Иван Шуйский, очутившись на заброшенном кладбище возле сельца Даниловского,  садясь на коня,  наступил для удобства на одну из старых безымянных могильных плит.  Вдруг откуда-то появился «некий христианин»,  который  предостерег князя: «Господин князь, не дерзай наступать на этот камень! Под ним покоится великий князь Даниил Московский!». Но Шуйский  пренебрежительно ответил: «Мало ли есть этих князей! Да и сам я  - тоже князь!».  Но как только,  оттолкнувшись от  могильной плиты,  князь вспрыгнул на коня,  тот  замертво рухнул,  придавив  своего хозяина.  Как сообщает летопись, только после панихиды по князю Даниилу и молебна о своем здравии Шуйский получил исцеление. С того дня до самой смерти он почитал князя Даниила как святого.
        Возрождение Данилова монастыря началось в 1547 году во времена царствования внука великого князя Ивана III первого русского царя   Ивана IV Васильевича  Грозного (1530-1584).  Тогда при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Юный  царь, пораженный чудом, одним из первых своих  царских указов повелевает возвести в обители каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов  и устроить монастырь на началах монашеского общежития.  Первый во Вселенской Церкви храм с таким названием был освящен в 1561 году Святейшим митрополитом Московским  Макарием в присутствии царя Ивана IV  и его семьи. Царь подарил в обитель  Владимирскую икону Божией Матери,  на которой в клеймах были портретные изображения самого  царя, «вельми порадевшего» о судьбе монастыря, его сына царевича  Ивана  и митрополита Московского Макария.  К  месту погребения князя Даниила  государь установил ежегодно совершать  крестный ход и служить там панихиду.
         Порадел государь и об увековечении памяти отца князя Даниила  – святого благоверного князя Александра Невского.  В 1547 году  в Москве, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и  царем Иваном IV Васильевичем,  были причислены к лику святых многие русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно, в  их числе – святой  князь Александр Невский.  Церковь в равной мере прославила и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», а его подвиг кротости, терпения «паче мужества». Тогда же был поднят вопрос о канонизации князя Даниила Московского,  написаны стихиры и канон.
        Данилов монастырь, возрожденный   царем   Иваном  Грозным, был свидетелем и участником значительных событий в жизни Москвы.  Монастырская стена, построенная по велению   царя, превратила обитель в  боевую крепость.
        В 1591 году у  стен Божией обители  мужественно приняла на себя удар крымского хана Казы-Гирея подвижная крепость «Гуляй-Городок».
        В Смутное время (1605-1613) в декабре 1606 года  у стен Свято-Данилова монастыря собирает свои полки выдающийся военачальник Михаил Скопин-Шуйский перед решающим судьбу столицы сражением с мятежными отрядами Ивана Болотникова.    В 1610 году монастырские стены и башни были обстреляны и сильно повреждены отрядом «тушинского вора» - Лжедмитрия II.
        Смутное время  закончилось воцарением на российский престол родоначальника династии Романовых (1613-1917) Михаила Федоровича (1613-1645), в царствование которого обитель была восстановлена.

