7 Послесловие к теме Ивана Грозного в балете

Галина Александровна Романова
Подумала и решила добавить немного к опубликованному про «эпоху Ивана Грозного через призму балета». Что конкретно? Мнения профессионалов о том, что является главным в историческом балете.

А. А. ЗИМИН,
доктор исторических наук, профессор

«В главном — балет Григоровича необычайно историчен. И историчность его определяется, прежде всего, тем, что он народен в своей основе...

Обратившись к балету Григоровича, мы увидим, что он, следуя лучшим традициям художественного воплощения событий эпохи Грозного, показал всю противоречивость того времени в духе народных представлений...

Балетмейстер прокладывает новые пути в создании балета на историческую тематику. Пути эти опираются на традиции русского национального искусства и учитывают оценки событий, которые дает наука в настоящее время. В этом и состоит значение балета «Иван Грозный», поставленного Григоровичем на сцене Большого театра».

В.В. ВАНСЛОВ,
академик Российской Академии художеств:

- Для любителей хореографии встреча в балетном спектакле с исторической Русью XVI века, с могущественным и жестоким царём Иваном Грозным может показаться неожиданной. На первый взгляд трудно совместить классический танец и образы опричнины, балетный костюм и боярские шубы. Правда, отечественный балетный театр давно вышел за пределы легенды и сказки, породнился с большой классической литературой и знает немало удач в воплощении современной темы и исторического прошлого.

И всё-таки перед творцами данного спектакля, и, прежде всего перед автором либретто и постановщиком Юрием Григоровичем, стояла сложная новаторская задача: создать произведение об истоках русской государственности, народном стремлении к единению русских земель, борьбе с иноземным нашествием, патриотизме и свободолюбии, трудных путях и драматических событиях исторического прогресса. Эта задача могла бы оказаться неразрешимой, если бы драматург-балетмейстер пошел по пути простого иллюстрирования конкретных исторических событий и дал бы жанрово-бытовое решение темы. Но драматургия спектакля основана на обобщенном, образном раскрытии основных социальных сил и конфликтов исторической эпохи, воплощении нравственно-психологических коллизий в развитии незаурядной человеческой личности.

На решение художественной задачи постановщика вдохновила замечательная музыка Сергея Сергеевича Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный», дополненная эпизодами из других его сочинений. Музыкальная композиция балета была создана композитором Михаилом Чулаки. Бережно относясь к музыке С. Прокофьева, он в ряде случаев дал этому материалу симфоническую разработку, создал отдельные эпизоды, основанные на соединении нескольких музыкальных тем Прокофьева, расширил и развил некоторые музыкальные номера, подчинив течение музыки драматургии балета. Совместная работа М. Чулаки и Ю. Григоровича, единство их творческих устремлений обусловили слитность музыкальной композиции и сценического действия. По существу, в спектакле «Иван Грозный» дана новая жизнь редко исполняемой и необычайно высокой по своим художественным качествам музыке С. Прокофьева.

Несмотря на то, что в основе балета музыка к кинофильму «Иван Грозный», либретто никак с этим кинофильмом не связано, и потому неправомерны были бы ассоциации между ним и спектаклем. В балете действует молодой Иван Грозный — собиратель русских земель. В спектакле отражены такие события, как борьба Ивана с иноземным нашествием и боярской оппозицией, измена Курбского, возникновение опричнины. Через весь спектакль проходит образ народа, вожаками его выступают Звонари. Колокола отмечают все узловые моменты действия, и каждый раз они звучат по-разному: тревожный набат, возвещающий боярскую смуту, призывный сигнал к борьбе с иноземными захватчиками, радостный, переливчатый, торжественный, праздничный звон победы, траурные колокола народной скорби и мятежный, возбужденный набат народного бунта.

Каждый раз Ю. Григорович находит особый танцевально-пластический образ Звонарей, соответствующий музыке и драматической ситуации. Изменяясь и трансформируясь, образ Звонарей, словно лейтмотив, проходит через весь спектакль. Народ в спектакле не «безмолвствует» — участвует в исторической жизни, поддерживает прогрессивные начинания Ивана, борется с захватчиками, бунтует против несправедливости. Ему противостоят консервативные силы оппозиционного боярства, изменники родины и мракобесы. Балетмейстер нашел для выражения социальных конфликтов и отношений специфические формы пластико-хореографического воплощения. Классический танец, обогащенный национальными русскими элементами, получая внутреннее оправдание, обретает здесь естественность и свободу дыхания, а в широком щедром разливе его находит отражение движение чувств и стремлений народных масс и персонажей балета.

