Гостья сезона Ольга Домрачева

Литературный Фестиваль Рунета
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы продолжаем рубрику «Гость сезона» и представляем вам подборку стихов замечательного поэта, нового члена Главной редакции ЛФР Ольги Домрачевой. 
Ольга родилась в 1971 г. в Куйбышеве Новосибирской области. По образованию бухгалтер, работает руководителем универсального офиса "Большереченский" ПАО СК «Росгосстрах».
Стихи печатались в журналах «Белый Орел», «Енисей», поэтическом журнале «Окна», альманахе «Буквица», журнале «Сибирские огни» и т.д.
Победитель межрегионального конкурса им. И. Д. Рождественского (Красноярск, 2016), шорт-листёр Чемпионата Балтии по русской поэзии (2016), лауреат конкурса «Хрустальный родник» (Орёл, 2017), лауреат премии журнала «Сибирские огни» (2017).
Живет в р.п. Большеречье Омской области.

А теперь вместе почитаем. Если вы забыли, то МЧ в комментариях - это Марина Чиркова, АИ - Александра Инина и ТК - Татьяна Комиссарова.

Акулина
http://stihi.ru/2015/01/18/5246

белолицая, чернобровая Акулина
приходила,
песню снежную заводила.
небо в рясе едва чадило луны кадилом.
беспородная сука жалобно в лад скулила.

"баю-баюшки, бедки-детки, подрастайте,
подрастёте - время сонное наверстаем".

синеокая, хладносердая Акулина
оплела дома словесною паутиной,
где иртыш, молодецки сопя,
выгнул спину.
март придёт, заорёт,
встанет клином.

а сейчас баючит вихрями Акулина.
небу недосуг свысока увидеть
над церквушкой крест,
колкий, спелый иней
на посёлке.
сон здесь лубочный, длинный.

здесь Москва и не снится -
тыщи вёрст до столицы.
вдоль ослепшего окна
бродит улица бледна.
где-то в да;ли-далеко
эхо сплёвывает кровь.
"...боже святый, нам не дай..." -
зги господней не видать.

запевает псина,
воет Акулина.

АИ: В первую очередь бросается в глаза народность подборки, песенность. Скажи, Оля, откуда это идет? Это наследие от бабушек или влияние длинных сибирских ночей?  Сама подборка в большинстве своем темна и трагична - я в этом вижу тоже влияние народной сказительности, размышлений о судьбе человеческой в суровом краю. Стихи очень образные, выверенные по стилистике. Тонкая работа со звуком.
МЧ: Необыкновенное стихотворение, истинно сибирское. Соединяющее и малое и огромное, память предков и сегодняшний день. Построенное на грани житейского преодоления, старинной веры и мифологии и планетарных масштабов природы. Акулина как живое женское начало и одновременно аллегория стужи, чернобровостью и синеокостью на белом лице напоминающая славянскую Марену - зиму и смерть. Ничто никуда не делось, века и века наших прародителей всегда с нами рядом.
ТК: Тревожное и тревожащее стихотворение. Важно ли в каком году оно написано? И да, и нет. К сожалению, «бедки» не обходят нас стороной. Замечательное по звучанию место:
небу недосуг свысока увидеть
над церквушкой крест,
колкий, спелый иней
на посёлке.
сон здесь лубочный, длинный.
Такое протяженное: дли-и-и-нный. А вот строчка в начале «небо в рясе едва чадило луны кадилом» показалась мне немного искусственной, что ли. Стилизацией, как считают некоторые, я бы стихотворение не назвала. «На посёлке» - чудесно. Речь первородная, не заигрывающая с читателем, потому искренняя и живая.  «где иртыш, молодецки сопя...» - надо же так сочно сказать!
АИ: А вот мне очень понравилась строка: небо в рясе едва чадило луны кадилом. Веет дореволюционной Россией из школьных учебников.

Бабушка Манюшка
http://stihi.ru/2017/05/04/7991

Бабушка Манюшка, бабонька, бабочка.
Спицы бормочут в руках.
Зреет закат перламутровый, яблочный.
Бабушка, бабонька, так
нитка спешит, ей не ждется, не терпится
свиться в глухой свитерок.
Злая зима — узловатая, в терниях —
тихо ползет на порог.
 
Бабушка Манюшка — белая куколка,
баюшки-баюшки-бай.
 
Спицы стучат... или ветками — гулко как —
окна царапает май,
тянет за ниточку — по небу катится
солнца пушистый клубок.
Рядится яблоня в белое платьице.
В сердце саднит узелок.
Крылья в саду расправляет безвременник.
«Только смотри не замай» —
вьется, порхает у самого темени
бабочка, бабушка Мань...