        30 августа (12 сентября нового стиля) 1652 года произошло самое достопамятное событие в  древнейшей истории Свято-Данилова монастыря. Повелением царя Алексей Михайловича (1645-1676) и Святейшего Патриарха Никона (1605-1681) в этот день святые нетленные мощи благоверного князя Даниила Московского были перенесены с  монастырского кладбища  в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и положены в серебряную раку «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Тогда же  благоверный князь Даниил был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
        Церковь постановила праздновать память благоверного князя Даниила дважды в год: 17 марта в день его  кончины   и 12 сентября в день обретения  его нетленных мощей, вместе с памятью его отца,  святого благоверного великого князя Александра Невского.
        С момента причисления к лику святых князь Даниил считается небесным покровителем Москвы.    С этого времени год от года в Русской Церкви растет почитание святого князя Даниила. Обретя святые мощи своего основателя, Данилов монастырь становится центром духовной жизни Москвы.
        На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря.
        Народное почитание князя Даниила   росло. На дни  памяти  святого в Даниловом монастыре собиралось великое множество верующих из Москвы и подмосковных селений.   К концу  XVIII  века  обитель была укреплена каменной стеной,  неподалеку от  монастыря была  возведена часовня в честь святого князя Даниила.
        1812 год.  Солдаты французской  «непобедимой армады»  разорили монастырь и осквернили его храмы.  После победы над Наполеоном русский народ  всем миром возрождает святыню. В 30-е годы XIX столетия в центре монастыря поднялся величественный Троицкий собор, построенный на средства купцов-дворян Куманиных и почетных граждан Шустовых.
        Со дня основания вплоть до 30-х годов прошлого века  Данилов монастырь был надежным прибежищем для всех нуждающихся в помощи и защите.  В XIX - начале XX века для престарелых священнослужителей и вдов из духовного сословия существовала богадельня. 
        В  некрополе Свято-Данилова   монастыря   были похоронены   многие выдающиеся деятели русской науки, культуры и искусства. Среди них Н.В.Гоголь, поэт-богослов А.С.Хомяков, поэт М.И.Языков,  художник В.Г.Перов, историк Д.А.Валуев, публицист Ю.Ф.Самарин,  основатель Московской консерватории Н.Г.Рубинштейн.
        Благоустроенной  и любимой множеством прихожан  встречала  XX  век   Свято-Данилова обитель.  Ежедневно в монастырь стекались паломники из разных уголков  нашей необъятной Отчизны.  Прихожане приходили помолиться у раки с мощами князя Даниила, попросить благословения  у хозяина Москвы.         

                Судьба  Данилова монастыря в XX веке

        Весной 1917 года настоятелем древнейшего Московского монастыря был назначен епископ Феодор (Поздеевский).   Вскоре после октябрьской  революции, в 1918 году,  храмы обители подверглись опустошению и перестройкам, но монастырская жизнь продолжалась.    В те годы молитва святому князю Даниилу была особенно горячей. Очевидец и участник даниловских богослужений вспоминает: «Всю службу стояли плечом к плечу, не шелохнувшись, как одна душа, и так тихо, что и муху услышишь, как пролетит…».   Такого «рассадника христианства» в самом центре Москвы безбожные власти потерпеть не могли. Для владыки Феодора начались годы гонений. Первый раз владыка был арестован в 1920 году. С этого дня пошел он по крестному пути российского мученика: арест – тюрьма,  арест – ссылка, арест – лагерь… В 1937 году  епископ  Феодор  был  расстрелян в Ивановской тюрьме. В это же время расстреляны были еще более пятидесяти даниловских монахов, на которых власти завели громкое дело о «даниловском братстве».
        В конце 1920-х разобрали колокольню, но все ее 18 колоколов чудом  удалось спасти от переплавки.  Колокола  приобрел американский  промышленник и дипломат Чарльз Крейн.  До 2007 года  колокола находились в Гарвардском университете.  Ныне   колокола вернулись в  Божию обитель. 
        Первый на Москве  Данилов монастырь окончательно был закрыт в 1930 году – последним в Москве.  Мощи святого князя Даниила,  обретенные в 1652 году,   хранились в обители  до закрытия последнего  монастырского храма в 1930 году.   Затем два года они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. В 1932 году  храм также был закрыт,  мощи святого князя исчезли и долгое время  считались утраченными.   
        В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину,  а помещения монастыря решением московского управления рабоче-крестьянской милиции  отвели под  детский спецприемник-распределитель. В переполненном спецприемнике только за первый год его существования  побывали пять тысяч детей. В  спецприемнике в числе  беспризорников  и малолетних преступников  содержались и дети «врагов народа» перед отправкой их в какую-нибудь из многочисленных колоний.  Переправляли детей в печально известных «черных воронках», а также  в крытых грузовиках с надписью «Субпродукты», «Хлеб» или же «Молоко».  Если детей отправляли в общих поездах, тогда им  строго-настрого приказывали сообщать пассажирам, что они едут отдыхать в лагерь «Артек».
        Для расширения территории детской колонии  было принято решение снести монастырское кладбище.  В 1931 году некрополь был уничтожен, и лишь  некоторые захоронения перенесены на другие кладбища.  Так, в присутствии комиссии  было проведено вскрытие   захоронений Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых, Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище. Художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря.
        Колония для несовершеннолетних преступников размещалась в стенах Свято-Даниловой обители  с 1931 по 1983 год. К началу 1980-х годов монастырский архитектурный комплекс представлял собой  образец  изощренного надругательства над чувствами верующих и памятью основателя монастыря, святого благоверного князя Даниила Александровича Московского.   Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов стоял  без  куполов  и  Даниловской церкви. Троицкий собор лишился глав, южных и северных портиков.  Надвратная церковь  была разорена,  колокольня разрушена.  К тому времени в монастыре  размещались несколько организаций: центр временной изоляции несовершеннолетних преступников, специальная научная реставрационная мастерская «Союзреставрация», филиал завода «Искра».


