Совесть

Елена Савёлова
Мысли о профессиональной этике в…

За весь свой путь мне ни разу не пришлось
встретиться с обезьяной, превратившейся в человека.
И наоборот.
Дарвин всё перепутал.

В прошлых статьях неоднократно шла речь о главном принципе бытия, соблюдение которого помогает человеку выжить в ходе эволюции, а цивилизации развиваться. Вспомним как звучит этот принцип.

В Западной культуре врачеватель Гиппократ предложил его в формулировке «Не навреди» в качестве главного принципа биоэтики, в Азии древнекитайский философ Лао Цзы в трактате о пути и благодати писал: «Смысл пути нести в себе пользу, а не вред», в Индии, Тибете в таких учениях как индуизм, джайнизм, йога, буддизм на языке санскрит принцип звучит Ахимса, дословно означая не причинение вреда.

Принцип является тем самым краеугольным камнем Земли, заложенным Абсолютом в основание мира. Нарушая принцип, мы подрываем основы мироздания.

Стоит акцентировать внимание на том немаловажном факте, что наши древние мудрые предки жили в разные исторические эпохи, были разделены временем, пространством, культурными традициями и разным отношением к вере в Бога. Тем не менее, однажды они пришли к подобным выводам... Тем самым подтвердив универсальность главного принципа бытия для разных культур и цивилизаций. А значит и для каждого человека во Вселенной.

Если отталкиваться от главной книги бытия иудео-христианской цивилизации - Ветхого Завета, описывающего события давностью в 5 000 лет до Рождества Христова, все мы созданы по образу и подобию Бога. Из чего можно сделать вывод, что случайность осознания представителями разных культур главного принципа бытия вовсе не является таковой. Как подобные, мы способны выстраивать логику рассуждений подобно Абсолюту, от которого произошли. При каком условии? Если будем руководствоваться каким-то компасом, ориентирующем нас в пространстве божественной логики.

Но человеку подобному, помимо главного принципа бытия, предоставлена ещё и свобода воли - право делать самостоятельный выбор. Право соблюдать или игнорировать принцип, заложенный в фундамент мироздания Высшим разумом.

Так что же человеку помогает совершить правильный выбор и не оступиться?

Что направляет его, благодаря чему он волен принять решение о соблюдении или несоблюдении моральных норм, следующих из принципа невреждения? Например, вспомним 10 запретительных заповедей, что были начертаны Богом Саваофом на каменных скрижалях и даны пророку Моисею на горе Синай, вспомним Нагорную проповедь Христа с заповедями блаженства.

Вот некоторые самые известные из заповедей:

не убий, не укради, не прелюбодействуй, не пожелай жены, раба и имущества ближнего своего, не лжесвидетельствуй, не сотвори себе кумира,

не суди, да не судим будешь, зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?

Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.

А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков… Впоследствии эта заповедь в 18 веке была признана Золотым правилом нравственности.

Список заповедей, оберегающих человека от поступков, способных привнести хаос в его жизнь, можно продолжить до бесконечности… Не мусори, не засоряй природу, не кури, не пей без меры алкогольные напитки, не злоупотребляй наркотиками, не переходи улицу на красный свет, не испытывай атомную бомбу на соседях, не нарушай законов этики в познании…

Так что же человека ведёт к свету, направляя и указывая путь истины?

Подсказка, в Скандинавском эпосе в роли этого проводника выступает великан Мимир, охраняеющий доступ к источнику мудрости, находящегося у корней древнего ясеня Идрагсиль – древа жизни. Испить из источника можно только принеся нечто в жертву великану. Что-то ценное или страстно желаемое.

Согласно скандинавскому эпосу, бог Один приносит в жертву Мимиру собственный глаз, подвесив себя к древу жизни вниз головой, пригвоздив копьём в глаз. Повисев таким образом 9 дней, или, говоря современным языком, осознанно выйдя из зоны комфорта, Один испил из источника мудрости и увидел мир иначе, познав, что всё наоборот. Увидел мир с другой его стороны.

Благодаря постигшему его откровению что всё не такое каким кажется, и сойдя со священного ясеня, Бог Один изобрёл мудрую систему знаний - рунические символы, которые являются подсказками для человека, стремящегося осознать верное направление пути и своё место в жизни.

Так кто же этот великан, указующий человеку подобному путь истины и позволяющий испить из источника мудрости?

Направляющий его движение к Высшему разуму. С которым человек может научиться жить с ним в Со-Гласии. Согласовывать с ним свои поступки.

Таким механизмом, позволяющим человеку жить в синхроне с Абсолютом, является совесть.

Поступать по - совести вовсе не просто – нужно что-то приносить в жертву, от чего-то отказываться, да и просто нужно иметь определённую смелость. И именно на этих условиях человеку даётся право испить из источника мудрости.

Таким образом, совесть - это природный биологический механизм, который позволяет человеку подобному принимать мудрые решения и благодаря им выжить в ходе эволюции и развития цивилизации.