ТК: Ах, как этот безвременник царапнул! Тут-то как раз о времени – летучем, прекрасном, неуловимом, вечном. Знаете ли вы, что безвременник цветет поздней осенью? Движение времени в смене времен года, как в жизни человека. Здорово. И, конечно, стихотворение о любви. Ласковое такое. Даже нелюбимые деминутивы встали, как надо. Чудесное.
АИ: Стихотворение печальное, но уютное...
МЧ: Да, и родное, теплое, добросердечное ("не замай"). Стихотворение-воспоминание, та самая жизнь наших бабушек, теперь продолженная нами - длящаяся у нас в памяти, всплывая внезапными ассоциациями ("Спицы стучат... или ветками — гулко как — окна царапает май")... доброе и одновременно тревожащее еще не скорым, но явственно грозным будущим:
нитка спешит, ей не ждется, не терпится
свиться в глухой свитерок.
Злая зима — узловатая, в терниях —
тихо ползет на порог.
Сегодня особенно хочется верить в хранительную силу рода, в оберегающую заботу наших прародителей....
ТК: Можно добавить? Я бы специально обратила внимание читателей на рифмы. На мой взгляд, они у Оли замечательные. Не терпится – в терниях. Очень по мне.

время глухих снегов
http://stihi.ru/2016/12/22/4748

время глухих снегов зыбучих ночей
зря воробей-беспризорник пытает чья ты
ты чей
мимо плывут человеки плотва плотвой
носят по силе боль и по слуху вой
под чешуей холодны случайны
 
зреет на черной ветке
кромешный день
плачет по-детски
взбалмошный воробей
чей-йа чей-чей
чей-чей-йа
 
падает
тонет тихо созревший плод
только плывет куда-то
сумрачный город-плот
где поджимая лапки
под крышей глухой зимы
птаха канючит чьи мы
чьи чьи чьи чьи

ТК: Лакомое на звук, погружающее в одинокую атмосферу плывущего сумрачного города. Отточенная техника и абсоютная точность. Есть нелюбители такого вИдения, но я не из их числа.
МЧ: Стихи Ольги Домрачевой двойственны. Они, образно говоря, породистые: житейские и дышащие и одновременно филигранные, как изысканный фарфор, где безупречно и общее очертание, и ясно различима каждая волосяной тонкости деталь, - каждый штрих мастера нанесен твердой рукой. Люди-плотва, созерцаемые с огромного расстояния, чётко просматриваются и каждый в отдельности, заряжая своей неприкаянностью и воробья, становящегося беспризорником, и чёрную ветку, на которой он выживает... это сочувственное зрение. И фарфор звука и ритма, то ли несмотря на свою хрупкую красоту, то ли благодаря ей - живой, зябнущий и тянущийся к теплу нашего прочтения...
АИ: «мимо плывут человеки плотва плотвой» - очень точно пойманное состояние утра большого города.

воды твоей реки
http://stihi.ru/2016/01/01/1257

1.
воды твоей реки темны, глубоки.
на берегах – чертополох,
синеголов,
рви, но смотри, не порань руки -
будет венок тернов.

воды твоей реки шелестят: плыви
щукой ли стерлядью, нельмой
плыви, плотвой
мимо ветловых склонённых вый,
время тебе – водой.

2.

время моё/твоё – золотой песок
на синеполоховых берегах реки.
слышишь, как мой колышется голосок?
ты на него теки.

там, где Иртыш вбирает песок губой –
сладок укус шипа.
здесь, не заметим как,
прошлых обид засушенный ветробой
прочь унесёт река.

3.

где шепелявый ветер, найдя причал,
выдохнет,
сплюнет чертополох,
брызги легонько смахнёт с плеча
русоголовый бог.

время волной прибьётся к босым ногам,
время мое/твоё -
золотой песок.
дай на двоих в своем царстве нам
синеполошный сон.