                «Обители своей неустанный хранитель»

        В том, что монастырь окончательно был закрыт последним из московских монастырей, верующие люди видят заступничество хозяина Москвы за свою обитель. 
По свидетельству очевидцев святой Даниил и сам являлся  православному народу, чтобы утешить и поддержать людей в те тяжелые годы.
        Первое явление святого князя Даниила произошло в феврале 1923 года. Тогда владыка Феодор произносил проповедь в Троицком соборе. Вдруг среди прихожан началось волнение: взоры всех молящихся были устремлены на Царские врата. Владыка  обернулся и увидел схимника, не узнать которого было невозможно – это был князь Даниил! Святой благословил молящихся  и исчез…
        На престольный праздник обители 12 сентября 1925 года  в Данилове служил местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский), будущий мученик и исповедник веры.  По свидетельству очевидцев, когда владыка приложился к мощам князя Даниила, над мощами появилось облако, в котором был ясно виден образ святого князя…
        В начале 1930-х  годов, церковная певчая по имени Мария шла вдоль стены закрытого монастыря и плакала, скорбя о  том, что поругана в Москве последняя монашеская обитель.  Вдруг она увидела, что навстречу ей идут святой  князь Даниил и великий русский святой, преподобный Сергий Радонежский.  Князь Даниил, подойдя, положил ей руку на плечо и ласково произнес: «Что ты плачешь? Ведь я же вам сказал: Я с вами, и никто не одолеет вас!».
      
        Шли годы…  И в истории монастыря происходит новое чудо.
        Осенью 1982 года патриарх Пимен и Синод обратились к руководству СССР
с просьбой о передаче патриархии одного из бывших московских монастырей для создания духовно-административного центра Русской Православной Церкви, что было приурочено к предстоящему юбилею 1000-летия Крещения Руси.
        5 мая 1983 года в Совет по делам религий при Совете Министров СССР поступило сообщение о положительном решении этого вопроса. Решением Совета Министров СССР от 18 мая 1983 года  Свято-Данилов  монастырь  был возвращен Русской Православной Церкви и передан в ведение Московской патриархии.   
        Как вспоминал В. С. Лупандин: «Поверить в это было непросто. Чтобы в центре Москвы, этого образцового коммунистического города, среди бесчисленных красных флагов, стендов с идеологической агитацией под названием   «Наш советский образ жизни»  или «КПСС — ум, честь и совесть нашей эпохи», вдруг церковники, как тогда называли православных, открыли не храм, а самый настоящий монастырь? «Нет, здесь что-то не так, этого не может быть», — говорили многие».
        Так, закрытый в последнюю очередь  первый на Москве монастырь   становится   первой  в Москве обителью, возрожденной к духовной жизни. Свято-Данилов  монастырь восстанавливался как духовный и административный центр РПЦ, средства жертвовались приходами Москвы и епархиями Московского патриархата.
         За пять лет, с 1983 по 1988 годы,  уникальный архитектурный ансамбль монастыря, сформировавшийся в XVII-XIX  веках,  был полностью восстановлен.  В западной части Данилова монастыря   построено  здание Резиденции   Святейшего Патриарха Московского и всея Руси со служебными и парадными помещениями Священного Синода и домовой церковью в честь  Всех святых, в земле Русской просиявших.

