стр. 2. продолжение... Реализм

Евгений Захаров 13
(Альбом-коллекция художников и писателей АБВГДейка)

Декларация Живописи

продолжение… Реализм.

Страница 2. Настроение в обществе. Какие события привели к его изменению?
К чему привело появление фотографий в газетах и журналах? Кто завладел умами людей?

Весну 1855 года искусствоведы часто называют «последней весной Романтизма»:
подразумевая не вырождение стиля или разочарование художников,
а произошедшие в середине 19-го века изменения в жизни общества,
которому великолепный, красивый стиль живописи уже не подходил.

Настроение общества, его состояние и атмосферу к дате
открытия всемирной выставки в Париже представить несложно:
достаточно взглянуть на произошедшие вокруг изменения.

Ещё существовали живописные парусные корабли, но с каждым днём их
«вытесняли из воды» современные железные пароходы и самоходные катера.
Промышленная индустрия набирала обороты и прочно входила в сознание людей.
Строились новые фабрики, появлялись новые рабочие места и профессии,
повсеместно внедрялись изобретения улучшающие быт.
Открывались магазины «с доселе невиданной всячиной»,
в существование которой «ещё вчера» нельзя было и поверить.

Такие изменения нашли свой отклик и в литературе.
Каждый день парижские газеты удивляли публику,
печатая об открытиях науки, о новых проектах
облегчающих жизнь, и, понятие комфорта окружило
жизнь обычного человека, став неотъемлемой её частью.

Развитие печати позволило издателям выпускать газеты с фотографиями,
что увеличило продажу прессы и привело к появлению необычной профессии фотожурналиста.
Появление фотографии стало важным достижением печати, заметно увеличив число читателей.
Парижские газеты «обросли» фотографиями различных европейских городов, домов, улиц;
появились «настоящие» изображения знаменитых людей, и всего того, о чём публика, зачастую,
не имела представления, кроме слухов или собственного воображения. Жизнь менялась на глазах.

Быстрая литература – как прозвали уличную прессу горожане, в короткое время
приобрела неимоверную популярность и улицы городов заполонили журнальные
киоски. Газеты «нового вида» (с фотографиями) понравились публике больше, чем
толстые, надуманные любовные романы в популярных «ещё вчера» книжных магазинах.

Фотографии великолепно помогали прессе поддерживать интерес публики к печати,
а вступление Франции в Крымскую войну весной 1854 года, и, последовавшие
за этим горестные события, ещё больше подняли спрос на газеты, вынуждая
парижских издателей постоянно увеличивать выпуски печатной и расширять штаты сотрудников.
Появилась профессия военного фотокорреспондента и газеты, вооружённые фотографиями "с фронта",
закричали на всю Европу…

«-Гибель турецкого флота!
 -Русские не отдали Одессу!
 -Французы погибают от холеры!
 -Англичане разбиты на Кавказе!

От таких новостей, «приправленных» фотографиями войны, заревела вся Европа
от столиц до последней деревни. Неожиданно в сознании общества
произошла переоценка взглядов. Газеты завладели умами людей,
где доказательством правдивости служили фотографии, а не слова.
Эмоции, чувства, философии вечных ценностей, которые раньше давали книги,
теперь уступили своё место сиюминутным новостям.
За короткое время пресса «приковала» к себе всё внимание публики,
и газеты, к началу мировой выставки, взбудоражили общественность до предела.

В мгновение ока от прежней романтической Европы не осталось и следа. Старые, добрые романы о культуре человеческих отношений были навсегда забыты. Люди попросту массово переставали читать книги, переключаясь на чтение газет. Можно было легко найти человека не знающего романов Александра Дюма или других великих авторов своего времени, но встретить на улицах Франции человека не читавшего вечерних новостей, было абсолютно невозможным. Кто бы тогда помнил о нашумевшем романе Эжена Сю «Парижские тайны» вышедшего в 1842 году? Только те, кто покупал газеты, -роман печатался в журнале Journal des Debats Politiques et Litteraires (журнал политических и литературных дебатов) на протяжении 2-х лет, был переведён на все языки Европы, многократно переиздавался и, по мнению литературоведов, популярность именно этого произведения окончательно утвердила жанр «бульварного романа», но… до открытия международной выставки, парижская публика за 13 лет не купила ни одной книги! –Такой властью возобладали газеты над умами людей. Жизнь изменилась, но соглашаться с этим хотели далеко не все.
   

продолжение следует...

Примечание к фотографии:
На месте рисунка находится восстановленная фотография периода Крымской войны - Оборона Севастополя. Фотография с изображением полевого госпиталя показывает реальности войны. Предположительно, фотография сделана 28-го марта 1855 года по личному распоряжению хирурга Николая Ивановича Пирогова, -(13 [25] ноября 1810, Москва — 23 ноября [5 декабря] 1881, Подольская губерния) — выдающегося хирурга Российской империи, основоположника анатомии, естествоиспытателя и педагога, профессора, создателя первого атласа топографической анатомии, основоположника русской военно-полевой хирургии, основателя русской школы анестезии.
Подобные фотографии находятся в фотоархивах о Крымской войне. Не все фотографии попадали в печать, но подобные изображения наглядно показывают шокирующий облик и характер информации, который приобрела и понесла в массы общества пресса того времени.