Восток - дело не тонкое...

Игорь Дадашев
Кто не знает эту сакраментальную сентенцию красноармейца Сухова? Мудрый русский солдат, прошедший первую мировую в окопах и бои с басмачами в прикаспийских песках Туркмении, знал, что говорил, когда изрек свою, ставшую крылатой фразу про тонкость Востока с его нюансами и оттенками. Сам я, будучи уроженцем одной из солнечных республик Закавказья, объездивший и Северный Кавказ, и Южный, да служивший в Средней Азии, хорошо знаком с менталитетом местных жителей. И на юге, и на востоке. Как всякий, рожденный в СССР, был воспитан в духе интернационализма и дружбы народов. Таким вот интернационалистом уходил в армию. Немного потрепанным жизнью и межнациональными конфликтами на службе, но все таким же убежденным советским человеком я и вернулся домой, каковым и остаюсь поднесь. И даже вскоре начавшиеся кровавые конфликты по разным углам Советского Союза не поколебали моего отношения к людям. Нет плохих наций, есть отдельные подонки и преступники. Хотя бывает и так, что целый народ может подпасть под влияние своих националистов и шовинистов, а то и откровенных нацистов и расистов. Жители Соединенного королевства, где аристократия, ведущая свои родословные от Вильгельма Завоевателя, и на дух не переносящая собственное простонародье – кокни, потомки благородных пиратов, колонизаторов, работорговцев и рабовладельцев подтвердят это. Так же, как и жители некогда грозного рейха, и наши небратья, щиро, свидомо косплеящие битых гитлеровцев в лучших традициях папуасского карго-культа.
Но вернемся к нашим бара… баро… в общем, к северным реалиям. Ухудшение жизни и повсеместное обнищание населения коллективного Юга в последние, даже не годы, не месяцы, а дни переполнило половодье миграционных потоков в Россию. Даже в наш заснеженный, с суровым климатом город на краю света стали перебираться в массовых количествах теплолюбивые, а от того нетерпеливые южане. Вечер буднего дня. Иду с работы. Зашел в супермаркет возле дома, там есть банкомат Сбербанка. Надо было оплатить квитанции коммунальных платежей. У банкомата никого. Время около двадцати часов. Народу к кассам тоже немного. Ну, думаю, никто не будет раздраженно дышать в затылок перегаром, или сопеть раздражено под ухом. Но не тут-то было!
Только я вставил карточку в банкомат, только стал сканировать первую квитанцию, а штрихкод, как назло, не сканировался, как за спиной послышался гортанный, с чужим акцентом голос. Нахальный и нахрапистый, несмотря на то, что его обладатель обратился ко мне со словом «Уважаемый». Но на ты, и с нагловатой уверенностью в том, что я просто обязан ему уступить.
«Уважяимый, дай мне деньги снять с карточки, быстро!» - сказал молодой парень, которому на вид было чуть больше двадцати. У меня сын лет на десять его старше. Я обернулся, смерил его кшатрийским взором с ног до головы и ответил: «Подождешь, пока я не оплачу. Жди своей очереди». Он дернулся было нахамить, но я перебил его вопросом: «Ты вообще откуда здесь взялся такой?». Он сник: «Откуда? Отсюда». Я равнодушно бросил ему, что здесь такие не живут и отвернулся, чтобы продолжить свои дела. Перед мысленным взором встал весь интернационал нашего инженерного батальона в той гвардейской мотострелковой дивизии, которая была сформирована в сентябре 1941 года и с боями прошедшая до Германии. Парень, что стоял за мной не был монголоидом, то есть, не казах, и ни киргиз. Не был похож и на индоевропейского ария – таджика, родственного афганцам. А скорее на тюрка смахивал. Значит, узбек, скорее всего.
Я сканировал свои квитанции, затылком ощущая сверлящий взгляд чужака из Средней Азии. В моих генах, в моей операционной системе крепко вшиты ценности советского интернационализма, изрядно приправленные христианским отношением к людям, где несть эллина, или иудея, а все мы – дети Божьи. И мусульмане, которые такие же коренные жители России, как казанские татары, башкиры и чеченцы с дагестанцами, сейчас проявляют чудеса героизма и истинного российского патриотизма на фронте. А вот этот молодой чужак, он не такой. Даже с его дежурно вымученным обращением «уважяимый». Эх, перестали в аулах и кишлаках старейшины воспитывать своих внуков, отправляющихся на заработки в Россию.
Закончив оплату коммуналки, я не торопясь сложил в рюкзак квитанции, спрятал карточку в бумажник. И повернулся к парню. «У нас в России принято терпеливо ждать в очереди. А у вас в Средней Азии принято уважать старших. И я тебе в отцы гожусь. Не стыдно?».
Парень обалдел. Чего-то залопотал, залепетал. Но только и смог выдавить из себя: «А я и жду. У вас с головой все в порядке?».
У меня-то, да. А вот у тебя с совестью что-то не очень.
Я вышел в ночную морозную тишину. Город устало смежил веки после трудового дня. Мне подумалось, если мы принимаем в таких количествах трудовых мигрантов из бывших советских республик, которые родились даже не девяностые, а уже в начале двух тысячных, плохо знающие русский язык, наши традиции, да и свои собственные тоже, если язык у такого молодца поворачивается дерзить человеку, который явно старше него, то эти провалы в национальной политике уже не раз оборачивавшиеся конфликтами между коренным населением России и пришельцами, надо решать без промедления. И если надобность в этой рабочей силе настолько сильна, то нашему государству стоит всерьез озаботиться защитой своих граждан, ведь на моем месте мог оказаться ребенок, или женщина, или старик, или просто человек робкого десятка, а для этого насущно необходимо прививать каждому приехавшему в Россию наши ценности, нашу культуру, наш язык улучшать, а в целом укоренять любого, кто желает получить заветное российское гражданство, в русской цивилизационной матрице. Пусть это будет не православная парадигма, никто никого насильно в христианство не будет заставлять переходить, но хотя бы следуйте своим собственным исламским традициям. Не можете, не знаете, не приучены? Берите пример с мужественных и благородных чеченских воинов. И тогда все межнациональные конфликты просто не будут возникать между коренным населением российских городов и мигрантами из бывших советских республик в Средней Азии.

09. 03. 2023 г.