МЧ: Вот еще один пример того, как по изысканным жилочкам нежного искусства течёт настоящий терпкий сок непосредственного бытия, чувственного и осязаемого. Кукла наследника Тутти только на невнимательный взгляд казалась куклой, а на самом деле всякий раз оказывалась живой девочкой.
ТК: Мне кажется, что первая часть самая сильная и практически самодостаточная. Впрочем, возможно, тут говорит мое пристрастие к краткости. Меня уже начало утащило за собой. Кому-то надо больше времени. Заговор, конечно, заговор – вот и заговорила нас Ольга. Удивительное мастерство, кроющееся за легкостью голоса, плывущего над водой. Чудесная картина, в которой хочется остаться.
АИ: «там, где Иртыш вбирает песок губой» - набегает речная волна на песок, хороший образ. Вообще образы рек у Ольги роскошные:  «медноокий зверь точит берег бивнем» из следующего стихотворения. Немного завидую даже, у нас мелкие воды, такого размаха нет.. Читаешь, понимаешь как прекрасен Иртыш и жалеешь, что он так далеко.

Мотыльки
http://stihi.ru/2019/05/27/3031

                На дне колодца -
                Источник света.
                из песни Ковчег
                группы  "Зимовье зверей"



в древоречье май разливает реки
вылупляются  из коконов человеки
сами себе и омуты и колодцы
всматривается в них молодое солнце
будто чует свет в тех чужих глубинах
непроглядный трепетный голубиный


между водонебьем
и древоречьем
причитает птица
по-человечьи.
на горбу неся
золотые ливни,
медноокий зверь
точит берег бивнем –
улетают в глубь
краснопёрок стаи.
и не важно, кем
мы друг другу стали –
здесь такой закат –
наливная дичка.
...приходи со мной
говорить на птичьем.


и когда во тьме утонули птицы
мы друг другу там продолжаем сниться
где слились в единое явь и небыль
мотыльки обретшие водонебье

МЧ - Стихотворение-словобразование, очень уместное и ёмкое, слияние смыслов водонебья и древоречья превосходно считывается и играет легко и свободно. Кроме всего, вот что еще мне всегда приходит в голову при чтении стихов Ольги: важный компонент ее поэзии это безусловное чувство меры, та самая внутренняя сдержанность, которая вызывает наибольшую бурю эмоций у читателя. Бывает, иной автор шумит, нагнетает - а читатель остается равнодушен. А здесь не так, здесь совершенно обратное происходит.
ТК: Чувство меры... Пусть Оля меня простит, но у меня ощущение, что стихотворение длится после того, как всё главное сказано. Мы друг другу там продолжаем сниться, где слились в единое явь и небыль – вот это мне уже кажется необязательным. Вообще же стихотворение очень авторское, голос узнаваем и принимаем. Про медноокого зверя особенно понравилось. А эпиграф тут обязателен?

человечка приносят в дом
http://stihi.ru/2015/01/18/5246

человечка приносят в дом. начинается суета.
четверо улюлюкают– не складывается квартет.
воздух, звуки, запахи– сейчас вода. вода
обволакивает, у-ка-чи-ва-ет.

он пока кочевник из этого мира в тот,
где проклёвываются зёрна, дают ростки.
с ним кочующий рыжий проныра-кот
об шерстистую мглу коготок вострит.

человечек вздрагивает, тянет ручки, тянется сам
на сладкий привкус, привычный голос, молочный свет.
время капает,
стекает по устам, по кошачьим усам.

человек идет, оставляет след.

оставляет четверых, оставляет дом, оставляя в нём
золотистый локон, из сердца вынутого сверчка.
человек встречает человека, складывает семью и дом.
гладит кота. выгуливает щенка.

по ночам он кочевник из этого мира в тот,
где улюлюкают четверо - нескладный смешной квартет -
как стрекочет в сердце тогда сверчок.
человек вздрагивает, ключ про-во-ра-чи-ва-ет….

ТК: О, это чудесное! Я его раньше не читала и по названию решила, что будет что-то... эээ... мимимишное. Но нет, это не про Ольгу. Мощно, глубоко, читаемо, интересно. Каждая строчка играет. Браво таланту автора.
АИ:  Очень понравилось стихотворение. Легкий слог, тонкие, неслащавые образы и деликатность, с которой автор заглядывает в тайну жизни.
МЧ: Эта вещь для меня явственно перекликается со стихотворением "Река" Алёны Рычковой-Закаблуковской, тоже, случайно или нет, сибирячки. Там река жизни тоже "То ребёночка в дом заносит,/ То выносит дощатый гроб...". Поэты-современницы, поэты-женщины как бы вступают здесь в некий высокий диалог. И видеть и наблюдать это родство мне несомненно приятно. А что Оля сама думает, оно возможно или тут угнездилась химера моего личного читательского восприятия? Важно ли для неё находить какую-либо общность с текстами других поэтов, и если да, то с кем?

ЛФР: Дорогие друзья, присоединяйтесь к разговору. Ваше мнение нам интересно.