        Возвращение Свято-Даниловой обители в лоно Церкви послужило началом собирания и возрождения ее святынь.  В 1986 году,   когда  в полном разгаре велись восстановительные работы в монастыре, Божию обитель посетил  Предстоятель Автокефальной Православной Церкви в Америке, Блаженный Феодосий, архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады, и передал обители частицы святых мощей ее создателя, преподобного князя Даниила Московского, благоговейно сохраненные верными чадами Церкви. Ныне ковчег со святыней находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.    
        Символом коренной духовной  и исторической связи  между прошлым, настоящим и будущим Российской Державы  взметнулись к небесам золотоглавые  соборы и  храмы  Свято-Даниловой обители.
        В 1988 году  Свято-Данилов  ставропигиальный (подчиняющийся непосредственно Святейшему Патриарху) мужской монастырь становится  одним из Центров празднования 1000-летия Крещения Руси. В  монастыре  размещается синодальная резиденция Святейшего   Патриарха    Московского и  всея Руси и Отдел внешних церковных сношений.  Предстоятель   Русской Православной Церкви является настоятелем и священноархимандритом обители. Повседневной жизнью монастыря управляет наместник в сане архимандрита.
        В год празднования 1000-летия Крещения Руси,  определением патриарха Пимена и Священного синода от 28 декабря 1988 года учреждён Орден святого благоверного князя Даниила Московского трёх степеней.   Орденом награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для   возрождения духовной жизни России;
 Вместе с  орденом  в Русской Церкви в том же году была   учреждена Золотая медаль святого  благоверного князя Даниила  Московского   с надписью на обороте - "За труды во  славу Святой Церкви".
         В особо торжественные для Даниловской обители  дни памяти  святого благоверного князя Даниила Московского: 17 марта  и 12 сентября и в День Святой Троицы,   богослужения совершают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и архиереи Русской Православной Церкви.   

        На территории  монастыря  летом 1988 года, к  празднованию 1000-летия Крещения Руси,  были возведены и освящены Поминальная и Надкладезная часовни (арх. Алонов Ю. Г.).   Поминальная часовня  стала символическим  надгробным памятником всем захороненным в монастыре.   Часовня напоминает поминальную свечу.    Сразу за часовней вдоль монастырской стены расположены   немногочисленные    сохранившиеся    надгробья   и   каменная плита   с изображением креста (хачкар), подаренная монастырю Католикосом всех армян Вазгеном I в 1988. Рядом с местами бывших могил Гоголя и Хомякова в память установлены два барельефа.
        На Соборной площади, между Троицким собором и храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, располагается   Надкладезная   часовня или, как называли прежде, Святой колодезь, существовавший, по преданию, еще во времена святого благоверного князя Даниила. В праздники Преполовения Пятидесятницы и Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 (14) августа братия торжественно выходила из монастырских храмов на освящение воды.
        После закрытия монастыря на этом месте установили памятник Ленину и трибуну с флагами и лозунгами. Когда приемник-распределитель съезжал из монастыря, гипсовый памятник вождю решили забрать с собой, но во время подъема скульптуры краном крепления не выдержали и памятник разбился на мелкие части.
        В 1983 г. на Соборной площади начались работы по устройству нового Святого колодезя. Вода в него поступает из артезианской скважины, находящейся на глубине более двухсот метров.  Возведенная над колодцем   Надкладезная часовня (сень),  увенчанна золотой главкой с крестом.  Ныне   у  часовни возобновлена традиция освящения воды.
        В  1988 году  был создан монастырский музей и организована первая выставка. В музее хранятся копии старинных гравюр, портреты и фотографии, личные вещи, принадлежавшие насельникам Даниловой обители, рукописные и старопечатные книги.

