Демократия и цензура

Валентин Иванов 4
               Поэтом можешь ты не быть,
               Но гражданином быть обязан.
                (Н.А. Некрасов)

Я решил опубликовать книгу стихов «Странное время», шестую, по счёту, в издательстве Ридеро, в котором уже успел опубликовать полтора десятка книг стихов, прозы, публицистики, пародий. Ответ модератора я получил через три дня. Он был коротким и начинался словами: «Мы приняли решение приостановить публикацию произведений любого жанра, упоминающих конфликт Украина - Россия, поскольку такие тексты в той или иной степени могут вызвать ненависть или вражду (ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти/вражды по признакам национальности/ языка/ происхождения). Исключите подобные отрывки из вашего текста: "ТВЕРДЫНЯ" "ПАМЯТИ БАРДА" "ДРУЖБА НАРОДОВ"». Чтобы развеять сомнения, приведу оригинал стихотворения «Памяти барда», кстати, опубликованного на сайте stihi.ru:

Памяти барда

При всей нашей памяти зыбкой, -
Лет сорок нам вовсе не срок, -
Мы помним Володи улыбку
И хриплый его голосок.

Ведь вновь предсказателям сродни
Гадают старик и пострел,
Кем был бы Высоцкий сегодня
И песни какие б нам пел?

Не верю, что пел бы Володя
Сегодня в Париже шансон.
Он пел бы о волчьей охоте,
Поскольку в России рождён.

Он пел бы о тех батальонах,
Что освобождают Донбасс,
Об укрофашистах и дронах,
Что падают сверху на нас.

Пусть век наш немного уродский,
Но сколько б ни минуло лет,
Живёт в нас Владимир Высоцкий, -
Навечно российский поэт.

Невольно вспомнились слова Александра Сергеевича Пушкина: «Как бы это изъяснить, чтоб совсем не рассердить богомольной старой дуры, слишком чопорной цензуры...». Но ведь то было деспотичное время царской цензуры, когда цензоров называли церберами, а у нас, кажется, демократия. Кстати, в этой фразе модератор прямо угрожает автору ответственностью по конкретной статье Уголовного Кодекса РФ. Есть и ещё один странный момент: модератор забыл указать, какие именно слова стихотворения вызывают ненависть и вражду, и что конкретно нужно исправить автору, чтобы избежать уголовного преследования. В то время, когда вся российская пресса, все новостные каналы переполнены статьями, обсуждающими самую важную для нашего народа тему противостояния современному фашизму, в то время, когда наш Президент и правительство призывают к единению нации, за патриотический призыв к такому противостоянию, автору прямо угрожают уголовным преследованием.
Вот другое стизотворение:

Дружба народов

Киргизы – дети гор, озёр, тюльпанов, -
Свирепый и решительный народ.
Свергают власть без боя барабанов, -
Кто сверху был, теперь наоборот.

Грузины, - те совсем другое дело, -
Внушают всем, что русский – оккупант.
Абхазов, осетинов чморят смело,
Как будто пишут по ЕГЭ диктант.

Армяне, как обычно, с хитрецою:
Мол, если отвоюем Карабах,
То пир на всю Армению устроим,
Не отвоюем – наше дело швах.

Тогда зовём мы русского солдата:
- От геноцида, брат, нас защити...
Моя-твоя ни в чём не виновата,
А то придётся нам в ООН идти.

В Молдавии, опять же неспокойно.
Ну, чем не угодил им царь Додон?
В Евросоюзе жить хотят достойно,
Румынам выю выгнув на поклон.

Мазепы внуки в гопаке всё скачут:
Один майдан, потом другой майдан.
Гнобят Донбасс, потом смиренно плачут,
В Евросоюз готовя чемодан.

Лишь белорус спокоен, как телёнок.
До революции он явно не дорос.
Привыкнув уважать он власть с пелёнок,
Простой не может разрешить вопрос.


Как славно то, что мы освободились
От прибалтийских «карликов» своих.
Враз полегчало, словно в бане мылись.
Народов дружбу славь всегда мой стих!

Кажется, уж в этом стихотворении не только не упоминается Украина, но есть прямой призыв «Народов дружбу славь всегда мой стих!», но и оно попало в ту же обойму, угрожающую автору тюрьмой. Вот третье стихотворение, совсем короткое:

На помощь скачущим хохлам
«Орлы кричащие» явились,
Чтоб укры слили сей бедлам
И незалежности добились.

Они помогут Украине
Стать неприступною твердыней.

Каюсь, в нём слово «Украина» встречается, но ведь там речь идёт не о ненависти и вражде, а о помощи со стороны элиты американского спецназа с бойким названием «Кричащие орлы».

Далее идёт речь о пропаганде. Вот цитата модератора: «Книга содержит фрагменты, которые могут быть восприняты как пропаганда употребления наркотиков: В вашей книге содержится упоминание наркотических веществ, а так же присутствуют отрывки, которые могут прямо или косвенно пропагандировать их и указывать на положительный эффект от их употребления. Пожалуйста, исправьте или удалите: "Петро достал марихуаны, Свернул и тянет косячок. — Я не сойду, — кричит, — с дивана, Быть счастлив может лишь торчок!". По законам РФ такая книга не может быть напечатана или опубликована в интернет-магазинах». Чтобы не создавать у читателя превратное впечатление вырванным из контекста отрывком, приведу оригинал стизотворения:

Новогодняя оптимистическая
 
Нас разлучил коронавирус.
Сидим угрюмо по углам,
А он, как зверь огромный, вырос,
И души рвёт напополам.

Петро достал марихуаны,
Свернул и тянет косячок.
- Я не сойду, - кричит, - с дивана,
Быть счастлив может лишь торчок!

Иной рецепт нашёл Микола
Поёт он, выпив самогон:
- Ой, не ходите, детки, в школу.
Там вирус, всех погубит он!

А я возьму свою гитару
И выйду к вам, мои друзья:
- Когда душою ты не старый,
Здоров ты сам и вся семья!

Без сожаленья провожаем
Столь непростой текущий год,
А с Новым Годом возвещаем:
БУДЬ ЗДРАВЕ, РУССКИЙ НАШ НАРОД!

29 декабря 2020 г.

Автор наивно полагал, что написал сатирическое стихотворение, но ему опять грозят уголовным преследованием. Не кажется ли Вам, читатель, что при таком подходе великого русского писателя, автора повести «Преступление и наказание» следует привлечь к суровой ответственности за пропаганду убийств?!

Третий пласт замечаний модератора погружает автора в ступор: «Мы обнаружили в тексте имена реальных людей. Это может нарушить закон о защите персональных данных. Предоставьте, пожалуйста, разрешение на использование данных имен в тексте и отправьте книгу на публикацию. Напоминаем, что распространение информации, причиняющей вред чести, достоинству и репутации граждан, может быть расценено как клевета. Ответственность за клевету, а также оскорбление представителей власти предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ».

Это что же получается, не моги употреблять имена реальных людей типа Джо Байдена, Дональда Трампа, тогда как все пишут о них в открытой печати, как российской, так и зарубежной? Правда, автор пишет и о Гарри Каспарове, Алексее Навальном, а об Анатолии Чубайсе у него целый цикл стихов «Чубайсиада», но ведь он не раскрывает их даты рождения, адреса, партийной и религиозной принадлежности и, тем более, банковских счетов, поскольку сам не знает последних, а остальные берёт из открытых данных, скажем, в Википедии.

За что тюрьма, граждане!

Член Союза российских писателей, доктор физико-математических наук, с уважением,
Иванов Валентин Яковлевич.

2 марта 2013 г