Цивилизация, члены которой не прислушиваются к голосу совести и нарушают принцип неприченения вреда, обречена на вымирание.

Получается, человека, который постоянно делает осознанный выбор, поступая по - совести, ведёт Высший разум, указывая ему направление в сторону истины. Являя совесть в качестве ориентира в мире хаоса.

«Совесть не появляется с возрастом,
 подобно нашей бороде.
Чтобы обрести совесть,
нужно определенное воспитание.
Более девяноста процентов людей
лишены прирожденной совести.»
(культовый японский
писатель РюнОскэ Акутагава)

"Сам термин совесть произошёл от греческого синэйдесис (син – двойственное число, эйдис – образ). Дословно переводится как двойной образ или образ двух.

В русском языке префикс со тоже означает двойственность, со-причастность, например, со-трудничество, со-переживание, со-страдание, со-вещание, со-весть, со-знание (в средне греческом совесть и сознание это одно и тоже).

Сам русский язык подсказывает нам что совесть это когда двое со-вещаются друг с другом. Кто эти двое? Из которых один знает наверняка, поэтому играет роль со-ветника, другой создан по его образу и подобию, а значит ему тоже доступна божественная логика.

Один из участников диалога человек, другой – то абсолютное начало (Бог), Высший разум, по образу и подобию которого человек сотворён в 6й день творения. Высшее Я, Абсолютное совершенное, с которым человек находится в органической связи, и с которым ведёт внутренний диалог на волнующую его тему.

Каждый человек не только подобен образу Высшего разума, он с ним един. В тоже время он имеет право выбора - либо жить в синхроне, либо отказаться прислушиваться к голосу Высшего разума, его благой вести.

Что есть свобода совести?

Свобода совести может быть рассмотрена в разных контекстах.

Например, свобода вести диалог со своим абсолютным, совершенным Я, вне зависимости от предлагаемых обстоятельств в сложившейся ситуации.

Свобода совести – право человека на ведение этого диалога, право на стремление быть подобным этому совершенному Я, право жить по - совести. Именно стремление к Абсолюту делает человека человеком.

Когда право на диалог с совестью уничтожается самим человеком или его окружением, человек лишается своего высшего права – быть человеком. Лишение человека права на свободный диалог с совестью, поступать по - совести, это расчеловечивание человека." (из лекции профессора А.Б Зубова)

Сделаем вывод. Бог предоставил человеку право на ошибку, пройти путём собственных заблуждений. Человеку дано право иметь отличную от Абсолюта точку зрения и предоставлена свобода воли - выбирать путь неподобия и, как практика показала, этот путь ведёт к деградации.

Ещё одна трактовка свободы совести предложена 28 статьёй Конституции РФ.

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

Такое толкование свободы совести, позволяющее либо верить, либо не верить, иметь и распространять иные убеждения, позволяет говорить о праве человека вовсе отказаться от совести – оказаться свободным от неё. А значит идти против совести - против божественной логики Абсолюта, против своего Высшего Я.

Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В том числе и право на свободу от этой совести, ибо дана человеку вместе со свободой совести свобода воли.

Таким образом, свобода совести это право человека подобного выбирать между двумя взаимоисключающими – жить в соответствии с волей и ценностями Высшего разума, сотворившего этот Мир и знающего наверняка что есть благо, или отрицать целесообразность следовать ценностям Абсолюта.

Метафорой для совести служит определение «внутренний голос», восходящей к философии Сократа, для которой характерно использование термина «деймоний» - внутренний голос, который в решающий момент предостерегает человека от совершения им поступка, угрожающего его благополучию.

…По плодам их вы распознаете их…
Нагорная проповедь

Угрызения совести - когда Абсолют, внутренний «деймоний» говорит в тебе, укоряет за содеянное. И вступать в схватку с Высшим разумом человеку подобному не по силам.

В качестве хрестоматийного примера можно привести «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, когда Родион Романович после осуществлённого не смог бороться с угрызениями своего Высшего Я и заболел горячкой, а потом явился с повинной. За своё раскаяние заслужив не только каторгу в качестве наказания, но и наивысший подарок в жизни – преданную любовь Сонечки Мармеладовой.

Подведём итог.

Совесть - это страж, охраняющий божественные законы бытия и сигнализирующий человеку о нарушении главного принципа: «не навреди». Именно через совесть воля Божия и воля человека со-единяются в единое целое.

Отсюда можно сделать вывод о прикладном характере совести. Следуя за указующими подсказками высшего со-ветника, человек подобный следует путём, который ведёт его к самосовершенствованию, в том числе способен испить из источника мудрости в той области профессиональной деятельности, которую он избрал для себя.

Таким образом, выработка у человека чувства совести — важная задача не только с точки зрения нравственного воспитания, но и залог его будущей человеческой и профессиональной состоятельности.

__________________________________________________

Спасибо всем, кто помогал думать