         В день памяти святого  благоверного  князя Даниила Московского, 17 марта 1995 года,  протоиерей Иоанн Мейендорф   передал  Даниловой обители частицы мощей  святого князя,  долгое время хранившиеся  у академика Д. С. Лихачева   и у некоего архиерея.  В письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Не помню названия северного города, в котором он отбывал ссылку. Помню только, что в названии было слово „соль“: может быть Сольвычегодск, Соликамск или Солигалич».
         Сюда же осенью 1929 году прибыл в ссылку из соловецкого лагеря профессор Игорь Евгеньевич Аничков. Неизвестный Владыка передал частицы мощей И. Е. Аничкову, хранившему святыню в течение многих лет. Незадолго до своей кончины профессор отдал  святые мощи академику Д. С. Лихачеву, завещав вернуть  святыни в Данилову обитель, когда это представится возможным. Д.С. Лихачев вверил ковчежец  зарубежному православному клирику протоиерею Иоанну Мейендорфу.  В 1995 году  ковчежец из США вернулся на родину.
        Ныне рака с мощами святого благоверного князя Даниила находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.  Еще две иконы с частицами мощей   святого основателя монастыря находятся в Покровском храме. 

        Тысячелетиями не  меняющаяся в своей основе монашеская жизнь  и сегодня состоит из  молитвы   и трудов.   Монахи и послушники  Свято-Даниловой обители  получают духовное образование в московских духовных школах, академии и семинарии. Братия  монастыря участвуют в делах благотворительности и милосердия, оказывая помощь лечебным и детским учреждениям и всем нуждающимся в поддержке мирянам.
        Со словом веры идут иноки  в воинские части и дома престарелых, в больницы и тюрьмы, в дома ребенка и детский приемник-распределитель  для «трудных» подростков. Монахи  обители преподают в детской воскресной школе,  ими проводятся катехизисные беседы со взрослыми.  Издательство Данилова монастыря «Даниловский благовестник» выпускает литературу богословского, катехизического, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания,  детскую литературу. Каждая выпускаемая книга имеет одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. 
       В монастыре работает центр духовного развития молодёжи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, экскурсионная служба.
       Древние иконы реставрируются в монастырской мастерской талантливыми художниками-реставраторами. В иконописной мастерской создаются новые иконы для  монастырских храмов и ризницы.
       Монастырь имеет подворья: в  Подмосковье и в Рязанской области, в селе  Михеи.
               
                Почитание  небесного покровителя  Москвы
       
        В 1997 году, в  ознаменование 850-летия основания Москвы, неподалеку от Свято-Данилова монастыря, на  площади Серпуховская Застава,  состоялось торжественное открытие памятника святому благоверному  князю Даниилу Александровичу  Московскому.  Авторы — скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов, архитектор Д. Соколов.          
        Отлитая в бронзу 10-метровая  скульптура   святого князя Даниила  установлена на высоком гранитном цилиндрическом постаменте, украшенном орнаментами.  Князь   изображён в богатых княжеских одеждах,   держащим в левой руке   храм, а в правой —  находящийся в ножнах меч.   Храм символизирует   веру  святого  князя  и проявленную им  ревность в делах милосердия  и созидания.    Находящийся в ножнах меч  символизирует  готовность миролюбивого  хозяина  Москвы  обнажить   оружие,   если   враг решится  переступить границы нашей Богом хранимой  Отчизны,  так и не поняв, что  итог  битвы исторически предрешен:  «Кто на нас с мечом пойдет – от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять Русская Земля!».
        В сквере на площади Серпуховской заставы  напротив  памятника князю Даниилу восстановлена  часовня в честь  святого  основателя Даниловой  обители с памятным крестом. На фасаде часовни находятся мозаичные иконы благоверного князя Даниила Московского, святого князя Александра Невского, великого князя Ивана Калиты и великого князя Дмитрия Донского.   В часовне помещены   иконы Спасителя, святого благоверного князя Даниила с частицей его святых мощей, икона  Божией Матери «Троеручица», прославившаяся, как и икона в Троицком соборе, многочисленными исцелениями, а также икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Каждую среду в 17 часов в часовне  служится молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша».
        В сквере вблизи памятника небесному покровителю Москвы святому Даниилу Московскому   в 2013 году установлен и освящен фонтан, изготовленный из редкой породы гранита, имеющий в плане крестообразную форму.