Во взаимоотношениях с народом, боярами, опричниной, Курбским, в любви к Анастасии раскрывается сложный и психологически многогранный образ Ивана Грозного. Он выступает в спектакле и как государственный деятель, противостоящий междоусобице и подавляющий боярскую смуту, и как герой, возглавляющий сопротивление вражескому нашествию, и как страшный, жестокий каратель, и как человек, способный на глубокие и светлые чувства.
Убежденный в своей правоте и испытывающий муки совести, он не находит выхода из противоречий. Стремясь к прогрессивным преобразованиям, Иван Грозный не может полностью реализовать государственные замыслы, так как теряет нравственные начала и вступает в конфликт со своей идеей и самим собой. Это герой масштабный и трагический, стремящийся к созиданию, но исторически не могущий найти единения с народом. Балетный театр не знал ранее образов такой психологической многогранности, сложности и противоречивости. Хореографически образ Ивана Грозного предстает в развитии, раскрывается в монологах, дуэтах и танцевально-пластических сценах. И вместе с тем ни одна из этих хореографических форм не повторяется, ибо каждый раз определяется конкретной драматической ситуацией и характером музыки. Достаточно сравнить между собой дуэты Ивана и Анастасии. Первый из них – нежный дуэт встречи на смотринах. Второй - радостный, совпадающий с праздником победы, идущий в окружении народной массы. Третий – дуэт упоения счастьем, идущий без сопровождения. Четвертый дуэт - воспоминание об утраченном счастье, когда Анастасия является Ивану в виде призрака. В последнем случае балетмейстер, казалось бы, использовал традиционную форму балетного «видения», но, наполненная глубочайшим психологическим содержанием, она органично вливается в большую сцену душевных мук Ивана.

Не только в этой сцене, но и в других эпизодах спектакля балетмейстер порою прибегает к символам и аллегориям, неразрывно вплетая их в реальное действие. Сцену боя с иноземными захватчиками балетмейстер строит, не только сталкивая образы противоборствующих сил, но включая в танцевальную композицию аллегории Смерти и Победы. Аллегорические фигуры участвуют также в сценах заговора бояр и раздумий Ивана. Символический характер имеют образы Звонарей. Потому Иван в финале спектакля в ожесточенном исступлении стремится соединить, связать в единый узел веревки колоколов, видя в этом символ единения Руси.
Как всегда в спектаклях Ю. Григоровича, большая роль в сценическом решении принадлежит художнику Симону Вирсаладзе. Через обобщенные формы русской архитектуры, костюмов он создал целостный художественный образ могучей народной Руси.

«Иван Грозный» — своеобразная философско-хореографическая поэма о величии исторического прошлого России, спектакль глубоких размышлений и больших проблем.
(из статьи «Драматизм истории в балете»)

Ю.Н. ГРИГОРОВИЧ,
хореограф, Герой социалистического труда, Народный артист СССР:

«Мир балета считает Прокофьева своим автором, и моя постановка «Ивана Грозного», несмотря на кажущиеся противоречия между центральным героем и самой природой балета, рождалась совершенно органично. Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Именно музыка, а не что-то другое, например, сюжеты русской истории, точное следование эпохе, биографиям персонажей, их психологическим особенностям, народный фон и многое подобное, что мне отчасти приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы. Нет, и еще раз нет - только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел тридцать лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня. Все вышеперечисленные темы всплывают в балете по необходимости, некоторые, наверное, и вырастают в самостоятельные сюжеты, но - управляемы они этой стихией звука и ритма, этого мощно заряженного и неудержимого эпического потока».

«С глубокой благодарностью вспоминаю я и нашего научного консультанта профессора-историка Александра Александровича Зимина».

«Сегодня я вновь обращаюсь к музыке Сергея Прокофьева и сюжету об Иване Грозном в Краснодарском театре балета. Я по-прежнему не стремлюсь никак актуализировать коллизии его периода, формы его правления, всю русскую историческую феноменологию, надеюсь, она и так присутствует в спектакле, помимо воли создателей и мы не властны над возникающими ассоциациями и перекличками века XVI и XXI. Тем более, я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях...
Балет вообще не для того существует!

Но свое понимание пути Ивана у меня, конечно, есть. Страшный ли он человек, этот «собиратель Руси», Государства Российского? Конечно, страшный. Сцены из жизни царя, как они у нас собраны и организованы, говорят о том, что движение от власти - к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Молодой Иван-воин, «воевавший Казань» и вступающий в Москву под трубные возгласы народа, готовится в финале балета слушать трубу Архангела и предстать перед вечным судом. Ивана судят уже четыре века, отношение к нему периодически меняется, кто-то Ивана Великого считает Великим учителем, кто-то исчадием ада. Но интересно, что его фигура все не уходит и не уходит из народного сознания. В этом нескончаемом потоке времени балетным театром ищется и своя художественная истина».
(из статьи «Труба Архангела»)

Уолтер ТЕРРИ,
балетный критик:

«Мы счастливы тем, что Юрий Григорович поставил свой балет «Иван Грозный» для Гранд-опера. Это захватывающая историческая фреска, которую Гранд-опера включает в свой репертуар. Такой балет с нетерпением ждала давно французская публика, многочисленные любители балета».

Оливье МЕРЛЭН,
балетный критик «Монд»:

«Иван Грозный» - своеобразная философско-хореографическая поэма о величии исторического прошлого России, спектакль глубоких размышлений и больших проблем. В нем решен ряд новаторских задач музыкально-хореографического искусства».

М.М. ЯНШИН,
народный артист СССР:

«Едва ли не впервые на балетную сцену столь ярко и широко пришла русская эпика – эпика самой истории и эпика её яркого художественного отображения, связавшего неразрывным узлом трагедию мятущейся личности и трагедию народа».