6. Заключение Эпоха Грозного через балет

Галина Александровна Романова
6. Заключение, или Зачем на сцене звонари и колокола
(Завершаю тему «Эпоха Ивана Грозного через призму балета»)

В заключение, естественно, нужно ответить на тот вопрос, который был поставлен в самом начале: «Было ли что-то новое в восприятии балета «Иван Грозный» при его просмотре после работы с историческим материалом об эпохе Ивана IV по сравнению с неподготовленным просмотром?». Попробуем.

Сценарий, написанный Юрием Григоровичем, состоял из названий сцен спектакля. Вместе с прологом («Звонари сзывают народ») и эпилогом («Вечно быть государству русскому!») их было восемнадцать. Сценарий – как монтаж эпизодов, охватывающих примерно двадцать лет правления Ивана Грозного. Центральные темы балета отражают в принципе все сферы деятельности царя: личную жизнь, политику внешнюю (завоевание Казани) и внутреннюю (опричнина, уничтожение бояр, объединение государства).

Стоит вспомнить и либретто. Это всего два действия.

Цепочка картин первого действия: звонари возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV ; бояре недовольны его избранием ; на смотринах невест будущей царицей Иван выбирает Анастасию ; князь Курбский в отчаянии, потому что любит Анастасию ; тревожный звон колоколов сообщает о нашествии иноземцев ; Иван возглавляет русские полки, рядом с ним и Курбский ; смерть косит ряды сражающихся, но вестницы победы сулят близкое поражение иноземцам, русские побеждают ; Анастасия с тревогой ждет Ивана ; русские воины возвращаются с победой, Иван и Анастасия вновь вместе, ликует народ ; вдруг страшная весть - царь занемог ; в смятении Анастасия, а бояре рвутся на трон ; грозен излечившийся царь, не будет теперь от него пощады изменникам-боярам.

Цепочка картин второго действия: Иван и Анастасия счастливы ; бояре вовлекают в заговор Курбского, Анастасия отравлена смертельным кубком, Курбский в ужасе, бояре в страхе разбегаются ; звонари возвещают о смерти царицы и измене боярской, в народе смута ; Иван оплакивает Анастасию, в его воображении возникает призрак любимой ; Курбский бежит от мести Ивана ; появляются опричники, которые по воле царя должны извести крамолу и покончить с властью бояр ; бояре схвачены, Иван Грозный руководит расправой, вершит суд над ними ; тяжелы раздумья Ивана, потерявшего любимую и окруженного врагами ; преследуемый видениями, Иван терзается мыслью, что в своей борьбе утратил человечность и обрек себя на одиночество, исступленно ищет Иван Грозный выхода из сплетенного историей клубка противоречий.

На новом просмотре само собой фиксировалось всё, что как-то по-новому обращало на себя подпитанное историческими знаниями внимание. И с каждым новым появлением звонарей всё больше хотелось спросить: «Зачем на сцене звонари и колокола?»

А ведь они определили главное решение хореографического спектакля! Образ звонарей, как не противоречиво это покажется на первый взгляд, разделяя картины, по задумке Григоровича соединяет все действие балета. Звонари – это и зримый художественный образ «народного мнения», и образ самого беспристрастного судьи истории – времени.

Вначале в красном освещении сцены, в красных рубашках и в красных сапогах шесть звонарей сзывают всех действующих лиц трагедии на главную площадь – арену исторических событий. В руках звонарей верёвки, становящиеся по ходу развития действия всё больше и больше символом. Далее звонари колокольным звоном возвещают поочередно беду и победу, народное празднество и глубокую печаль. Поражает и удивительно соответствует образу Ивана Грозного последнее мгновение сценической жизни героя, когда царь собрал воедино спускающиеся со звонницы нити-веревки, чтобы разом покончить с разноголосицей государства Российского. Он попытается согласно ударить в набат, но повиснет в отчаянии на колокольных верёвках. Эта сцена невероятно выразительная и ёмкая по своему значению: Иван Грозный смотрит и указывает туда, где быть единому государству. И в то же время эти верёвки (понимаешь, зная историю) и трагические путы Ивана, горький крестный ход его жизни, противоречивой судьбы.

Конечно, сценический и летописный Иван Грозный не могут совпасть, хотя в главной своей основе балет оказался историчен благодаря философскому обобщению сути событий и конфликтов. Это особенно понимаешь благодаря исторической науке, которая хранит для нас документы, разнообразные свидетельства, оценки специалистов. Хореографом в балете правильно изображён исторический надрыв эпохи, оставившей такие результаты и следы. При знании истории монодрама главного героя раскрывает мрачное масштабное величие событий периода правления Ивана IV и трагедию его неоднозначной и потому интересной до сих пор личности.

Хочется привести слова самого постановщика балета Юрия Григоровича, который уже своими рассуждениями говорит о том, что историю знать надо: «Сегодня я вновь обращаюсь к музыке Сергея Прокофьева и сюжету об Иване Грозном … Я по-прежнему не стремлюсь никак актуализировать коллизии его периода, формы его правления, всю русскую историческую феноменологию, надеюсь, она и так присутствует в спектакле помимо воли создателей и мы не властны над возникающими ассоциациями и перекличками века XVI и XXI. Тем более, я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях... Балет вообще не для того существует! Но своё понимание пути Ивана у меня, конечно, есть. Страшный ли он человек, этот «собиратель Руси», Государства Российского? Конечно, страшный. Сцены из жизни царя, как они у нас собраны и организованы, говорят о том, что движение от власти – к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Молодой Иван-воин, «воевавший Казань» и вступающий в Москву под трубные возгласы народа, готовится в финале балета слушать трубу Архангела и предстать перед вечным судом. Ивана судят уже четыре века, отношение к нему периодически меняется, кто-то Ивана Великого считает Великим учителем, кто-то исчадием ада. Но интересно, что его фигура всё не уходит и не уходит из народного сознания. В этом нескончаемом потоке времени балетным театром ищется и своя художественная истина».

Хочется отметить такое обстоятельство: с 1540-х годов в окружение Ивана IV вошёл митрополит Макарий, который стал духовным наставником Ивана Васильевича. Под его руководством государь много читал, был широко знаком с русскими летописями, со священной, церковной и римской историей. По книгам Иван составил представления об особом, священном характере царской власти. В православии заключается ещё одна сторона развития, формирования личности царя. И вот тут возникает базовый, уже религиозный смысл того, зачем звонари и колокола находятся на сцене: они раскрывают ещё одну суть образов – религиозную.

Я поняла этот заключительно созданный балетмейстером финальный образ. Будет не лишним сказать об этом дважды. В финале балета, после тревожно-кровавых видений, отчаяния и мук совести, Иван Грозный, стоя на высоком постаменте, судорожными движениями будет пытаться собрать воедино эти колокольные верёвки – нити, протянувшиеся от колоколов «Всея Руси», гордо ушедших к небу и не подвластных воле одного человека. И когда, наконец, эти нити соберутся в руках Ивана, земля словно бы уйдёт из-под его ног, и, повиснув на колокольных верёвках, он вылетит вперёд, почти к краю площадки. Этим странным полётом самодержца, распятого историей и вознесённого на суд времени, оканчивается спектакль.

И пусть остаются в русских традициях на сцене великой истории нашей великой страны звонари и колокола. И пусть возвещают они нам только о праздничных, победных событиях. И надо знать историю, чтобы уметь слышать в колокольном звоне предупреждения и предвестия и быть едиными против них.