         Еще задолго до счастливых перемен в  жизни РПЦ,  в 1975 году  в цикле «Государи Московские»  был впервые издан исторический роман Дмитрия Балашова    «Младший сын» — о  жизни и деяниях  святого благоверного князя  Даниила Александровича   Московского.
         В 1996 году имя Московского князя  было присвоено  торпедной атомной  подводной  лодке  Северного флота «Святой Даниил Московский».
         Начиная с 1997года,  изображение святого благоверного князя  Даниила Александровича  Московского и  Свято-Данилова монастыря появилось на российских марках. 
         В подмосковном  Нахабине,  которое считается историческим Центром инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2003-2009 гг. построен храм святого князя Даниила Московского, небесного покровителя  инженерных войск  ВС  России.
         В   2013  на экраны вышел документальный фильм производства Свято-Данилова  ставропигиального  мужского монастыря   «Миротворец. Святой князь Даниил Московский», режиссер С.Дубинкин.               
               
               
                Града Москвы стена необоримая

        Ежедневно на монастырские службы  в белокаменную  Свято-Данилову обитель собираются  сотни молящихся. Прихожане  обращаются  с молитвенной просьбой о  духовной поддержке и помощи к  небесному покровителю  монастыря  святому князю Даниилу Московскому. В монастырской летописи записаны десятки случаев помощи по молитвам князя Даниила. От всей души помолясь у мощей основателя монастыря, люди получают исцеление от болезней, избавление от семейных неурядиц, жилищных проблем, устраивают свою судьбу.  Заботливый и милостивый хозяин Москвы, князь Даниил и сегодня, как и семь столетий назад, защищает  своих людей от скорбей и бед. 
        Любовь народа к «дивному устроителю земли Российской»   святому  князю Даниилу выражается  в обращенных к  нему молитвах: «Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель...  Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти.  Отверзи нам двери милосердия Божия и избави от всякого зла. Собери нас друг ко другу…  Весна покаяния да украсит дела наши».
        Из Слова епископа Солнечногорского Алексия в день памяти благоверного князя Даниила Московского:  «Дорогие братья и сестры!  Читая житие преподобного князя Даниила, мы всегда обращаем внимание на его устремленность ко Христу. Он имел таланты государственного деятеля, полководца и правителя, и служил, прежде всего, Церкви и Отечеству. А это и есть та самая идея, которая созидает мир на земле и помогает беспрепятственно восходить в жизнь вечную. Все мы оправдаемся или осудимся от своих дел и слов. Но уже здесь на земле великой заслугой можно назвать стремление человека, имеющего в сердце Христа, согревать дарованной ему благодатью окружающих людей и направлять их души ко спасению».

        На братском кладбище  Свято-Данилова монастыря  17 марта 1303 года,  обрел свою последнюю земную обитель преподобный князь-схимник Даниил Александрович Московский.  Его  трудами  семь столетий назад  началось возвышение   Москвы до стольного града  великой  страны -  России,  в которой  нам выпала честь  родиться и жить.
        И мы, собранные   тобою друг ко другу,  ныне  «восхваляем священную память твою, Данииле  благоверне,  града Москвы и державы Российския крепкое ограждение, страны Московской утверждение».
        Небесный покровитель града Москвы  святой князь Даниил Московский -
 с нами! И никто не одолеет нас!